"Готовимся к ОГЭ по русскому языку"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
программа факультативного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_gotovimsya_k_oge.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский
Рекомендовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Директор
__________ Канева Н.В. __________ Шевцова Е.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку»
Основное общее образование
Составитель: Морозова Ю.А.,
учитель русского языка и литературы
пст. Первомайский,
2015 г.
Пояснительная записка
Одним из показателей качества приобретенных знаний по русскому языку за курс основной школы является наличие орфографической и пунктуационной грамотности, развитие связной речи обучающихся. Эти знания также играют немаловажную роль при сдаче ОГЭ по русскому языку.
Содержание данного факультативного курса нацеливает на систематизацию обучающимися правил орфографии и пунктуации, развитие речевой компетенции.
Реализовать работу в указанном направлении помогут обобщающие схемы и таблицы по орфографии и пунктуации, стилистике, развитии речи, лингвистические словари, орфографический анализ различных слов, стилистический анализ текста.
Первая часть основного государственного экзамена по русскому языку предполагает написание сжатого изложения по тексту. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых умений:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемых в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение разделять главную и второстепенную информацию;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение использовать языковые средства для обобщенной передачи содержания текста.
Работая в рамках первого этапа подготовки в ОГЭ, обучающиеся получат возможность узнать о способах, приемах сжатия текста, использовании различных языковых средств для передачи информации в обобщенном виде и применить эти знания при написании изложения.
Вторая часть экзаменационной работы включает в себя задания с выбором ответа/кратким ответом. Здания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемым содержания исходного текста. Все задания имеют практическую направленность, так как проверяемые языковые явления составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и языковыми нормами. Работа в рамках второго подготовительного этапа будет заключаться в повторении важнейших орфографических и пунктуационных правил и их применении на конкретных примерах.
Третья часть экзаменационной работы содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых учащийся должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию учащихся, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать свою точку зрения, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо обучающимся в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5 – 9 классов.
Цель курса:
- способствовать повышению орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, развитию у них связной речи, обеспечение подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение государственной итоговой аттестации.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
факультативного курса:
- овладение орфографическими навыками;
- овладение пунктуационными навыками;
- грамотное использование приемов компрессии и переработки текста;
- работа с тестовыми заданиями: понимание формулировки смысла задания;
- четкое следование инструкциям;
- самостоятельное ограничение временных рамок при выполнении задания;
- умение работать с экзаменационными бланками.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть, которая включает в себя повторение правил, изучение трудных случаев правописания, и практическая часть – выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенцию, закрепить знания орфографических и пунктуационных правил.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме. | 2 |
2. | Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. | 5 |
3. | Сжатое изложение. Основные приемы компрессии текста. | 6 |
4. | Работа с тестовыми заданиями. | 5 |
5. | Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. | 4 |
6. | Сочинение – рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. | 4 |
7. | Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы, выводы. | 4 |
8. | Контрольная работа в формате ОГЭ | 4 |
9. | Всего: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Цели и задачи факультативного курса. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению экзаменационной работы по русскому языку | 1 |
2. | Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению экзаменационной работы по русскому языку | 1 |
3. | Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации. | 1 |
4. | Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации. | 1 |
5. | Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации. | 1 |
6. | Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации. | 1 |
7. | Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации. | 1 |
8. | Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. | 1 |
9. | Первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление развернутого и сжатого плана текста. | 1 |
10. | Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к написанию изложения. | 1 |
11. | Основные приемы компрессии текста. | 1 |
12. | Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. | 1 |
13. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. Сравнение с образцом. Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 1 |
14. | Выполнение тестовых заданий | 1 |
15. | Выполнение тестовых заданий | 1 |
16. | Выполнение тестовых заданий | 1 |
17. | Выполнение тестовых заданий | 1 |
18. | Выполнение тестовых заданий | 1 |
19. | Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. | 1 |
20. | Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. | 1 |
21. | Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. | 1 |
22. | Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. | 1 |
23. | Сочинение - рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту. | 1 |
24. | Сочинение - рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту. | 1 |
25. | Сочинение - рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту. | 1 |
26. | Сочинение - рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту. | 1 |
27. | Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению. | 1 |
28. | Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению. | 1 |
29. | Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению. | 1 |
30. | Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению. | 1 |
31. | Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
32 - 34 | Контрольная работа в формате ОГЭ. | 3 |
Список литературы
1.Русский язык. Типовые экзаменационные материалы под редакцией И.П.Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва. 2016 г.
2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989
4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс,2008.
9. https://rus-oge.sdamgia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёр. Готовимся к ГИА по русскому языку. Вариант 1
Данный тренажер поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА по русскому языку. ...
Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"
Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
Материал для ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А15"
Учебный тренажер включает задания для отработки орфограмм "Правописание приставок", "Правописание разделительных Ъ и Ь", "Правописание букв И-Ы на стыке приставки и корня" (задание А15 ЕГЭ...
Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А18"
Презентация представляет собой учебный тренажер, предназначенный для отработки навыка слитного и раздельного написание НЕ с различными частями речи (задание А18). Может быть использован как...
Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.
Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...
Готовимся к экзамену по русскому языку. Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)
Открытый урок для учащихся и их родителей...