Особенности учебной деятельности в классах интегрированного обучения
статья по русскому языку (7 класс) на тему

В связи с гуманизацией   образовательного процесса  в общеобразовательных классах  проводится совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_uchebnoy_deyatelnosti.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

           МБОУ    СОШ       х. Верхнеподпольный

                                                                 

             

             

  Особенности учебной деятельности

   в   классах интегрированного

 

                         обучения.

                           Чайкин Ю.В.

  В связи с гуманизацией   образовательного процесса  в общеобразовательных классах  проводится совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. В МОУ СОШ х.В-Подпольный организовано  обучение детей с нарушением интеллектуального   развития.   Открыть отдельный класс специальной (коррекционной) направленности нет возможности, а ребенок должен получить среднее образование и адаптироваться к последующей жизни. Поэтому в нашей школе пошли по пути организации интегрированного обучения.

Интегрированное обучение детей с нарушениями интеллектуального развития организуется в соответствии с рекомендациями районной психолого-педагогической комиссии, приказом директора общеобразовательного учреждения и на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

 Нашим коллективом решаются следующие задачи:

а) создание в общеобразовательном учреждении необходимых условий для развития и обучения детей с разным уровнем возможностей и способностей;

б) использование возможностей образовательного процесса для повышения адаптивного потенциала детей с нарушениями развития;

в) обеспечение необходимых условий социализации детей с нарушениями интеллектуального развития в обществе нормально развивающихся сверстников.

Преподавание учебных предметов в классе интегрированного обучения ведется по программам общеобразовательного учреждения и специальных (коррекционных) программ учреждений  VII и VIII видов. Содержание общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ анализируется и интегрируется в общем календарном планировании.

При несоответствии часов, отведённых на изучение разделов специальных (коррекционных) программ   учреждений  VII и VIII видов  и общеобразовательной программы, их количество варьируется в пределах последней.

Образовательный процесс строится с учетом особенностей развития и познавательных возможностей и образовательных потребностей всех учащихся класса интегрированного обучения, что обеспечивается использованием технологий дифференцированного обучения.

Для обучения  школьников по программе специального (коррекционного) учреждения VII  вида используют учебники общеобразовательного учреждения. В обучении детей с умственной отсталостью используются учебники для вспомогательной школы.

          Материалы для проведения текущей и промежуточной аттестации детей с нарушением интеллектуального развития составляются учителями нашей школы в соответствии с требованиями программы. Итоговая аттестация проводится согласно порядку проведения итоговой аттестации соответствующего коррекционного учреждения. Учителя готовят материал для проведения итоговой аттестации и представляют его для  утверждения независимой экспертизой «Центра диагностики и консультирования Аксайского района».               

Результаты педагогических наблюдений, промежуточной и итоговой диагностики фиксируются в картах развития учащихся  с нарушением интеллектуального развития.

Содержание коррекционно-развивающей помощи учащимся с нарушением интеллектуального развития определяется индивидуальной программой  психолого-педагогической помощи, разрабатываемой школьным ПМПк.

    Процесс учебной деятельности в классах интегрированного обучения  строится на основе дифференцированного подхода в обучении. Терпение и терпимость, повышенное внимание, забота и доброта лежат в основе работы  с этими детьми. 

  Исходя из этого, для оценки качества содержания образования  используются такие понятия как ключевые компетенции. Это понятие  введено в обиход Международной организацией труда. О значении ключевых компетенций для развития личности говорится в рекомендациях Совета Европы. В непосредственной практической педагогической  деятельности образовательные и воспитательные задачи решаются на основе общепринятых компетенций.

           Особенно значимыми для детей с интеллектуальным и психическими нарушениями в развитии являются социальная, специальная и коммуникативная компетенции.

Социальная  компетенция – это желание взять на себя ответственность за выработанное решение и участвовать в его  выполнении.  Реализуя ее, учащиеся решают ценностно-смысловые задачи – учатся понимать окружающий мир. Ребята выбирают целевые и смысловые жизненные установки.  

Жить в нашем обществе без уважения к другим национальностям, к другим религиям, к людям, на тебя не похожим, нельзя. Толерантность, уважение  разных культур и сопряженность личного с общественным – путь для нашего многополярного мира. Толерантность в классах интегрированного обучения означает принятие и признания иной индивидуальности. Дети с интеллектуальными отклонениями в развитии и дети с задержкой психического развития  не лучше и не хуже детей, обучающихся по общеобразовательным программам. Они просто другие, с другим видением мира, с другими способностями.

 Коммуникативная компетенция – владение устным и письменным общением на разных языках, в том числе и на родном, русском языке. Учебно-познавательная задача – это моя главная цель как учителя русского языка и литературы.  Использование всех видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы (чтение, слушание, говорение, письмо) готовит учащихся к дальнейшей жизни.

 Умение общаться в семье, школе, социуме – важно для всех детей, независимо от уровня их развития, но для детей с интеллектуальными отклонениями в развитии вдвойне важно, так как они должны накопить опыт общения в различных жизненных ситуациях.  

           Специальная компетенция – самостоятельность в выполнении профессиональной деятельности. За годы обучения   учащиеся приходят к осознанному выбору профессии. Поэтому социально-трудовая задача – это одна из основных моих задач, которую я решаю в качестве классного руководителя.  Применение знаний, умений и навыков в социально-трудовой сфере во многом определяет дальнейшие успехи выпускников.

  Главное условие качественного обучения – вовлечение ученика в критический анализ, выбор форм и  методов при организации урока, конструирование личностно-значимого обучения, которое должно осуществляться в процессе интеллектуальных, нравственных переживаний.

 В основе работы МОУ Верхнеподпольненской СОШ лежит концепция индивидуально-личностного развития: оптимальное для каждого учащегося совершенствование базовых знаний и умений, формирование интеллекта в зоне ближайшего развития, максимальная поддержка одаренных детей, повышение учебной мотивации, профилизация учебного процесса, предупреждение перегрузок и охрана здоровья детей, создание условий для построения индивидуальных траекторий развития каждого учащегося.

 В основе педагогической деятельности - ценностное отношение к ребенку как к субъекту жизни. Учитель – посредник между ребенком и миром культуры. Он должен ввести учащегося в этот мир и оказать помощь каждой детской личности.  

Деятельность педколлектива направлена на формирование общей культуры обучающихся, на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, на  адаптацию учеников к жизни в обществе, на  воспитание у них гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, на приобретение  школьниками навыков и привычек здорового образа жизни.

 Работа в классах интегрированного обучения, где одновременно получают знания дети по общеобразовательным программам и дети с нарушениями в интеллектуальном и психическом развитии, требует от учителя инновационных подходов, нетрадиционных решений.

           Ключевая идея педагогической концепции состоит в том, что учащийся рассматривается как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, поднимающаяся к возмужанию, взрослению. Этот подход реализуется только в атмосфере товарищества, взаимопомощи, толерантности            как     в среде ученического коллектива, так  и      во взаимоотношениях со взрослыми. Субъект-субъектные отношения становятся главенствующими между школьниками и педагогами.                    

            Обучение  учащихся с интеллектуальными и психическими нарушениями в развитии носит воспитательный характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного материала учитывается необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.  

           Учебная программа по русскому языку и литературе для учащихся с интеллектуальными нарушениями в развитии составлена на основе специальной (коррекционной)  авторской программы В.В. Воронковой с учетом рабочего плана школы.    Рабочие учебные программы по русскому языку и литературе для учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии   утверждены  независимой экспертизой «Центра диагностики и консультирования Аксайского района».               

        Учебники по русскому языку и литературе содержат материал, который направлен на всестороннее развитие личности. При работе с ним учащиеся достигают  уровня общеобразовательных знаний и умений, необходимого им для социальной адаптации.  

          Учебник по русскому языку для 6 класса коррекционных образовательных учреждений по программе VIII  вида под редакцией  Галунчиковой Н.Г. и Якубовской Э.В. построен так, чтобы в процессе изучения грамматики и правописания у школьников развить устную и письменную речь, сформировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, пробудить интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.  

Большое внимание в   работе необходимо уделять коррекции речевых нарушений и  формированию навыков связной письменной речи. В связи с этим на уроках русского языка в 6 классе для учащегося, который занимается по программе  VIII  вида,  предлагаются упражнения по развитию фонематического слуха, правильному произношению.  Продолжается работа и над навыками делового письма, так как это очень важно для дальнейшей социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Учащиеся получают образцы деловых бумаг и учатся оформлять бланки, квитанции. Школьники составляют автобиографии, заявления, расписки.

В 7 классе  для детей, обучающихся по программе VII  вида, предусматривается формирование умения четкого, правильного, логичного и достаточно кратного изложения своих мыслей в письменной форме.  Школьники учатся правильно строить  предложения, связному устному и письменному высказыванию.            

На уроках литературы учитывается специфика обучения школьников, обучающихся по программе VIII вида, так как у них возникают затруднения при изучении художественного произведения. Чтобы облегчить чтение и понимание содержания художественных произведений,  учитывается  жанровая специфика текстов и используется большая методическая вариативность.  

На уроках литературы в классах интегрированного обучения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений,  уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению, они учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного. Дети  с интеллектуальными и психическими нарушениями получают задания кратко пересказать основные события, изложенные в произведении, назвать главных и второстепенных героев. Если ребята справляются с этим заданиями, то они переходят к следующему этапу: им предлагается дать характеристику литературным героям, адекватно оценивать их действия и поступки. Учащиеся устанавливают несложные причинно-следственные связи и отношения, делаем выводы, обобщения.  Работу над художественным произведением   необходимо перевести в личностный и   эмоциональный план. В этом случае, конечно, надо обращаться к вопросам на выявление восприятия.

Работа в классах интегрированного обучения требует  серьезной методической подготовки к каждому уроку. Только тогда деятельность учащихся будет способствовать решению проблемы нравственного воспитания и понимания ими соответствия описываемых в литературном произведении  событий жизненным ситуациям.

Педагогическая технология – это  построение деятельности в определенной последовательности для  достижения программируемого результата. Обновление содержания образования требует использования современных педагогических технологий.

На данном этапе развития общества требуется качественное усвоение детьми достаточно сложной системы понятий. Обеспечение условий  становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, – вот исходная задача на уроках русского языка и литературы.

В своей практической работе учителя опираются на выводы Л.Г. Выготского о возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие  ребенка. Выдвижение на первый план процесса становления личности как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности – основа педагогической концепции. Учащийся – это не столько обучаемый индивид, сколько изменяющийся объект учения. В таком случае, в обучении авторитарная позиция неприемлема.

Основой такой работы является психологическая сущность новых технологий преподавания, когда планирование учебного процесса основано на  психологически ориентированном  обучении.

Уроки в классах интегрированного обучения отличаются от уроков в обычном классе уже тем, что  наряду с общеобразовательными целями  ставятся коррекционные цели обучения для детей с интеллектуальными нарушениями, так как  необходимо правильно организовать учебную деятельность. Суггестивное обучение в таких классах должно  сопровождаться  отсутствием усталости, предусматривать ненапряженную атмосферу сотрудничества, ибо напряжение очень утомляет и расходует энергию учащегося. Эти  психологические состояния достигаются  на уроках внутренней мотивацией (установкой на резервные возможности ученика), широкой вариацией условий обучения, свободным общением на занятиях.

При коррекционно-развивающем обучении активизируется  самостоятельная деятельность школьников. Возрастает их внутренняя мотивация, происходит самооценивание  учащихся, ответственность за свой  учебный труд возрастает и находит свое воплощение в результативности.

Проведение интегрированных уроков требует особой педагогической подготовки, знания методов и приемов, позволяющих одновременно обучать детей по программам общеобразовательного класса и специального (коррекционного) образования. Для того чтобы коррекционная работа была эффективна, необходимо  создать условия, вызывающие положительные эмоции: учащиеся переживают маленькие успехи в учебе, получают удовольствие от хорошо проделанной работы, видят  изменения в учении.

Особенно важно, чтобы отношения на уроках в классах коррекционного обучения были  добрыми, доверительными, насыщенными положительными эмоциями. Если обстановка занятий радостная, если присутствует атмосфера увлеченности, то и дети удовлетворены процессом учения. Именно поэтому используются те методы, которые апеллируют не только к интеллекту, но и чувствам детей. Достаточно часто это проявляется на уроках литературы, когда исключительное значение имеет  возможность делиться своими  впечатлениями и наблюдениями.

 Все это личностно включает ребенка в ход урока и является основным условием успеха.

Обучение в классе интегрированного обучения, в котором получает знания умственно отсталый  ребенок (программа VIII вида), необходимо строить  на принципе динамичности восприятия: во – первых, планируется деятельность, имеющая различный доминантный характер: от слуховой (объяснение нового материала, инсценирование) к зрительной (чтение учебника, работа у доски) и продуктивной (составление  предложений); во – вторых, через частую смену деятельности (работа у доски, слушание и эмоциональное восприятие текстов, чтение и изучение правил, устное и письменное выполнение упражнений, работа с карточками); в – третьих, через задание нарастающей трудности (от формулировок темы до творческого задания).

 Интегрированным учащимся оказывается  дозированная  помощь     при выполнении упражнений, требующих самостоятельной обработки информации.

Интегрированные уроки практически ориентированы, учебный материал связан с жизненным опытом учащихся.

Свои уроки  учителя русского языка основывают на выделении сущностных признаков изучаемой орфограммы, развивают мыслительные функции: анализ и синтез. Подобные задания позволяют повысить  уровень развития смысловой памяти и вербально – логического мышления.

 Для обучающихся по программе VIII вида важен   принцип минимальной достаточности, тогда как остальные школьники получают информацию, заложенную в программном материале, достаточную для проведения итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Для этого необходимо  выделять этапы и уровни усвоения учебного материала. Первый этап – воспроизведение знаний, здесь  планируется  работа со всем классом. Проводится  фронтальный опрос, предлагаются  задания и вопросы. В данном случае все учащиеся участвуют в деятельности класса.   Второй и третий    этапы - это понимание изученного материала и применение знаний,  в этом случае предлагается учащимся объяснить, нарисовать схему, восстановить таблицу, сравнить, доказать, сделать вывод. Такая работа не всегда по силам слабоуспевающим  учащимся, поэтому она планирую или как работа в парах, или как групповая работа. Так ребята, обучающиеся по программе VII вида, ещё раз слушают  учебный материал и анализируют его. Одновременно сильные учащиеся участвуют в ролевой игре: они «выполняет» функцию учителя

При работе на высоком уровне  трудности в классах интегрированного обучения уделяется особое внимание школьникам, обучающихся по общеобразовательной программе. Им предлагаются  упражнения, «нащупывающие» верхний предел возможности. При необходимости степень трудности снижается, задания дифференцируются. Такая деятельность вызывает у детей активную работу мысли. Они анализируют, сравнивают, сопоставляют.

Систематическое использование в учебном процессе инновационных технологий, педагогических приемов и методов способствуют возникновению у школьников устойчивого познавательного интереса к предмету. Однако недостаточно вызвать интерес к основной задаче учебного задания, необходимо еще обеспечить устойчивость внимания, желание работать на протяжении всего занятия. Это также требует от учителя предварительного выбора системы приемов, поддерживающих интерес к учебе в течение всего урока.

Для лучшего понимания затруднений учащихся возможно  применять  двухуровневую диагностику актуального и потенциального развития. И в таком случае  целесообразно сближение диагностики с процессом формирования. Предлагается такое задание, которое учащийся сам выполнить не может, но такое, чтобы он мог его понять, чтобы было возможно обучение. Предлагаются деформированные тексты с разными видами сложности. В одном случае –  это тексты с пропущенными  предложениями, в других –  тексты с перепутанными абзацами, в третьих  -   тексты без начала или без конца. Если ребёнок затрудняется, то ему даются вопросы-подсказки, план текста или сам текст, с тем, чтобы можно было сравнить его с деформированным текстом. Это дает понимание дальнейшего пути, что предложить  ребенку для перехода на более высокий уровень. Важным  считается и то, что можно помочь ребенку, используя дозированную помощь, систему подсказок. Их количество, то, сколько раз была оказана помощь, и определяет зону ближайшего развития. Конечно, обследование носит неформальный характер, прогноз строится, исходя из позиции педагогического оптимизма. В каждом ученике необходимо находить  сильные стороны, на которые потом  можно опереться в дальнейшей работе.

Во время диагностики и коррекции на уроках интегрированного обучения учитель  ставит перед собой задачу: усиливать чувство самоуважения и достоинства, мотивационно – смысловую сферу личности ребенка. Для этого  его ставят в ситуацию выбора, просят оценить свои результаты. Помочь  находить выход из своих проблем, научить принимать решения, понимать учебную задачу, смысл заданий и упражнений – вот цель коррекционно – развивающей работы.

Работая над коррекцией  в интеллектуальной деятельности, необходимо  создать у обучающихся мотив достижения результата, оказать помощь в построении плана, обучать мыслительным операциям.

Проведенная диагностика помогает выяснить, в чем причины отставания ребенка, психические процессы ниже возрастной нормы, возрастная норма или выше возрастной нормы.

При низкой познавательной активности, импульсивности, расторможенности планируется  постановку коррекционных целей и средства их достижения, что стимулирует учащихся и родителей, потому что коррекционные цели ставятся позитивно:   задача учителя не устранение недостатков, а формирование положительной мотивации, создание психологической безопасности.

В работе с педагогически запущенными детьми,   обучающихся  по общеобразовательной программе, цель учителя - в устранении пробелов в знаниях, в создании  того пути, который поможет ученику достигнуть необходимого уровня в учебной деятельности, в стимулировании самооценки, в возможностях выбора, в повышении личной ответственности.

В работе со школьниками, обучающимися   по программе специального (коррекционного) учреждения VII  вида,   учитель  разделяет выполнение упражнений на мелкие этапы и предлагает  опоры, развернутые инструкции, схемы.

С детьми, обучающимися  по программе специального (коррекционного) учреждения VIII  вида, индивидуальную работу необходимо планировать совместно с психологом.

В работе с детьми с низкой мотивацией используется, например, изменение позиции  ученика. В одном случае, ученик ведет какую-то часть урока, занимается с более слабым учеником, во втором случае,  предлагаются сначала более легкие задания, укрепляющие положительную мотивацию к учению.

            Оценки очень часто влияют на внешнюю и внутреннюю мотивацию учения, так как отражают в той или иной мере знания учащихся, но они не могут быть мерилом их человеческих чувств, настроений, ценностных отношениях, нравственных оснований.   Именно с этой точки зрения необходимо подходить к контрольно – оценочному компоненту, который является составной частью учебного процесса.  На уроках возможно  использовать различную систему оценивания: альтернативную, рейтинговую. Деятельность     учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии и учащихся с задержкой психического развития  оценивается по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» - «неверно», «достаточно» - «недостаточно». Отметка ориентирована на минимально допустимый уровень понимания текстов.        

              Достаточно интересным видом отслеживания результатов считается создание портфолио, накопителя индивидуальных достижений учащихся. Материал оформляется в индивидуальные папки  с файлами, где хранятся творческие работы, анкеты, результаты тестов, дипломы и грамоты школьников.

Для детей, обучающихся по программам  специальных учреждений VII и VIII видов, разработана форма деятельностного портфолио. Если в первом случае осуществляется просто фиксация достижений, то во  втором - вместе с учащимся выстраивается следующая система: диагностика состояния, запросов, интересов, возможностей учащегося. Планируется совместная со школьниками, родителями, педагогами, работающими в этом классе, деятельность по прогнозированию персональной траектории достижений, организация и включение необходимых ресурсов. Регистрации успехов, достижений, наград и пожеланий – это возможность роста мотивации. Такой вид деятельностного портфолио помогает  ученикам 9-го класса успешно пройти итоговую аттестацию по русскому языку (устно и письменно). Вначале были выяснены пробелы в знаниях учащегося, а затем создана персональная траектория подготовки к экзамену: на какие темы стоит обратить повышенное внимание, какие темы изучены хорошо, что необходимо заново повторить.

 Поиск новых форм не исключает необходимости совершенствования апробированной десятилетиями системы контроля и оценки знаний. И традиционная пятибалльная система оценивания имеет еще много ресурсов и далеко не исчерпала своих возможностей.  Отслеживание знаний учащихся отражается в классном журнале.          

  Стратегия воздействия на ученика в условиях коррекционного обучения – это прежде всего стратегия развития, раскрытия творческого потенциала, усиление заложенных в нем возможностей, помощь в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности. Педагоги помогают  осуществлять развитие, идущее изнутри. Показатель успешности педагогической работы проверяется при проведении итоговой государственной аттестации, как в традиционной, так и в новой форме. В соответствии с приказом Министерства Образования учащиеся, осваивающие общеобразовательную программу и программу VII вида, проходят итоговую аттестацию.

Главной задачей педагогической деятельности я считаю гуманизацию  образовательного процесса, выражающуюся в создании условий для всемерного развития и обучения личности, для её побуждения к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию

 Ребенок нуждается в чутком отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке.   Выводит из строя, действует угнетающе и отбивает желание учиться  - равнодушие, когда  труд ученика игнорируется, его деятельность не замечается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте

Презентация к родительскому собранию...

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ.

В педагогической науке и практике особого внимания заслуживает психолого-педагогические особенности учебной деятельности учащихся с ОВЗ, как стратегии повышения успешности учебной деятельности....

Дипломная работа на тему: «Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении»

      Дипломная работа по рограмме профессиональной переподготовки «Безопасность жизнедеятельности в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образ...

Особенности учебной деятельности школьников 7-9 классов.

Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества. В статьи раскрыты причины "отхода от...

Особенности учебной деятельности у детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).

Краткая характеристика особенностей учебной деятельности у детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)....