Технологическая карта урока русского языка.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Технологическая карта составлена с учетом возрастных особенностей, согласно поставленным целям и задачам в 8 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog.karta_po_rus.yaz_.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Южный Скворцова Светлана Владимировна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 8

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Тип урока: Урок закрепления знаний и умений учащихся.

Цель урока: Развитие у школьников УУД самоконтроля в учебной деятельности (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).

Задачи урока:

образовательные:

  • завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с прямой речью (познавательные и регулятивные УУД);

развивающие:

  • способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в расстановке знаков препинания и возможные пунктуационные ошибки в предложениях с прямой речью (познавательные УУД);
  • способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта (коммуникативные УУД);

воспитательные:

  • способствовать развитию у учащихся УУД нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
  • способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики

(коммуникативные, личностные).

2

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Обращается к учащимся со словами: «Вы знаете о том, что ваши успехи в учёбе обычно связывают с вашими способностями. На самом же деле способности определяют лишь меньшую часть успеха, большую же его часть определяет ваше умение правильно организовать свой труд. Люди, организующие свою работу, владеют специальными приёмами, один из которых – самоконтроль. В учёбе это контроль усвоения знаний по какой-либо области. Сегодня вам предстоит применить этот приём при рассмотрении темы «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Запишите тему в рабочую тетрадь».

Слушают и оценивают предложение учителя, определяют смысл предстоящей работы.

Осознание осваиваемого на уроке приёма учебной деятельности как ценности (личностные).

3

Целеполагание

Метод самоопределения в целях (по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися).

Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы

Определяют, что предстоит:

  • запомнить алгоритм самоконтроля по изучаемой теме;
  • уметь осуществлять самоконтроль по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» путём составления тренировочных упражнений (тестов).

Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные)

4

Повторение опорных знаний

Беседа с учащимися

Предлагает вспомнить алгоритм самоконтроля по изучаемой теме любого учебного предмета (Приложение 1)

Описывают последовательность действий при самоконтроле и объясняют особенности их выполняемые на выделенных этапах

Определяют типичные случаи (типологию) возникновения трудностей употребления  прямой речи.

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(регулятивные)

5

Углубление и обобщение имеющихся знаний, умений и навыков по изучаемой теме

Проектный метод

Сопровождает и контролирует работу каждой группы.

При возникновении у  учеников затруднений или окончании отведенного на работу лимита времени,

даёт подсказку с указанием нужных действий.

Объединяются  в 4 группы. Составляют в течение 10 минут по 3 тестовых задания на типичные случаи функционирования прямой речи, используя форму Gooogle на диске почтового сервера gmail.com. 1-я группа готовит задания с предложениями, в которых прямая речь предшествует словам автора; 2-я группа – с предложениями, в которых прямая речь после слов автора;

3-я группа – с предложениями, в которых слова автора внутри прямой речи;

4-я группа предложения без прямой речи.

 Отправляют готовые тестовые  задания на электронную почту учителя

Осознание опыта работы в группе, как ценности. 

(личностные)

Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные). Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и  способов преодоления возможных пунктуационных ошибок при расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью

(регулятивные).

Оценивание ситуаций совместной работы в группе в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные).

6

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Проблемно-дискуссионный

(учащиеся формулируют выделенный ими тип трудности употребления прямой речи и защищают свою версию тестового задания и способа его выполнения)

Предлагает командам:

- выбрать докладчика и в рамках полученного задания

- изложить содержание своего теста,

- защитить свою позицию, используя логику доказательства или опровержения исходного тезиса.

Защищают свою версию выделенного ими типа трудности употребления прямой речи, содержания тестового задания и способа его выполнения.

Публичное выступление с презентацией учебного продукта и взаимодействие с аудиторией (коммуникативные).

Самоконтроль в форме распознавания и преодоления типичных затруднений в расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с прямой речью

(регулятивные).

7

Завершающий контроль

Взаимоконтроль

Контролирует ход и время презентации каждого учебного продукта – тестов учащихся, задаёт наводящие вопросы, если учащиеся испытывают затруднения.

Представитель из каждой группы предлагает одноклассникам ответить на 1 вопрос из составленного ими теста. Учащиеся отвечают на вопросы теста, записывая в тетрадь правильные ответы, объясняют расстановку знаков препинания в предложениях с помощью схем. Составители теста комментируют свои задания, указывая на возможные ошибки при его выполнении.

Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики.

(коммуникативные,

регулятивные)

8

Рефлексия

Беседа с учащимися

Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить трудности, которые у них возникли в ходе составления тестов

Отвечают на вопросы учителя

Оценивание ситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правилами логики, поведения и этики.

(коммуникативные,

регулятивные)

Приложение 1

Алгоритм самоконтроля по изучаемой теме.

1.        Выбор объекта контроля.

2.        Определение круга понятий, характеризующих объект (явление).

3.        Типичные ситуации функционирования явления.

4.        Трудные вопросы в использовании этого явления.

5.        Выбор готовых тренировочных упражнений по теме или их создание.

Приложение 2

Сокращённый вариант коллективного теста «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Какой знак препинания пропущен в предложении? "Лесть и трусость – самые большие пороки" – громко промолвила Ася.
  1. восклицательный знак;
  2. многоточие;
  3. точка;
  4. запятая.
  1. В каком предложении прямая речь стоит после слов автора? Знаки препинания не расставлены.
  1. Который час спросил прохожий
  2. Внимание вдруг раздался голос из динамиков
  3. А где мой товарищ промолвил Олег скажите где конь мой ретивый
  4. Фотограф пошутил сейчас вылетит птичка
  1. Какое предложение соответствует схеме ["П! - а. - П"]? Знаки препинания расставлены частично.
  1. На мою братскую любовь воскликнул великодушно Гарольд и на доброе графство Нортумберлендское в придачу
  2. Семь футов английской земли отвечал Гарольд, пылая гневом а если правда, что этот Хардрад такого богатырского роста, мы можем прибавить ещё двенадцать дюймов
  3. Поведай, государь сказал посланец на какие условия может надеяться брат твой Тости, если сложит оружие и будет просить у тебя мира
  4. А если Тости примет такие условия продолжал посланец какие земельные угодья даруешь ты его верному союзнику Хардраду, королю норвежскому
  1. Найдите предложение, в котором нет прямой речи. Знаки препинания не расставлены.
  1. Извините говорит меня поручик
  2. Вот это приключение воскликнул Том об этом я и не мечтал
  3. Что это за дерево спрашивает
  4. Берёзка должно быть говорит

Ответы: 1) – 4; 2) – 4; 3) – 2; 4) – 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...