Урок по литературе "Песни о Степане Разине" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Виноградова Надежда Михайловна

В процессе анализа песен выявляются их историческая основа и особенности поэтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_o_stepane_razine.docx58.43 КБ

Предварительный просмотр:

Литература – 8

Тема: «Песни о Степане Разине»

Цели:

  • выявить  исторические основы песен, особенности их поэтики;
  • формировать навыки работы с учебником, выразительного чтения, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к русской истории и фольклору.

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Примечания

1.ОНУ

2.Проверка д/з

Уч-ся сообщают об отличии ист.песен от летописей и былин

Оценка домашнего задания

3.Сообщение темы, целеполагание

Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с ист.песнями 16-17 веков. Естественно, что героями этих песен были важнейшие ист.лица той эпохи царь Иван Грозный, патриарх Филарет и другие. Сегодня мы обратимся к ист.песням 17-18 веков. И, конечно же, в них будут отражены важнейшие ист.события и герои этого времени.

4.Песни о Степане Разине

Большое кол-во ист.песен создано в период после 20-х годов 17 – до начала 18 века. Многие из них посвящены Степану Разину.

Запись темы урока

5.Реализация инд.задания

Сообщение ученика о Степане Разине

Оценка сообщения

6.Слово учителя

Сообщение о восстании под предводительством Степана Разина.

Восста́ние под предводи́тельством Степа́на Ра́зина, Крестья́нская война́ 1670−1671— война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

 Причинами этой войны были чрезмерный феодальный гнет, усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.

 Отряд Разина блокировал Волгу и тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и набрав достаточно людей, Разин заявил о походе на Москву.

 Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. Разинцы захватили Царицын (Волгоград) и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство.

После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья, а также чуваши, марийцы, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком.

 В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск (Ульяновск), но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруким. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол.

 Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.

Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек.

 Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото.

7. Анализ песни «Разин и девка-астраханка»

Заполнение таблицы

См. Приложение №1

8.Итог урока

Чтение статьи «Песни о Степане Разине», с.11-12

9.Д/З

Анализ ист.песни по образцу в таблице

Приложение №1

План анализа

«Разин и девка-астраханка»

Тема, историческая основа (Перед заполнением прочитать «Для вас, любознательные», с.16-17)

Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время

Лирические персонажи

Степен Разин – «заговоренный воин», обобщающий образ разбойника, девка Маша

Образно-выразительные средства

а)Усеченные формы прилагательных («легки ружья», «глуху полночь»).

б)Старославянские слова (стояти, ночевати, спати, заряжати).

в)Уменьшительно-ласкательные суффиксы(неделюшку, ночку, ружьецы, платочком и др.)

г)постоянные эпитеты («лёгки ружья», «в глуху полночь», «шёлковый платочек», «во железную клетку»).

д)повторы («Стеньку Разина прельщала // Стеньку Разина прельстила. // Три дня по Астрахани возили // Три дня голодом морили»)

Характерные признаки жанра

Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди

Идея

Разин – непобедимый герой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...