Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Аверкина Светлана Владимировна

Технологическая карта урока русского языка по обобщению материала по теме "Деепричастие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

20. 12. 2016

Предмет, класс

Русский язык 7Г класс

Учитель

Аверкина Светлана Владимировна

Тема урока

Обощение по теме «Деепричастие»

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Цель урока

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии.

Задачи урока

Развивающие: развивать навык употребления деепричастий в речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Коммуникативные: совершенствовать умение работать в парах.

Планируемые результаты

Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях, определять синтаксическую роль деепричастия, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, определять вид деепричастий.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной деятельности; формирование целостного мировоззрения ,соответствующего современному уровню развития русского языка.

Ресурсы

Методы и приемы

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, парная, фронтальная.

Технологии

Технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии.

Оборудование

Учебник. Русский язык 7 класс. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская ,Л. А. Тростенцова, интерактивная доска (экран) компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия

Деепричастие, морфологические признаки.

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

I. Оргмомент.

 Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Компьютерная презентация

- Запишите в тетрадях число, классная работа (слайд 1).

- Отгадайте загадку:

Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похожа на глагол.

(слайд 2)

- Что это за часть речи?

Как вы догадались? Какие темы по деепричастию мы уже изучили? Сегодня мы тоже будем выполнять задания по этим темам.

И какова тема сегодняшнего урока?

(слайд 3)

Какова  цель нашего урока? (слайд 4)

Знакомит с листом оценивания (приложение 1).

(слайд 5)

Запись в тетрадях

Деепричастие

Правописание деепричастий, деепричастный оборот, морфологический разбор деепричастия.

Обобщение по теме «Деепричастие»

Закрепить и обобщить

знания и умения

по теме: «Деепричастие»        

Знакомятся со структурой урока, задают вопросы

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Принимать и сохранять учебную задачу,  планировать самостоятельно необходимые действия; действовать по плану

II. Актуализация изученного

Систематизация полученных ранее знаний

Цифровой диктант

- Повторим теорию.

Если вы согласны с утверждением, поставьте цифру “1”, если нет-“0”

(слайд 6).

Я утверждаю, что:

  1. Деепричастие – неизменяемая часть речи
  2. Только тогда, когда деепричастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми.
  3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
  4. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно
  5. Деепричастия несовершенного вида образуются путем прибавления суффиксов  -в, -вши, -ши-
  6. Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие и отвечают на вопрос  что сделав?
  7. Деепричастие и деепричастный оборот в предложении является обстоятельством
  8. Суффиксы   -а-(я) характерны для деепричастий несовершенного вида
  9. Деепричастие  – это часть речи , которая имеет признаки глагола и прилагательного

(слайды 7-8)

- Теперь проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку. Сколько цифр поставлено правильно, столько и баллов. Зафиксируйте свой результат в листе самооценки. Поднимите руки те, у кого 8-9 баллов.

Учащемуся было дано индивидуальное задание – составить цифровой диктант из 9 утверждений.

Учащийся читает утверждения.

Взаимопроверка.

Выставление баллов в лист самооценки.

Развитие сенсорной сферы:

- восприятия: слухового и зрительного;

- памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной;

- внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного;

III. Обобщение изученного ранее материала.

Систематизация полученных ранее знаний

1. Пунктуационная разминка.

- Расставьте знаки препинания и обозначьте деепричастные обороты.

1) Белочка распустив хвост прыгала по веткам.

2) Весело шаля река бежит по склонам гор.

3) Вы пренебрегаете устным счетом пользуясь калькулятором.

(слайды 9-10)

2. Распределительная работа.

Подняв головы, хлопая крыльями, отражаясь в воде, сдержав шаг, прижимаясь к земле, устремив взгляд, посматривая по сторонам, поднявшись с места, глядя вниз, закончив сочинение.

(слайды 11-12)

1) Белочка, /распустив хвост/, прыгала по веткам.

2) /Весело шаля/, река бежит по склонам гор.

3) Вы пренебрегаете устным счетом, /пользуясь калькулятором/.

Сов. вид                                       подняв                                            сдержав                                        устремив                                  поднявшись

закончив

Несов. вид                                       хлопая

отражаясь                               прижимаясь

посматривая                                      глядя

IV. Пауза отдыха.

(закрепление материала)

Проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности.

Физминутка
«Причастия и деепричастия»

наклонившись

 сверкавший

 перегнув

 улетая

 поменявшая

 покрикивая

 испуганный

 разливаясь

держась

проснувшееся

(слайд 13)

Выполняют соответствующие упражнения

Развитие сенсорной сферы:

- восприятия слухового

- памяти словесно-логической, эмоциональной, моторной,

- внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправлен

ного

V. Закрепление приобретённых знаний и умений

Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполнение аналитико-синтетических упражнений частично-поискового типа.

1.  Выборочный диктант

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не) написав, (не)доумевая, (не)втретив, (не)навидя, (не)чувствуя, (не)говоря, (не)веря, (не)взлюбив, (не)чувствуя, (не)разбивши.

(слайды 14-15)

2. Морфологический разбор деепричастия.

Преодолев3 линию защиты, футболист уверенно повел мяч к воротам.

От реки шёл туман, окутывая3 прибрежные кусты.

(слайд 16)

Проверка разборов с помощью документ-камеры

негодуя

недоумевая

ненавидя

невзлюбив

Преодолев – деепр. (повел как? что сделав?)

1. Морф. пр.: сов. в., неизм. ф.

2. Повел (как?),  преодолев

Окутывая – деепр. (как? что делая?)

1. Морф. пр.: несов. в., неизм. ф.

2. Шел (как?), окутывая

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Формирование умственных, учебных действий: анализа и синтеза - при анализе алгоритма действия,

сравнения – через сравнение критериев переходности и непереходности глагола.

обобщения и систематизации – при составлении устных ответов, через запоминание критериев переходности глагола, постановку вопросов по изучаемой теме

Домашнее задание.

Закрепить полученные знания и умения

- Составить лингвистический портрет

 деепричастия

(слайд 17)

Запись задания в дневник

Планировать самостоятельно необходимые действия; действовать по плану.

Оценка.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Заполните лист самооценки (слайд 18)

Заполняют лист самооценки и сдают учителю

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Рефлексия.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

- Вспомните, какую цель поставили на уроке?

НА УРОКЕ УЗНАЛИ…

БЫЛО ЛЕГКО

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ

ЕЩЁ ХОЧУ УЗНАТЬ

(слайд 19)

Отвечают на вопросы фронтально

Формулирование выводов по данной теме.

Дополнитель

ное задание

Поэтическая минутка

- Послушайте стихотворение Р. Саути “Лодорский водопад”.

- Назовите деепричастия, определите их вид.

- В чем необычность этого стихотворения?

- Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?

-Почему записано столь необычно?

-Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.

- В чем особенность деепричастий?

= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия.

- А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?

= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды.

-Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

(слайд 20)

52 деепричастия несовершенного вида


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...