Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку на тему

"Цель обучения ребёнка сосотоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя " (Элберт Хабберт). Учитель , начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий -требование федерального государственного стандарта. Организовать урок в соответствии с этими требованиями может помочь технологическая карта урока.Технологическая карта -это новый вид  методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

            Урок №1: русский язык

            Тема урока: Деепричастие как часть речи.

                  Класс: 7

                 Тип урока: урок «открытия »  новых знаний

                 Форма урока: урок-исследование                                            

                 УМК: Русский язык: учебник для 7 класса образовательных учреждений/М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др.-3-е изд.-М:   Просвещение, 2015 г.

                                                                                                           Паспорт урока

Цель урока

1. Сформировать представление о деепричастии как части речи. 2. Показать возможности деепричастия как средства выразительности в  текстах

Задачи

1.Образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий,  роли деепричастий  в  предложении;

2.Развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом; формирование умений и навыков самостоятельной работы

3.Воспитательные:  на примере текстов воспитать любовь к природе, бережное отношение к слову.

Средства обучения

УМК по редакцией .А. Ладыженской,  карточки-задания, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, репродукция картины К.И.Айвазовского  «Ниагарский водопад».

Методы  и приемы обучения

наблюдение над языком; словесные и наглядные методы, проблемно-поисковый  метод; использование алгоритма

Формы работы

фронтальная, групповая, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении;

-знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету);             -уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях,

-определять синтаксическую роль деепричастия, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, определять вид деепричастий. 

Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. 

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

- знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию .

Опорные понятия, термины

Деепричастие.

Грамматические признаки.

Морфологические признаки.

Возвратность.

Синтаксическая роль.

Использованные ресурсы

http://www.uroki.net                                      http://www.zavuch.info                            http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html         http://festival.1september.ru/subjects        http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

УМК: Русский язык: учебник для 7 класса образовательных учреждений/М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др.-3-е изд.-М:   Просвещение, 2015 г.

   

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I.Организационный этап

Приветствие с пожеланиями плодотворной работы.  Проверяет готовность класса к уроку.

-Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать?

Отвечают, что над исследованием лучше работать сообща. Записывают дату в тетради.

Деловой настрой

II. Мотивация



Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. На экране высвечивается текст   М. Пришвина (Слайд №2) ( См. приложение № 1)  

                                                                                                                                                                       (Слайд № 3)  Задание:

Прочитайте выразительно текст.

-К какому типу речи можно отнести данный текст? Обоснуйте свой ответ.

-Какие действия совершает тетерев?  

  -Выпишите эти  слова.

-Задайте к данным  словам вопросы.

-Определите, какой частью речи они являются?

-У каких слов  вам не удалось определить часть речи?

.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Читают текст, отвечают устно на вопросы, выписывают слова, определяют по вопросу часть речи

Ответы учащихся:  текст можно  отнести к типу речи- повествование с элементами описания,  автор использует  глаголы, рассказывает о действиях тетерева.

       Ответы:

Сел - что сделал? (глагол)

Стала переливать- что стала  делать?(глагол)

стал расцветать – что стал делать? (глагол),

устроившись – что сделав? Как? (???)

подпрыгнул – что сделал? (глагол)

завидев – что –сделав? Как?

показывая – что делая? Как?

 крикнул  - что сделал? (глагол)

Вывод:

- Существует часть речи, не изучаемая ранее.

Познавательные: извлечение необходимой  информации
из прочитанного текста

Регулятив-ные: целеполага-ние, прогнозирование; коммуника-тивные:

 умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других

Психологический настрой учителя и учащихся.

Целепола-гание и постанов-ка учебной задачи

-Что  сегодня предстоит сделать на уроке?

(Слайд№ 5)

-Выводы исследования вы должны фиксировать в таблицу  ( у каждого на парте распечатанная таблица)(см. приложение№ 4 )

Провести исследование. Цель исследования : узнать сведения  о новой части речи.

Задачи: определить  грамматическое значение и морфологические признаки новой части речи.

Научиться использовать их в речи.

Регулятив-ные: целеполага-ние, прогнозирование;

Познавательные: систематизация  знаний.

III. Актуализация знаний.



Обращение к  эпиграфу урока

«У каждой части речи свои    достоинства».             Александр Матвеевич Пешковский

(Слайд №6)      

Словарная работа: (Слайд № 7)

Дееспособный- способный к деятельности, имеющий право на совершение действий

Деятельный- живой энергичный человек

Деятель- лицо, проявившее себя в общественной деятельности.

Деяние-действие, поступок.

Деепричастие-причастность к действию, неизменяемая глагольная форма, отглагольное наречие. (Словарь Ожегова)

- Запишите слова в  тетради. Определите тему урока.

-«Деепричастие»- составное слово, состоит из двух частей (дее+ причастие) (Слайд № 8)

Организация работы по алгоритму.(См. приложение № 3) (Слайд№  9 )

Записывают слова.

Определение  темы урока.

Запись темы в тетрадь.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Регулятивные: действуют по алгоритму

Отработка умений определять

деепричастия как часть речи, образовывать деепричастия.

III.«Открытие нового знания»

Работа по теме урока

    Создание проблемной ситуации.

Задания № 1(Слайд №11)

- Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само.  

Прочитайте монолог деепричастия. (приложение № 5)

Задание № 2(Слайд№12-13)

-А вот, что говорили российские лингвисты о деепричастии. (чтение высказываний  Гвоздева А.Н.  и Ушакова Н.Д. ) (приложение №2)

Подтвердите слова известных лингвистов.   Определите  «достоинства»   деепричастия.

Запишите полученные выводы в таблицу.

Задание №3 (Слайд № 15)

Найдите среди группы слов деепричастия

1)Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся, торопливо, торопливый.

2)Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается, долгожданный.

3)Передвинув, передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая, передвигаясь, передвинутый.

(приложение №4 )

Задание № 4.

 -Чтобы заполнить  пункт 5 нашей таблицы, выполните следующее задание в парах.(один ученик делает разбор, второй- вывод)

(Слайд №16)

Сделайте морфемный разбор  выписанных деепричастий на доске, к какому выводу можно прийти? Запишите вывод в таблицу.

Проверка по эталону.

Задание№5. (Слайд №17)

Образуйте деепричастия от следующих глаголов. Какие два словосочетания можно назвать  лишними. Почему?

 Быть врачом-

Танцевать с партнером-

 Идти по тропинке -

 Ехать в автомобиле -

 Умываться чисто -

 Умыться быстро -

Прочитать книгу-

(приложение № 5)

-Запишите вывод в таблицу

Выразительное чтение  вслух

Заполняют 2,3,5,6 строки   таблицы. Зачитывают  вывод.

Выписывают деепричастия.

Делают вывод о возвратности и невозвратности деепричастий.

Делают вывод, что деепричастие -неизменяемая часть речи, оканчивается на суффиксы –а-,-я-, -в-,      -вши- , -учи-,

Ответы учащихся:

будучи врачом

танцуя с партнером

идя по тропинке

едучи в автомобиле

умываясь чисто

умывшись быстро

прочитав книгу

-В последних двух примерах  деепричастия совершенного вида, остальные- несовершенного вида.

Записывают вывод в таблицу (строки4,5,6.).

Познавательные: извлечение необходимой  информации
из прочитанно-го

Коммуникативные:  донесение  своей позиции  до других,  слушают и отвечают на вопросы других, формулирование  собственных мыслей, высказывают и обосновывают свою точку зрения

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний

Формирование предметных результатов.

Вывод: деепричастие- неизменяемая часть речи. Заполнение таблицы .

Вывод о морфологических  признаках деепричастий. Заполнение таблицы

IV.Динамическая пауза

Физорг класса называет физические упражнения,  используя  деепричастия.

V. Актуализация новых знаний.
Работа по развитию речи


Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний.

Задание  1    

-Прочитайте стихотворение «Лодорский водопад» (приложение № 6   )

-Можно ли его назвать текстом?

-Сколько в нем предложений?

-Подчеркните грамматическую основу.

-Сколько деепричастий в одном предложении?

-Что удалось поэту передать с помощью деепричастий? Какова синтаксическая   роль  и функция деепричастий? Заполните последние строки таблицы.

Творческое задание№2

-Работа по картине Айвазовского «Ниагарский водопад» (Приложение № 7) Задание: допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты.

Задание3

Собери пословицы, укажи в них деепричастия, запишите понравившуюся пословицу.   (приложение № 9   )

Работа в парах

Задание4

-Найдите грамматические ошибки в предложениях, исправьте их. Сделайте вывод (приложение №   10)

  1.  Идя из школы, пошел дождь.
  2. Возвращаясь домой, меня застала гроза.
  3. Включив телевизор, он показывал футбольный матч.
  4. Открывая книгу, из неё выпал листок.

 Ответы учащихся:

-Стихотворение можно назвать текстом, в нем речь идет о водопаде, дается подробное  его описание.

-В стихотворении всего одно предложение. Грамматическая основа «падают воды». Деепричастий -45.С помощью деепричастий автору удалось показать все действия водопада, многогранность образа.

Заполняют таблицу.

Записывают понравившуюся пословицу

Вывод учащихся : деепричастия употребляются там, где одно лицо выполняет несколько действий.

Познавательные: анализ поэтического текста Коммуникативные: владение монологической речью, умение слушать других

Регулятивные:

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение грамотно строить речь

Видеть и исправлять грамматичес-кие ошибки, связанные с неправиль-ным употребле-нием деепричастий

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

Организует рефлексию. Проверка заполнения таблицы

-Что вы узнали нового? Каковы  «достоинства » деепричастия?

Дифференцированное задание по карточкам

Задание для тех, кто не уверен в прочном усвоении новой темы: допишите  предложения(слайд №24)

Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …

Деепричастие отвечает на вопросы …

Деепричастие образуется от … с помощью …

Деепричастие имеет признаки … и признаки …

Подчеркивается в предложении …

Вопрос к деепричастию задается от …

Задание, для тех, кто хорошо усвоил новый материал. Выполните тест (см. приложение №11)

Проверка по эталону

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Индивидуальная работа

Взаимопроверка по эталону

Регулятивные: умение самостоятельно работать, анализировать,  оценивать свои знания, взаимопроверка

Комммуника-тивные :умение сотрудничать, принимать иную точку зрения.

Умение оценивать себя и других.

Результат исследования.

VIII. Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание: 1) для неуверенных в своих знаниях учащихся выполнить упр 320  ;
2)для знающих , но сомневающихся  учащихся: составить инструкцию  из 10 пунктов с использованием деепричастий   «Правила поведения ученика  в читальном зале библиотеки»;

3) для уверенных в прочном усвоении учащихся: составить памятку-маршрут для гостей г. Казани, включив деепричастия  «Путешествие по Казанскому Кремлю» или написать сочинение на лингвистическую тему «В чем достоинства деепричастия как части речи»

Слушают и записывают в дневник.

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...