"Готовимся к ОГЭ по русскому языку"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Морозова Юлия Александровна

программа факультативного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa_gotovimsya_k_oge.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Рекомендовано:                                                              Утверждено:

Руководитель  ШМО                                                     Директор      

__________ Канева Н.В.                                               __________ Шевцова Е.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

«Готовимся к ОГЭ по русскому языку»

Основное общее образование

Составитель: Морозова Ю.А.,

учитель русского языка и литературы

пст. Первомайский,

2015 г.

Пояснительная записка

Одним из показателей качества приобретенных знаний по русскому языку за курс основной школы  является наличие орфографической и пунктуационной грамотности, развитие связной речи обучающихся. Эти знания также играют немаловажную роль при сдаче ОГЭ по русскому языку.

Содержание данного  факультативного курса нацеливает на систематизацию обучающимися правил орфографии и пунктуации, развитие речевой компетенции.

 Реализовать работу в указанном направлении помогут обобщающие схемы и таблицы по орфографии и пунктуации, стилистике, развитии речи, лингвистические словари, орфографический анализ различных слов, стилистический анализ текста.

Первая часть основного государственного экзамена по русскому языку предполагает написание сжатого изложения по тексту. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых  умений:

- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемых в тексте;

- умение адекватно воспринимать авторский замысел;

- умение разделять главную и второстепенную информацию;

- умение сокращать текст разными способами;

- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- умение использовать языковые средства для обобщенной передачи содержания текста.

Работая в рамках первого этапа подготовки в ОГЭ, обучающиеся получат возможность узнать о способах, приемах сжатия текста, использовании различных языковых средств для передачи информации в обобщенном виде и применить эти знания при написании изложения.

 Вторая часть экзаменационной работы включает в себя задания с выбором ответа/кратким ответом. Здания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемым содержания исходного текста. Все задания имеют практическую направленность, так как проверяемые языковые явления составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и языковыми нормами. Работа в рамках второго подготовительного этапа будет заключаться в повторении важнейших орфографических и пунктуационных правил и их применении на конкретных примерах.

   Третья часть экзаменационной работы содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых учащийся должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию учащихся, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом особое внимание уделяется умению аргументировать свою точку зрения, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо обучающимся  в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

   Рабочая программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5 – 9  классов.

Цель курса:        

- способствовать повышению орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, развитию у них связной речи, обеспечение подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Задачи курса:

- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение государственной итоговой аттестации.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

факультативного курса:

- овладение орфографическими навыками;

- овладение пунктуационными навыками;

- грамотное использование приемов компрессии и переработки текста;

- работа с тестовыми заданиями: понимание формулировки смысла задания;

- четкое следование инструкциям;

- самостоятельное ограничение временных рамок при выполнении задания;

- умение работать с экзаменационными бланками.

      На каждом занятии предусматривается теоретическая часть, которая включает в себя повторение правил, изучение трудных случаев правописания, и практическая часть – выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенцию, закрепить знания орфографических и пунктуационных правил.

       Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Тематический план

Наименование разделов

Количество часов

1.

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме.

2

2.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

5

3.

Сжатое изложение. Основные приемы компрессии текста.

6

4.

Работа с тестовыми заданиями.

5

5.

Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы.

4

6.

Сочинение – рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы.

4

7.

Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы, выводы.

4

8.

Контрольная работа в формате ОГЭ

4

9.

Всего:

34

Календарно – тематическое планирование

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Цели и задачи факультативного курса. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению экзаменационной работы по русскому языку

1

2.

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению экзаменационной работы по русскому языку

1

3.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации.

1

4.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации.

1

5.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации.

1

6.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации.

1

7.

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения государственной итоговой аттестации.

1

8.

Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

1

9.

Первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление развернутого и сжатого плана текста.

1

10.

Выделение микротем в тексте. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к написанию изложения.

1

11.

Основные приемы компрессии текста.

1

12.

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

1

13.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Редактирование текста. Сравнение с образцом. Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

14.

Выполнение тестовых заданий

1

15.

Выполнение тестовых заданий

1

16.

Выполнение тестовых заданий

1

17.

Выполнение тестовых заданий

1

18.

Выполнение тестовых заданий

1

19.

Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

1

20.

Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

1

21.

Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

1

22.

Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.

1

23.

Сочинение -  рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту.

1

24.

Сочинение - рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту.

1

25.

Сочинение - рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту.

1

26.

Сочинение - рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению по тексту.

1

27.

Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению.

1

28.

Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению.

1

29.

Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению.

1

30.

Сочинение – рассуждение на нравственную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. Подготовка к сочинению – рассуждению.

1

31.

Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к контрольной работе.

1

32 - 34

Контрольная работа в формате ОГЭ.

3

Список литературы

1.Русский язык. Типовые экзаменационные материалы под редакцией И.П.Цыбулько, издательство «Национальное образование», Москва. 2016 г.

2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989

4. Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. - М.: Айрис-пресс,2004.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ООО «А ТЕМП», 2008

7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс,2008.

8. https://neznaika.pro/

9. https://rus-oge.sdamgia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр. Готовимся к ГИА по русскому языку. Вариант 1

Данный тренажер поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА  по русскому языку. ...

Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"

Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Материал для ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А15"

Учебный тренажер включает задания  для отработки орфограмм "Правописание приставок", "Правописание разделительных Ъ и Ь", "Правописание букв И-Ы на стыке приставки и корня" (задание А15 ЕГЭ...

Презентация "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. ТРЕНАЖЕР А18"

Презентация представляет собой учебный тренажер, предназначенный для отработки навыка слитного и раздельного написание НЕ с различными частями речи (задание А18). Может быть использован как...

Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.

Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...