Комплексный анализ художественного текста 11 класс(упражнения)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Сесейкина Ирина Викторовна

Упражнения для комплексного анализа  хкдожественного текста 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексный  анализ художественного текста (материалы для анализа)

I

     Над степью – желтый солнечный зной. Желтой  пылью дымятся нескошенные вызревшие заливы пшеницы. К частям косилки не притронуться рукой. Вверх не поднять голов. Иссиня-желтая наволока неба накалена жаром. Там, где кончается пшеница, шафранная цветень донника.

     Хутор скочевал в степь. Косили жито. Выматывали в косилках лошадей, задыхались в духоте, в пряной пыли, в хрипе, в жаре. Ветер,  наплывавший от Дона редкими волнами, подбирал полы пыли; марью, как чадрой, кутал колючее солнце. (М.А.Шолохов)

Задания.

  1. Озаглавить текст
  2. Определить тему текста
  3. Определить стиль текста, ответ  аргументировать
  4. Какие средства речевой выразительности использованы? Найти и выписать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
  5. Какие синтаксические средства выразительности использованы? Найдите предложения с инверсией.
  6. Найти односоставные предложения, определить их вид; найти неполные предложения
  7. Выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  8. Какой частью речи является слово НАКАЛЕНА?

2.

      1.Много ли таких дней рассорило время по полям недавних и давних боев? 2. Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в  первые дни войны. 3. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. 4. С холодным  презрением играл он  чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым -  четыре Георгиевских  креста и четыре медали выслужил.5. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал,  что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто  глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства.*

 (М.А.Шолохов).

* георгиевских крестов и производства в чин

 Задания.

  1. Записать текст (списать или под диктовку)
  2. Определить стиль текста.
  3. Какие средства  речевой  выразительности использованы?
  4. Определить тему текста; определить проблему
  5. Сформулировать основную мысль текста
  6. Определить способ образования слова БЕЗВОЗВРАТНО (пр. 2)
  7. Определить  тип связи в словосочетаниях  КРЕПКО БЕРЕГ, СНИМАЛ ЗАСТАВЫ, ТА БОЛЬ, БОЛЬ ПО ЧЕЛОВЕКУ, ДАВИЛА ЕГО, ПЕРВЫЕ ДНИ (пр.2)
  8. Выписать (или указать в тексте)  частицы
  9. Найти сложное предложение с последовательной связью, подчеркнуть грамматические основы, указать вид придаточных предложений
  10. Найти предложение с  однородным подчинением придаточных.
  11. Объяснить пунктуацию в предложении 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"

Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....

Комплексный анализ художественного текста.

Тема: комплексный анализ художественного текста. Цели: содействовать воспитанию у детей «чуткости к чистоте русской речи и её благозвучию; к меткому и изящному выражению правдивой мысли» на лучших обр...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе

Из опыта работы предлагаю рекомендации к комплексному анализу тескта на олимпиаде по литературе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...