Сборник диктантов для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Трунова  Оксана Евгеньевна

В сборнике собраны диктанты по темам рабочей программы по письму и развитию речи для учащихся 6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                               6 класс.

Тема: Повторение. Предложения с однородными членами.

                                                Картины осени.

             Осень завладела садами, лесами, полями. Всё сразу стало осенним. В саду синицы искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окна.

            Начался листопад. Листья падали днём и ночью. Иногда ветер швырял их в открытое окно. Они падали на стол, на пол, на книги. На дорожках сада лежал толстый слой листьев. Мы ходили по листьям, как по ковру.  (62 сл.)

Тема: Звуки и буквы (разделительный мягкий знак, двойные согласные, непроизносимые согласные).

                                                       Дуб.

          Посадили ребята на лесной полянке дубок. Только растёт он медленно.

Корень у дуба длинный, работа у него трудная. Надо глубоко землю буравить, воду искать. Найдёт корень воду, начнёт её качать. Тогда дерево пойдёт в рост. Будут расти ветки, листья, жёлуди.  Стоять дубок будет крепко.

           В ненастный осенний вечер листья дуба укроют от дождя. В летний полдень спасут от солнца.                (60 сл.)

Тема: Состав слова. Правописания в корне.

                                  Лесная чаша.

        Я шёл по узкой дорожке в частом ельнике. Поднял веточку – здравствуйте! Через лесное оконце мне открылась поляна в лесу. На поляне кудрявая берёзка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Края её завёрнуты кверху. От этого гриб был как большая глубокая тарелка  с водой. Я присел и выпил лесную чашу до дна.  Вода была вкусная и пахла дождём.           (66 сл.)

Тема: Правописание приставок. Гласные в приставках.

                                                 Отважный петух.

            Жил на дворе петух, хохлатка и малые цыплятки. Около их дома ходил хорёк. Но петух зорко охранял семью.

            Однажды вывела хохлатка цыплят погулять. А хорёк тут как тут! Цыплята побежали под мамины крылья. Только один не успел. Налетел хорёк и схватил его. Но тут подлетел петух. Закричал, захлопал крыльями и стал клевать разбойника.

           Испугался хищник, бросил цыплёнка и скрылся в кустах.    (63 сл.)

          - Во втором абзаце выделить в словах приставки.

Тема: Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках. Разделительный твёрдый знак после приставок.

                                           Хитрый заяц.

          Царь зверей лев объявил испытание. Кто его выдержит, получит награду.

Надо было выпить котёл кипятка.

          Сбежались звери, пытались отпить хоть глоток. Всё напрасно! Последним к котлу подскочил заяц. Он снял котёл с костра и стал подходить к зверям. Пусть каждый проверит, что в котле кипяток.

            Пока заяц обходил зверей, вода остыла. Хитрый заяц осушил котёл. АВ потом  похвалялся быка съесть.

              Звери в испуге разбежались.                  (66 сл.)

Тема: Имя существительное. Грамматические признаки.

                           Первый заморозок.

              Осенний заморозок пришёл в ясную полночь. Подошёл к кусту розы, дохнул холодом. Упал на землю розовый  лепесток. Сжались листочки.

              Пошёл заморозок на луг. Поникла трава. Подошёл к клёну и дохнул – листья пожелтели. Сел отдохнуть под рябиной – листья стали красные. Обошёл озёра и пруды. Затянулась вода тонким льдом.

              Прогнал заморозок птиц в дорогу. Загнал зверя в берлогу. Один родник не поддался морозу. Журчит себе по камушкам.      (67 сл.)

Тема: Правописание падежных окончаний существительных единственного числа.

                                 Не бывать сорнякам!

                 Росли в огороде сорняки – серая лебеда и жгучая крапива. Росли и воевали с овощами.

                  Стали люди грядки пропалывать. А сорняки хитрые. Кто в канаве спрятался. Кто у дороги схоронился.  А кто под забором затаился.

                  К осени созрели у сорняков дети – семена. Загордились сорняки. Решили засеять всю землю. Но весной прилетели птички. И пошла работа!

                Не засорить сорнякам землю!

- Грамматический разбор существительных в последнем предложении

Тема: Правописание падежных окончаний существительных множественного числа.

                                     Грибы.

             Люблю грибы собирать. Под берёзами – подберёзовики. Ножки тонкие, шляпки широкие. В сухом бору гриб боровик. Нога у него толстая и крепкая. Упёрся он в землю и поднял головой ворох хвоинок и листиков. Вдоль ручья осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных беретках. В светлых местах и на полянах – рыжики.

            Кузовок мой – с верхом.

           

Тема: Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном, множественном числе.

                                                 Ласточка.

         Из ближних рощ подуло холодом. Съёжились и опали листья. Из тёмных туч полил мелкий         осенний дождь. Его струйки падали с крыш и глухо стучали по земле.

             Маленькая ласточка осталась одна. Её сёстры улетели на юг. Улетела в тёплые страны и мать. У ласточки болело крыло. Кто согреет её в холодную ночь? Дрожь охватила бедняжку. Слёзы застилали глаза птички.

              Мокрая астра склонила над ней свою головку.         (66 сл.)

Тема: Изменение прилагательных по родам и числам.

                                     Открытие мира.

                    Маленький жеребёнок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и большой. Над головой синее небо. Под ногами пахучая летняя трава.

                     На заборе сидело удивительное существо. На голове у него розовый гребешок. Нос длинный и горбатый. Существо издало громкий крик. Маленькие серые комочки прыгали у ног Майки. Они искали зёрнышки. Вдруг на забор уселась белобокая птица. Глаза хитрые, а хвост длинный. Она высматривала куриное гнездо.               (68)

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.    

                               «Утро в сосновом лесу».

                 Картина   «Утро в сосновом лесу» написана русским художником Шишкиным. Свои картины он посвятил русскому лесу.

                   Ранним утром пробудилась природа. Дымка лёгкого синего тумана окутала лес. Солнечный луч пробился в глухую чащу. Проснулись и маленькие медвежата. Медведица вывела их на прогулку. Они играют у огромного дерева. Буря вырвала его с корнем.

                    Медвежата могут свободно играть в дремучем лесном царстве.

Их охраняет грозная медведица.      (66 сл.)

- В выделенном предложении сделать грамматический разбор прилагательных.

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.

                                    Кот – рыболов.

            Вася с дедушкой в тихой речушке опустили удочки. Мальчик смотрел на поплавки. Дед уткнулся в тёплую куртку и дремал. Рядом сидел кот. Он следил за тонкой леской. Вдруг вскочил и передней лапой стал бить деда. Тот ловко дёрнул удочки. В воздухе сверкнули рыбки. Крупную рыбак бросил в ведро, мелкую – коту. Кот съел награду и снова уставился на поплавки.

             Два года дед водил кота на рыбалку. Вот и результат.   (70 сл.)

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа.

                                     Маричка.

               Поздним зимним вечером я шёл по дорожке парка. Вдруг вижу маленькую синичку. Я без труда поймал её. За отворотом пальто принёс домой. В домашнем тепле синичка ожила. Когда она насытилась, стала шалить. За весёлый нрав мы назвали синичку Маричкой. Больше всех доставалось пушистому котёнку Ваське. Только он ляжет в тёплом местечке, Маричка прыгает и дразнит его.

                С первой весенней капелью синичка вспомнила про волю. Она улетела.                   (68 сл.)

Тема: Падежные окончания прилагательных множественного числа.

                                               Буран.

            С утра белыми тучами затянут горизонт. Резкими порывами мчит ветер, трясёт бородой из снежных хлопьев.

             В полдень начался буран. Стало темно, как ночью. Земля и небо потонули в белых вихрях. Снег больно слепил глаза. Буран стонал, свистел, ревел. Глубокие овраги стали высокими холмами.

             Но вот ветер утих. Улеглись снега. Засмеялось солнце. Его лучи побежали по волнистым снегам. Заиграли весёлыми искрами редкие снежинки. Бурана словно и не было.                   (68 сл.)

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного и множественного числа.

                              Верблюд.

                 Верблюд – южный брат коня. Широкими мозолистыми ступнями он идёт по горячим пескам. В безводной пустыне нет у верблюда пищи, кроме колючих растений. Но верблюд очень вынослив. Он легко переносит жару пустыни. И снежного бурана он не боится. Верблюд может прожить неделю без воды. Зато пьёт сразу несколько вёдер. После короткого отдыха он готов к тяжёлому пути.

                   Нет у человека в пустыне более надёжного помощника.    (65 сл.)

Тема: Однородные члены предложения с союзами  и, а, но.

                              Лесной праздник.

             В лесу было весело. Солнце теперь вставало рано, а ложилось поздно. Лёгкими туманами укрылись берёзы, осины и ели. Но вот поднялось над лесом солнышко. Оно прогнало туман и осветило деревья. На тонких веточках раскрылись почки. Тут и начался лесной праздник. Засвистал, защёлкал в кустах соловей. В глубоких лужах урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и травы. Звонко, радостно куковала кукушка. Каждый веселился на свой лад.      (67 сл.)

Тема: Сложное предложение без союзов.

                         Живые фонарики.

               Хорошо июльской ночью в лесу. В воздухе запах трав, цветов, листвы. Живут в ночном лесу таинственные звуки, бродят глухие шорохи. Вот в траве замигали бледные огоньки. Они движутся, они живые! Огоньки будут светить долго. Только на заре они погаснут. Это жучки – светлячки.

            Возьми такого светлячка в руки. Он похож на червячка. Это самка. Самцы имеют крылья. Они летают, но не светятся.                       (63 сл.)

Тема: Сложное предложение с союзами  и, а, но.

                                    Соловей.

               Тёплый вечер начался одиноким голосом кукушки. Она лениво куковала в берёзовой роще. Затем раздалась звонкая песня иволги. Громко закричали на деревьях грачи, а в болоте загалдели лягушки. На весеннюю землю опустилась ночь, и луна застыла над рощей. Тихо зашумели верхушки деревьев. Соловей осыпал рощу нежным щёлканьем и дробью. Он пел, а кругом царила тишина. Только сердито на сову заворчали деревья. Она хотела заглушить артиста.               (65 сл.)

- Выделенное предложение разобрать по членам предложения. Составить схему.

Тема: Обращение.

                                       Под весенним дождём.

          С раннего утра капает дождь. Дорога ведёт меня по лесной опушке. Зашёл я под деревья. Тряхнула берёзка тонкими ветками, и струйка мне за ворот попала.

           Вот стоит старая ель. Нижние лапы пышным шатром висят. Ёлка, укрой меня от дождя! Залез я под лапы, сижу, наблюдаю. Тайная работа идёт в лесу. Он готовится надеть весенний наряд.

             Ребята, хотите это увидеть? Идите в лес!        (66 сл.)

Тема: Повторение за год.

                       Аист прилетел.

             Лес кончился, и мы вышли к деревне. В весеннем воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Над нашими головами стая разлетелась в стороны. Самый сильный аист подлетел к высокому дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день аист стал чинить его. Он носил ветки, траву, мох. Вечером аист сел у гнезда и закинул голову. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.          (70 сл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...

Сборник диктантов для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Сборник диктантов для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Сборник диктантов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Сборник диктантов для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Сборник текстов контрольных диктантов  для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  подготовлен  в соответствии с действующей  программой ...