технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие"
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Моисеева Нина Михайловна

урок -  постановка учебной задачи "Понятие о причастии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 7

Учитель высшей категории: Моисеева Нина Михайловна

МОБУ СОШ № 17 г. Якутск Республики Саха (Якутия)

Тема урока

Причастие

Цель деятельности учителя

Сформировать УУД по распознаванию и различению причастий от прилагательных и глаголов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): понятие о причастии как о части речи (формы глагола);

Знать определение причастия, грамматические признаки.

 Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; Моделировать и использовать в речи предложения с причастиями. Анализировать и характеризовать предложения с причастиями.

 Метапредметные (компоненты культурного опыта): * владение всеми видами речевой деятельности; * применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; * коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; 2) осознание эстетической ценности русского языка; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств.

Методы и формы обучения

Технология развивающего обучения по системе Эльконина и Давыдова

совместное решение учебных задач

Основные понятия

Причастие – форма глагола, обозначающая признак предмета по действию; морфологические признаки причастия, синтаксическая роль

Тип урока

Постановка учебной задачи

                Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

Включение в деловой ритм урока.

приветствие

Подготовка класса к работе: разделение на группы

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний (ситуация успеха) и фиксация затруднений в деятельности

Держу в руках маленький мяч.

- Ребята, опишите мяч. (записывает на половине доски ответы уч-ся)

- какими частями речи вы описали мяч и почему?

- объясните, почему именно такая форма у имен прилагательных

- круглый, синий, маленький, упругий и т.д.

- прилагательное – обозначает признак предмета.

- прилагательное зависит от существительного в роде, числе и падеже, поэтому отвечает на вопрос: мяч (какой?) круглый…

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Логические:

анализ объекта с целью выделения признаков.

  1. Постановка учебной задачи

Создаю проблемную ситуацию: подкидываю мяч вверх.

- попробуйте описать сейчас мяч…

(записываю на второй половине доски ответы уч-ся)

- какие части речи мы с вами записали?

- летящий, прыгающий, подброшенный, пойманный…

- прилагательное?

- глагол?

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

Общеучебные: самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Совместное решение учебной задачи

- докажите ваше утверждение

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Приходят к выводу, что эта часть речи является почти прилагательным, потому что…

Почти глагол, потому что…

- как бы вы назвали такую часть речи?

- называется ПРИЧАСТИЕ – форма глагола, обозначающее признак предмета по его действию

- как вы думаете, почему так называется эта часть речи?

Записывают тему урока в тетрадях для правил

Каким членом предложения является причастие?

Работают в группах: составляют план достижения цели и определяют средства; ищут выход из затруднения; выдвигают версии, варианты, гипотезу.

Приступают к преобразованию материала.

- прилагательное, т.к. зависит от сущ. в грамм. значениях;

- отвечает на вопрос: какой?

- можно определить род, число, падеж

- обозначает признак предмета.

НО!

- глагол

- обозначает действие предмета

- можно определить время

- вид

- отвечает на вопрос: что делающий? Что сделанный?

- окончание, вопрос (какой?), род, число, падеж…

- можно сказать: мяч прыгает, мяч подбросили – это действие.

ЧТО ЭТО ЗА ЧАСТЬ РЕЧИ?????

Приходят к выводу, что это не прилагательное и не глагол. Это новая часть речи!

- предлагают варианты:

формулируют (уточняют) тему урока:

«Причастие»

- варианты ответов.

(находится при частях речи: прилагательного и глагола) и т.д.

- зависит от сущ., обозначает признак и отвечает на вопрос (какой?)- определение

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование;

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия;

Как же мы будем отличать причастие от глагола и прилагательного?

Нужен способ различения?

Можно выбрать самый удачный способ различения или предложить свой как вариант.

Карточка №1

Даны слова. Выпишите только причастия и аргументируйте свой выбор:

Играет, игравший, смеющаяся, приклеенное, ветреный, красивая, прыгал, ищет.

Сверяемся с эталоном на экране.

Разбираем и анализируем

- Да, нужен

Обсуждают в группах преобразовывают материал и предлагают модели, схемы, алгоритмы способа различения причастия от глагола и прилагательного.

Примерный способ:

  1. Ищем слово – форму глагола, но с окончанием прилагательного
  2. Причастие всегда можно переделать в глагол (признак по действию)
  3. Но зависит от сущ.(признак предмета) – какой?

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма (способа действия) вслух.

Работают в группах:

- обсуждают

- выбирают

- аргументируют

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные : управление поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка действий).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организую деятельность по применению новых знаний: упражнение из учебника

Самостоятельная работа;

Осуществляет самопроверку: пошаговое сравнение с эталоном.

Возможна взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

  1. Рефлексия деятельности  (итог урок )

Организую рефлексию

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

  1. Домашнее задание

  1. Упражнение из учебника или
  2. Составить лингвистическую миниатюру о Причастии

Выбирают домашнее задание

Познавательные: создавать творческий продукт;

- предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.).

Личностные: проявлять интерес к учебной теме;

-проявлять творчество, выполняя задания;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...