Подготовка к сжатому изложению по русскому языку (УМК под ред. А.Д.Шмелева).
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт по русскому языку предполагает обучение в когнитивно-коммуникативной направленности курса и деятельностном подходе.

Когнитивно-коммуникативная направленность УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелева позволяет систематически и целенаправленно готовить учащихся к государственной аттестации уже в 8 классе.

Первое задание, которое предстоит выполнить на экзамене в 9 классе, - это написание сжатого изложения. Выполнение данного задания строится на системе знаний, полученных в 5-7 классах. Система знаний о строении текста, о стилях русского языка является тем фундаментом, на котором будет строиться дальнейшая подготовка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_szhatomu_izlozheniyu.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая аттестация – серьезная проверка эффективности учебной деятельности.

Задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют:

- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Первая часть экзамена состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту. Она требует от школьника мобилизации памяти, владения норм правописания, навыков информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства). В наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию – это действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.

Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение. При выполнении этого задания уделяется особое внимание умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере.  К тому же умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.

Как же новые УМК по русскому языку дают возможность учителю готовить учащихся к итоговой государственной аттестации?

Федеральный государственный образовательный стандарт по русскому языку предполагает обучение в когнитивно-коммуникативной направленности кура и деятельностном подходе.

Когнитивно-коммуникативная направленность УМК по русскому языку под редакцией А.Д.Шмелева позволяет систематически и целенаправленно готовить учащихся к государственной аттестации в 9 классе.

Первое задание, которое предстоит выполнить на экзамене в 9 классе, - это сжатое изложение.

Выполнение данного задания строится на системе знаний, полученных в 5-7 классах.

Система знаний о строении текста, о стилях русского языка является тем фундаментом, на котором будет строиться дальнейшая подготовка.

Уже на первых уроках целесообразно познакомить учащихся со следующим алгоритмом написания сжатого сочинения:

  1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
  2. Найдите среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
  5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  7. Обдумайте средства связи между частями.
  8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновик

     Такой алгоритм позволяет отработать все этапы работы над сжатым изложением, используя инструментарий учебника по русскому языку для 8 класса.

В Упр.1 гл.1 дается следующее задание: «Прочитайте тексты, включающие высказывания ученых филологов, и подберите к каждому тексту заголовок, используя надписи на иллюстрациях».

Чтобы выполнить это задание, учащимся надо определить основную мысль текстов и озаглавить их.

В Упр.6 гл1 задание другого типа: «Прослушайте фрагменты лекции известного российского филолога С.Г.Тер-Минасовой о том, какие проблемы встают перед многими языками в эпоху глобализации. Ответьте на вопросы на основании прослушанного текста.

  1. В чем положительная сторона глобального, объединенного мира?
  2. Какой язык в современном мире претендует на роль глобального, общего языка? Нужен ли такой язык разным народам? Почему важнейшим вопросом в современном мире стал вопрос о сохранении разнообразия языков и культур?
  3. Как влияет английский язык на другие языки? Может ли его влияние проявляться в том, что изменяется не только лексический состав языка, но и нормы речевого поведения?

 Выполнение данного упражнения учит учащихся работе с прослушанным по аудиозаписи, а не прочитанным учителем текстом. Такой вид работы важен, потому что на экзамене учащиеся слушают аудиозапись, а потом пишут сжатое изложение.

В упр.19 гл.1 учащимся предлагается просмотреть текст, не читая его внимательно, и определить его тему. Назвать ключевые слова, на которые они обратили внимание при чтении «по диагонали». Отдельно идет еще одно задание: «Напишите короткую заметку для школьного журнала, используя информацию текста. Заголовок для заметки придумайте самостоятельно».

В упр. 80 гл.1одним из дополнительных заданий является следующее: «Запишите предложение, передающее основную мысль текста. Аргументируйте это утверждение, приведя пример известного вам слова, которое недавно появилось в языке и стало широко употребляться».

При написании текста необходимо продумывать, каким образом предложения будут связаны между собой. В упр. 82 гл.1 необходимо расположить предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст. Затем надо прослушать текст и проверить свои предположения. В упр.94. гл.1 предлагается уже  более сложное задание: «Предложите свою последовательность предложений в тексте. Объясните, как вы определяете данное и новое в тексте, как служебные части речи, местоимения, порядок слов в предложениях помогают вам выстроить текст. Послушайте текст и сопоставьте авторский вариант с вашим. Придумайте заголовок к тексту. Запишите текст».

При выполнении упр.39 гл.1 проверяется умение учащихся определять стили речи: «Прочитайте тексты, дайте им стилистическую характеристику. Определите, какую роль в создании стилистической окраски играют заимствованные слова, а также заимствованные и исконные  фразеологизмы».

Следующий этап по подготовке к написанию сжатого изложения – это работа над компрессией текста.

Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:

  1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
  2. свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Основными приемами сжатия текста являются

ЗАМЕНЫ:

  1. замена однородных членов обобщающим наименованием;
  2. замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  3. замена предложения или его части указательным местоимением;
  4. замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  5. замена сложноподчиненного предложения простым.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

  1. исключение повторов;
  2. исключение фрагмента предложения;
  3. исключение одного или нескольких синонимов.

СЛИЯНИЯ:

  1. слияние нескольких предложений в одно.

В упр. 49 гл. 1предлагается работа по сокращению текста:

  1. Прочитайте текст и подумайте, как его можно сократить, используя вместо выделенных придаточных предложений обороты с причастиями  и деепричастиями. Запишите придаточные предложения и синонимичные им обороты.
  2. Кратко изложите содержание текста. Используйте образованные вами причастные и деепричастные обороты и объедините, где это возможно, информацию соседних предложений. Дополните текст своими рассуждениями о том, что значит миф для современного человека.

Такая работа позволяет приступить к написанию изложения по аудиозаписи. В упр. 71 гл.1 предлагается  следующее задание: «Послушайте пересказ древнегреческого мифа об Арахне, ткачихе из Лидии. Напишите изложение текста, заменив, где это целесообразно, прямой порядок слов на инверсионный. Оцените, как изменяется при этом выразительность текста».  В упр.76. предлагается, прослушав аудиозапись, написать текст по памяти.

В упражнении 112 предлагается написать сжатое изложение текста, выразить своё согласие или несогласие с основной мыслью автора или с приведенными им аргументами.

Перед написанием контрольного сжатого изложения необходимо познакомить учащихся с тем, как звучит задание на экзамене: «Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком».

Также необходимо познакомить и с теми критериями, по которым изложение будет оцениваться.

Первый критерий относится к проверке правильности передачи содержания материала.

Критерии оценивания изложения С1

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2

Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

Второй критерий проверяет умение учащихся «сжимать» текст.

ИК2

Сжатие исходного текста

Баллы

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста,

или

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 2 микротем текста,

или

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его на для сжатия 2 микротем.

2

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста,

или

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его на для сжатия 1 микротемы.

1

Экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста

или

экзаменуемый неправильно использовал приемы сжатия текста и исказил авторский замысел

0

Третий критерий проверяет умение учащегося правильно строить собственный текст.

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Баллы

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушения абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

 в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

Работа экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

 в работе имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК4 – 7 баллов.

Заканчивается глава 1 упражнением 138. Вот это задание: «Послушайте текст и напишите его сжатое изложение. Сформулируйте тему и основную мысль текста, выделите микротемы. Определите, какие типы речи используются в тексте. Не забудьте о структуре текста-рассуждения. Перечитывая свой черновик, убедитесь, что вы не только передали содержание всех микротем, но  и упомянули тему и основную мысль всего текста».

Дальнейшая работа по написанию сжатого изложения опирается на достижения учащихся и направлена на исправление недочетов и ошибок учащихся.

Особое внимание необходимо уделять логическим ошибкам.

Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова;
Он
облокотился спиной на батарею;
За
 хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

Л8

Ошибки в основной части

а). Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9

Неудачная концовка

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Работа над логическими ошибками проводится во время анализа написанных изложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.

Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников...

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Подготовка к сжатому изложению. ( Евгений Андреевич Пермяк "Перо и чернильница.)

На уроке пятиклассники обучаются лингвистическому и содержательному анализу текста, развивают свои творческие возможности....

Обучение написанию сжатого изложения (урок русского языка в 7 классе)

Обучение написанию сжатого изложения (урок русского языка в 7 классе)Урок русского языка в 7 классе по теме «Обучение написанию сжатого изложения» проводится после изучения темы «Наречие. Слова катего...

Разработка открытого урока ро русскому языку в 8 классе "Подготовка к сжатому изложению"

Разработка урока содержит материал по подготовке к сжатому изложению на примере текста "Анна Павлова". Урок проведен в 8 классе....

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...