Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Соломина Ольга Владимировна

В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на уроках литературы при анализе речевой характеристики героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaja_razrabotka.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка


«Работа с фразеологизмами в старших классах –

средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»

Цели данной разработки:

- показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка;

- описать возможные формы работы при изучении фразеологизмов.

В соответствии с целью в ходе работы решались следующие задачи:

- выявить степень владения учащимися материала по теме «Фразеология»;

- апробировать разработанную системы заданий в практике преподавания темы.

При изучении фразеологизмов учитель может применять множество форм работы. Задачи, которые при этом решает учитель:

- научить находить в тексте предложения, в которых употребляются фразеологизмы;
- научить использовать фразеологизмы как в устной, так и письменной речи;
- научить доказывать свою точку зрения, приводя в качестве аргументов примеры из литературных произведений и с опорой на жизненный опыт;
- развить речевые навыки;
- расширить культурный кругозор учащихся.

Ниже приводятся некоторые задания, которые помогут учащимся лучше усвоить данную тему.

Задания, направленные на повторение и усвоение значения фразеологизмов.

  1. Сгруппируйте синонимичные фразеологизмы (сломя голову, во всю прыть, отколоть номер).
  2. Замените фразеологизм синонимичным (что есть мочи – на всю ивановскую).
  3. Выстройте синонимичный ряд с нарастанием (приводить в беспокойство – испытывать терпение – выводить из себя – довести до белого каления – привести в бешенство).
  4. Найдите четвертый лишний фразеологизм (слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носа не подточит).
  5. Определите фразеологизм по толкованию (Неизм. Непосредственно от кого-либо, без посредников. Обычно с глаг. сов. вида: узнать, получить, принять… - из первых рук).
  6. Подберите иллюстративный материал к словарной статье (конца-краю(-я) не видно <не видать, нет> 1. Очень далеко простирается что-либо. Чему? полю, степи, лесу, морю, воде, дороге…: в поисковой строке 'конца-краю не видать чехов' – «Едешь, едешь, взглянешь вперед, а степь вся такая… как и была: конца-краю не видать! (А. Чехов.)
  7. Составьте словарную статью фразеологического  словаря самостоятельно.
  8. Сопоставьте словарные статьи словарей разных авторов (например, портал «Грамота.ру» http://new.gramota.ru/spravka/phrases и Учебный фразеологический словарь на Академике.ру http://phraseologiya.academic.ru/ ).

Задания, направленные на умение видеть фразеологизмы в тексте.

  1. В каких предложениях нет фразеологического оборота?

А) Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия.

Б) Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме.

В) Девочка сидела на диване, поджав ноги.

Г) Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах.

  1. Найдите предложение, в котором есть фразеологический оборот.

…(1) В моем портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы.(2) Вот почему меня встречали и провожали с обреченно-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись.

(3)Мне робко пытались вручить пакет с сувениром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приездом семейный праздник, но я категорично отказался.(4) Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень…

(По И.Новикову*)

*Иван Алексеевич Новиков— писатель, поэт-переводчик, автор романов, повестей, рассказов.

Нельзя забывать, что фразеологизмы могут иметь и стилистическую закрепленность.

Задания,  связанные с особенностями употребления фразеологизмов.

  1. Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов (иметь в виду, время от времени, имеет значение – общеупотр.; вправить мозги, чесать языком, у черта на куличках – прост.; без году неделя, во всю ивановскую, водой не разольешь, белая ворона - разг.; встреча в верхах, люди доброй воли, на грани войны - публ.; давать показания, ввести в эксплуатацию, платежеспособный спрос – офиц.-дел.).
  2. В приведенных отрывках использованы фразеологические обороты с книжной стилистической окраской. Какие оттенки они вносят в текст?

– Откажитесь от этого приглашения! Боюсь, что это провокация.

– К сожалению, уже поздно, – донесся не очень веселый голос, КОРАБЛИ СОЖЖЕНЫ. Придется ехать. (Семенихин).

– Борис Алексеевич, я решила бесповоротно, ЖРЕБИЙ БРОШЕН, я поступаю на сцену. (Чехов).

  1. Определите  художественный прием (гипербола, литота, сравнение), который лежит в образной основе фразеологизма (косая сажень в плечах, как сыр в масле кататься, до нитки, как пробка, хоть пруд пруди, от горшка два вершка, как гром среди ясного неба, мальчик с пальчик).
  2. Прием ложных ассоциаций: послушайте, как объяснял оборот держать в ежовых рукавицах Петр Гринев, когда прибыл в Оренбург к генералу – немцу (это значит, - отвечал я ему с видом как можно более невинным, - обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли, держать в ежовых рукавицах) Как бы вы объяснили данный оборот?

Очень важной составляющей работы с фразеологизмами является работа, предупреждающая речевые ошибки учащихся.

  1. При рассмотрении основных видов речевых ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов, целесообразно использовать такой метод, как моделирование (я предлагаю учащимся сконструировать модель табурета из трех ножек и основания из картона). Модель помогает наглядно выразить невозможность сокращения фразеологизма, а также (при работе в парах) смешение (контаминацию) фразеологизмов, например: «Язык не поднимается говорить об этом».
  2. Возможны также задания, связанные с поиском и исправлением речевых ошибок

Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки, свившей себе гнездо в нашем коллективе»), вставка пропущенных в фразеологизмах слов (семи…во лбу) или морфем (слож…руки)

  1. Найдите фразеологизмы в окружающем нас мире. Это могут быть вывески, названия телепередач, рекламные слоганы.

Выходя за рамки школьного учебника, в реальном дискурсе можно говорить о том, что трансформированные фразеологизмы используются очень широко, и где грань между речевой ошибкой и языковой игрой? Поэтому в старших классах я и использую метод провокации, предлагая ребятам примеры из СМИ, из рекламы, чтобы подтолкнуть их к осмыслению того, что все не так просто.

Например:

«Сибирь» набирает высоту (авиакомпания)

Поможем выйти замуж за милую душу (служба знакомств)

Возьмите мех на душу! (меховой дом «Дионис»)

Анализируя данные примеры, можно показать учащимся, что трансформация фразеологизма допустима, если она расширяет смысловое поле речевой единицы, если это оправдано и способствует реализации цели.

Литература

1.Абрамович И.М. Об индивидуально-авторских преобразованиях фразеологизмов и отношении к ним фразеологического словаря. / Проблемы фразеологии. 1964.

2.Баранов М.Т. Методика изучения лексики и фразеологии в средней школе. - М. 1988.

3.Мелерович А.М., Мокиенко В.М.. Фразеологизмы в русской речи. – М, 2005.

4.Шанский Н.М. Фразеология современного русского литературного языка. - М., 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"

В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах средствами ИКТ

Итоговая работа на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы в старших классах ...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...

Методическая разработка "Работа старшего воспитателя в контексте требований ФГОС"

Данная работа посвящена вопросам организации методической службы в условиях школы-интерната в свете современных требований к качеству образования....

Открытый урок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 4 класс. Тема: Обогащение словаря по теме: «Насекомые».Аппликация «Божья коровка».

Задачи:а) образовательные: расширить словарный запас детей, активизировать лексику детей за счёт употребления существительных по теме «Насекомые» , закреплять навыки словообразования за сч...

Методическая разработка "Работа над интонацией с учащимися младших классов на уроке фортепиано"

Одним из важнейших условий для достижения мастерства в фортепианном исполнительстве, является владение искусством интонирования, поскольку, только выразительная, певучая игра способна найти настоящий ...

Методическая разработка «Работа с текстом как средство повышения эффективности преподавания истории в школе»

Методическая разработка «Работа с текстом как средство повышения эффективности преподавания истории в школе» содержит дидактический материал по истории, направленный на формирование одного...