Сборник диктантов для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Трунова  Оксана Евгеньевна

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       7 класс

Тема: Повторение. Простое и сложное предложение с союзами и, а, но.

                             Подарки лесного царя.

        Убавился день, и низкие тучи грозят дождём и снегом. Облетели с веток последние листья. В лесу поселились тишь и пустота, но кое-где спрятал лесной царь подарки. Вот у опушки видны кусты шиповника, а в них спрятались красные плоды. Вот на верхушке орешника прячутся золотые орешки. А  вот укрылась под листиком волнушка. На болотных кочках созрела, но ещё горчит красная клюква.

         Всё это подарки лесного царя. Они тем, кто знает и любит природу. (75 сл.)

Тема: Состав слова. Правописания в корне и приставке.

                        Как лесник дров не нарубил.

           Налетел в жаркий день ураган. Обрушился он на ель и вывернул её с корнем из земли.

          Укутали землю высокие снега. Решил лесник дров нарубить. Надел он валенки, шапку и отправился на лыжах к ели. Идёт старик по лесу, по сторонам смотрит. Вдруг заметил – у ели дымок вьётся. Догадался лесник, что медведь облюбовал здесь берлогу. Сладко спит зверь на мягкой подстилке из сухой хвои. А над ним пар идёт.

         Пусть косолапый спит на здоровье.               (78 сл.)

Тема: Сложные слова с соединительной гласной о, е.

             Какого цвета пароход?

             Плывёт в море пароход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый теплоход.

               Но вот в северных морях появился ледокол «Сибирь» - гордость русских  мореходов. Палубы и все надстройки у ледокола оранжевые.

                    В снегопад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за ледоколом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.         (65 сл.)

- Разобрать слова по составу: пешеход, переходный.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.

                        Пословицы и поговорки.

            В устном творчестве народ проявил свой талант. Сколько былин, сказок, песен, пословиц и поговорок создал он!

           В пословицах и поговорках отразились взгляды людей на все стороны жизни. Есть пословицы о доме, о Родине, о грамоте, о здоровье и болезни.

Пословица говорит об одном факте, а употребить её можно в разных случаях.

Пословицы нас учат, воспитывают, раскрывают богатства родного языка.

              Учитесь выражать мысли пословицами. Это умение говорит о находчивости и уме.            (73 сл.)

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных единственного и множественного числа.

                      В новогоднюю ночь.

         Жила на поляне красавица ель. Она любила шумные балы и разные чудеса.

          Однажды молодой январь приехал на поляну пригласить ёлочку на новогодний праздник. Из всех месяцев он был самым щедрым и весёлым. Январь появился в полночь. Он нарядил ёлочку в серебряную шубку. Украсил её яркими бусами и хрустальными серёжками. На каждый пальчик одел синее колечко. Угостил красавицу мятным пряником и сладкими орешками.

        Долгим был путь молодого января к новогодней ночи – целы год. (75 сл.)

Тема: Личные местоимения. Определение лица, числа и падежа.

                                        Тайна названия.

             Журавлиное болото открыло мне тайну своего названия.

            Пошла я утром в лес. Над лесом кружили журавли. Я первый раз увидела их близко.  Птицы снизились и пропали из виду. Я пошла к болоту. Птицы были там, но меня не заметили. Они очень устали, но вожак был зорок. Его я сразу приметила.

               Летом я опять заглянула на болото. Здесь стояли журавли, а между ними – малыш. Он был похож на гусёнка. Только в полёте журавлёнок превратился в красивую птицу.      (78 сл.)

- Во втором абзаце сделать грамматический разбор местоимений.

Тема: Правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

                                            Подарок.

               Однажды получил я в подарок дорогое зеркальце. А было это так. Иду я по лугу, по душистым травам. Местами в них желтеют кружочки одуванчиков. Местами синеют нежные незабудки. А в середине луга зеркальце. Это лужица талой воды. Из неё пьют букашки и птицы. В ней видны лёгкие облака. Над ней кружат бабочки.

                Развёл я руки – и зеркальце стало моим. Нет! Пальцем его не трону. Оставлю зелёным травам.      (67 сл.)

-Полный грамматический разбор предложения: Дорога кончилась, перед нами желтело пшеничное поле.

Тема: Глагол. Изменение по временам и числам.

                            Ботинки.

            Проснулся Петя поздно. Надел ботинки и вышел на прогулку.

          Вдруг ботинки сами пошли и Петю за собой потянули. Куда тянут? К колодцу. Прихватил Петя вёдра, набрал воды, принёс домой. А ботинки уже тащат его к забору. Там дрова лежат. Взял Петя топор, наколол дров.

            Ну и бегали целый день ботинки! А Петя столько дел переделал!

             Вечером Петя снял ботинки и видит: чужую обувь носил. Ничего, завтра он вернёт ботинки старшему брату.      (72 сл.)

- В последнем абзаце подчеркнуть глаголы. Указать время и число.

Тема: Неопределённая форма глагола на –ть,-чь,-ти.

                      Про Федота и ветер.

              Гулял по земле ветер, угодья подметал. Заглянул к Федоту – решил помочь двор подмести. Рад Федот. Побежал, скорей, на печку лечь, чтобы силы поберечь.

             А ветер видит, стог на огороде вырос. Такой весь лохматый – солома клочьями торчит. Решил ветер тот стог причесать. Чесал его, чесал и весь вычесал. Пусто стало на том месте, где  стог стоял.

              С тех пор Федот в гости ветер не зовёт. Лучше самому двор убирать и беды не знать.                                    (76 сл.)

    Тема: Правописание частицы не с глаголами.

                                           Солнечные зайчики.

                Живут в лесу солнечные зайчики. Про них сложены сказки, стихи, песни, загадки. Как бабочки, они видны только в солнечный день. Все их знают, на ладошке держали, а вот поймать не удалось никому.

                  Никто толком не знает, что с ними делать. Шерсти не настричь, шкурку не стянуть, на сковороде не поджарить. Это и помогло зайчикам уцелеть.

                  А они скуки не знают и людям душу веселят.               (66 сл.)

Тема: Правописание глаголов на –тся и ться.

                            Лесные секреты.

                   Мир человека и мир природы – два разных мира. Но они пересекаются.

        Лесные секреты прячутся за дожди и туманы, за болота и чащи. Каждый за семью замками закрыт. Чтобы добраться до них,  нужно терпение.

         Заметил я скворечник. В нём жила сосновая шишка. Я решил добраться до скворечника, раскрыть эту тайну. Залез на дерево. Скворечник был набит сосновыми шишками. Белка устроила тут кладовку.

           Не поленись нагнуться, понаблюдать, задуматься. Твоя жизнь станет интересней и радостней.                      (74 сл.)

            Тема: Правописание окончаний глаголов 2-го лица ед. числа.

                              Открытое письмо.

                              Дорогой друг!

                   Я не знаю, где ты живёшь. Может быть твоя родина – это далёкий аул или рыбацкий посёлок. Находится твой дом  в маленькой деревушке  или в большом городе. Но я твёрдо знаю, что ты любишь свой родной край и гордишься им. Здесь ты родился, растёшь и учишься.

          Напиши мне о своей малой родине, о её красоте. Что интересного находишь ты в её истории? За что любишь свой родной край? Что нового узнаёшь о нём?                (76 сл.)

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

                                       Весенние часы.

            До середины марта ещё морозно, как зимой. Но весна уже завела свой будильник.

             Вот проглянуло солнце , поднялось повыше, спустило свои добрые лучи с  голубого неба. Крыши домов потемнели, задымились лёгким паром от талого снега. Родилась первая капель. Внизу сугроб проглотил маленькую каплю.

             Идут весенние часы. А зазвонит будильник с прилётом птиц.

                                                                                   (53 сл.)

     Подчеркнуть глаголы прошедшего времени, указать род и число.

Тема: Простое и сложное предложение.

                                          Два плуга.

              Достал мастер кусок железа и сделал из него два плуга.

Один плуг попал в руки земледельца. Другой плуг долго пролежал в лавке купца. Плугу земледельца пришлось много трудиться, и он сверкал, как серебро. Плуг из лавки успел потемнеть и покрыться ржавчиной.

            Однажды пришлось им встретиться. Вечер выдался тёмный, и рабочий плуг не узнал старого знакомца. А ржавый плуг не мог понять,  отчего  так блестит этот работяга.                   (69 сл.)

              Тема: Однородные члены предложения с повторяющимся союзом  и.

                                           Запасы.

                 Каждый кормит себя на свой лад. Суслики зерно с поля воруют и носят в нору. Водяные крысы забивают норку картошкой и съедобными корешками. Сычи на зиму запасают в дупле и мышей, и птичек, и насекомых. Запасают как могут и где могут. Но всё для себя.

                    Только весёлые синички – хохлатки собирают запасы для всех.

В трещинки деревьев кладут и жучков, и паучков, и семечки, и зёрнышки. Кладовые эти для всех.  Зимой и сухому комару каждый рад.     (69 сл.)

Тема: Сложное предложение с союзами  и, а, но и без них.

                                      Сова.

              Обругал однажды старик сову. Ничего не сказала сова старику, но перестала у него на лугу мышей ловить.   Старик оставил это без внимания, а мыши обнаглели. Стали они гнёзда шмелей разорять. Улетели шмели, перестали клевер опылять.   Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на лугу. Голодно стало корове, и пропало у неё молоко.

              Вот как всё в природе связано между собой. Теперь понял это старик и  пошёл к сове прощения просить.               (75 сл.)

Тема: Обращение.

                              Забавная история.

              Забавный случай вспомнился мне, ребята.

               Набрёл я однажды на заросли малины. Сижу на пеньке, ем ягоды.

Вдруг из кустов высунулся чёрный нос. Привет, медвежонок! Подошёл он и стал меня обнюхивать. Потом малыш облизал сапог, добрался до пуговицы и стал её сосать.

                  Вдруг треск сучьев в кустарнике. Это медведица за медвежонком идёт. Беги, малыш, к маме.    Но медвежонок в пуговицу вцепился, рычит.

                   Я пуговицу оторвал, а сам бежать. Разве медведице объяснишь, что я только поиграть с малышом хотел.                                (79 сл.)

           Тема: Правописание слов с шипящей на конце. (существительные м. и ж. рода, Р.п. множ.ч., глаголы на –чь,-шь.

                                      Ночь в лесу.

         Между туч выглянуло солнце. Его последний луч был добрым и грустным. Тихая ночь опускалась на поляну. По листочкам низкого кустарника пробежала едва заметная дрожь. Это ветерок торопился прилечь в мягкой траве. Под корягой чуть журчал студёный ключ. В эту пору цвёл ландыш. Его нежный запах легко узнаёшь. Природа отдыхала.

             Вдруг на поляну вышел ёж. На колючках он нёс какой-то съедобный груз.

             Куда ты спешишь, малыш? И чего пыхтишь? Может, тебе помочь?

                                                                                                      (74 сл.)

Тема: Повторение за год.

                                                  Весна в лесу.

                   Если хотите с весной пораньше, не ходите в еловый лес. Сюда весна придёт позднее. Сначала появится зелёный ковёр из мха, потом первоцветы.

                   В лиственном лесу весна заметнее. Первыми её встречают лесные травы. Из прошлогодней листвы тянутся к свету растения. Первые цветы живут несколько дней. Лучше их не рвать. В основном они размножаются семенами. Сорвёшь бутон, а через несколько лет в лесу не встретишь знакомого цветка. Нужно помочь планете сохранить зелёный наряд.       (75 сл.)

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...

Сборник диктантов для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по темам рабочей программы по письму и развитию речи для учащихся 6 класса....

Сборник диктантов для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Сборник диктантов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Сборник диктантов для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В сборнике собраны диктанты по рабочей программе по письму и развитию речи для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Сборник текстов контрольных диктантов  для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  подготовлен  в соответствии с действующей  программой ...