Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку на тему
"Цель обучения ребёнка сосотоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя " (Элберт Хабберт). Учитель , начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий -требование федерального государственного стандарта. Организовать урок в соответствии с этими требованиями может помочь технологическая карта урока.Технологическая карта -это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок №1: русский язык
Тема урока: Деепричастие как часть речи.
Класс: 7
Тип урока: урок «открытия » новых знаний
Форма урока: урок-исследование
УМК: Русский язык: учебник для 7 класса образовательных учреждений/М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др.-3-е изд.-М: Просвещение, 2015 г.
Паспорт урока
Цель урока | 1. Сформировать представление о деепричастии как части речи. 2. Показать возможности деепричастия как средства выразительности в текстах | |
Задачи | 1.Образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, роли деепричастий в предложении; 2.Развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом; формирование умений и навыков самостоятельной работы 3.Воспитательные: на примере текстов воспитать любовь к природе, бережное отношение к слову. | |
Средства обучения | УМК по редакцией .А. Ладыженской, карточки-задания, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, репродукция картины К.И.Айвазовского «Ниагарский водопад». | |
Методы и приемы обучения | наблюдение над языком; словесные и наглядные методы, проблемно-поисковый метод; использование алгоритма | |
Формы работы | фронтальная, групповая, индивидуальная | |
Планируемые результаты | Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; -знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету); -уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях, -определять синтаксическую роль деепричастия, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, определять вид деепричастий. Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; - знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию . | |
Опорные понятия, термины | Деепричастие. Грамматические признаки. Морфологические признаки. Возвратность. Синтаксическая роль. | |
Использованные ресурсы | http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 УМК: Русский язык: учебник для 7 класса образовательных учреждений/М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др.-3-е изд.-М: Просвещение, 2015 г. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I.Организационный этап | Приветствие с пожеланиями плодотворной работы. Проверяет готовность класса к уроку. -Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать? | Отвечают, что над исследованием лучше работать сообща. Записывают дату в тетради. | Деловой настрой | |
II. Мотивация | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. На экране высвечивается текст М. Пришвина (Слайд №2) ( См. приложение № 1) (Слайд № 3) Задание: Прочитайте выразительно текст. -К какому типу речи можно отнести данный текст? Обоснуйте свой ответ. -Какие действия совершает тетерев? -Выпишите эти слова. -Задайте к данным словам вопросы. -Определите, какой частью речи они являются? -У каких слов вам не удалось определить часть речи? . | Подготовка к работе. Самоопределение. Читают текст, отвечают устно на вопросы, выписывают слова, определяют по вопросу часть речи Ответы учащихся: текст можно отнести к типу речи- повествование с элементами описания, автор использует глаголы, рассказывает о действиях тетерева. Ответы: Сел - что сделал? (глагол) Стала переливать- что стала делать?(глагол) стал расцветать – что стал делать? (глагол), устроившись – что сделав? Как? (???) подпрыгнул – что сделал? (глагол) завидев – что –сделав? Как? показывая – что делая? Как? крикнул - что сделал? (глагол) Вывод: - Существует часть речи, не изучаемая ранее. | Познавательные: извлечение необходимой информации Регулятив-ные: целеполага-ние, прогнозирование; коммуника-тивные: умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других | Психологический настрой учителя и учащихся. |
Целепола-гание и постанов-ка учебной задачи | -Что сегодня предстоит сделать на уроке? (Слайд№ 5) -Выводы исследования вы должны фиксировать в таблицу ( у каждого на парте распечатанная таблица)(см. приложение№ 4 ) | Провести исследование. Цель исследования : узнать сведения о новой части речи. Задачи: определить грамматическое значение и морфологические признаки новой части речи. Научиться использовать их в речи. | Регулятив-ные: целеполага-ние, прогнозирование; Познавательные: систематизация знаний. | |
III. Актуализация знаний. | Обращение к эпиграфу урока «У каждой части речи свои достоинства». Александр Матвеевич Пешковский (Слайд №6) Словарная работа: (Слайд № 7) Дееспособный- способный к деятельности, имеющий право на совершение действий Деятельный- живой энергичный человек Деятель- лицо, проявившее себя в общественной деятельности. Деяние-действие, поступок. Деепричастие-причастность к действию, неизменяемая глагольная форма, отглагольное наречие. (Словарь Ожегова) - Запишите слова в тетради. Определите тему урока. -«Деепричастие»- составное слово, состоит из двух частей (дее+ причастие) (Слайд № 8) Организация работы по алгоритму.(См. приложение № 3) (Слайд№ 9 ) | Записывают слова. Определение темы урока. Запись темы в тетрадь. | Познавательные: целью выделения признаков. Регулятивные: действуют по алгоритму | Отработка умений определять деепричастия как часть речи, образовывать деепричастия. |
III.«Открытие нового знания» Работа по теме урока | Создание проблемной ситуации. Задания № 1(Слайд №11) - Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. Прочитайте монолог деепричастия. (приложение № 5) Задание № 2(Слайд№12-13) -А вот, что говорили российские лингвисты о деепричастии. (чтение высказываний Гвоздева А.Н. и Ушакова Н.Д. ) (приложение №2) Подтвердите слова известных лингвистов. Определите «достоинства» деепричастия. Запишите полученные выводы в таблицу. Задание №3 (Слайд № 15) Найдите среди группы слов деепричастия 1)Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся, торопливо, торопливый. 2)Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается, долгожданный. 3)Передвинув, передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая, передвигаясь, передвинутый. (приложение №4 ) Задание № 4. -Чтобы заполнить пункт 5 нашей таблицы, выполните следующее задание в парах.(один ученик делает разбор, второй- вывод) (Слайд №16) Сделайте морфемный разбор выписанных деепричастий на доске, к какому выводу можно прийти? Запишите вывод в таблицу. Проверка по эталону. Задание№5. (Слайд №17) Образуйте деепричастия от следующих глаголов. Какие два словосочетания можно назвать лишними. Почему? Быть врачом- Танцевать с партнером- Идти по тропинке - Ехать в автомобиле - Умываться чисто - Умыться быстро - Прочитать книгу- (приложение № 5) -Запишите вывод в таблицу | Выразительное чтение вслух Заполняют 2,3,5,6 строки таблицы. Зачитывают вывод. Выписывают деепричастия. Делают вывод о возвратности и невозвратности деепричастий. Делают вывод, что деепричастие -неизменяемая часть речи, оканчивается на суффиксы –а-,-я-, -в-, -вши- , -учи-, Ответы учащихся: будучи врачом танцуя с партнером идя по тропинке едучи в автомобиле умываясь чисто умывшись быстро прочитав книгу -В последних двух примерах деепричастия совершенного вида, остальные- несовершенного вида. Записывают вывод в таблицу (строки4,5,6.). | Познавательные: извлечение необходимой информации Коммуникативные: донесение своей позиции до других, слушают и отвечают на вопросы других, формулирование собственных мыслей, высказывают и обосновывают свою точку зрения регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний | Формирование предметных результатов. Вывод: деепричастие- неизменяемая часть речи. Заполнение таблицы . Вывод о морфологических признаках деепричастий. Заполнение таблицы |
IV.Динамическая пауза | Физорг класса называет физические упражнения, используя деепричастия. | |||
V. Актуализация новых знаний. | Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний. Задание 1 -Прочитайте стихотворение «Лодорский водопад» (приложение № 6 ) -Можно ли его назвать текстом? -Сколько в нем предложений? -Подчеркните грамматическую основу. -Сколько деепричастий в одном предложении? -Что удалось поэту передать с помощью деепричастий? Какова синтаксическая роль и функция деепричастий? Заполните последние строки таблицы. Творческое задание№2 -Работа по картине Айвазовского «Ниагарский водопад» (Приложение № 7) Задание: допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Задание3 Собери пословицы, укажи в них деепричастия, запишите понравившуюся пословицу. (приложение № 9 ) Работа в парах Задание4 -Найдите грамматические ошибки в предложениях, исправьте их. Сделайте вывод (приложение № 10)
| Ответы учащихся: -Стихотворение можно назвать текстом, в нем речь идет о водопаде, дается подробное его описание. -В стихотворении всего одно предложение. Грамматическая основа «падают воды». Деепричастий -45.С помощью деепричастий автору удалось показать все действия водопада, многогранность образа. Заполняют таблицу. Записывают понравившуюся пословицу Вывод учащихся : деепричастия употребляются там, где одно лицо выполняет несколько действий. | Познавательные: анализ поэтического текста Коммуникативные: владение монологической речью, умение слушать других Регулятивные: познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение грамотно строить речь Видеть и исправлять грамматичес-кие ошибки, связанные с неправиль-ным употребле-нием деепричастий |
VII. Рефлексивно-оценочный этап. | Организует рефлексию. Проверка заполнения таблицы -Что вы узнали нового? Каковы «достоинства » деепричастия? Дифференцированное задание по карточкам Задание для тех, кто не уверен в прочном усвоении новой темы: допишите предложения(слайд №24) Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется … Деепричастие отвечает на вопросы … Деепричастие образуется от … с помощью … Деепричастие имеет признаки … и признаки … Подчеркивается в предложении … Вопрос к деепричастию задается от … Задание, для тех, кто хорошо усвоил новый материал. Выполните тест (см. приложение №11) | Проверка по эталону Осуществляют самооценку собственной учебной Индивидуальная работа Взаимопроверка по эталону | Регулятивные: умение самостоятельно работать, анализировать, оценивать свои знания, взаимопроверка Комммуника-тивные :умение сотрудничать, принимать иную точку зрения. | Умение оценивать себя и других. Результат исследования. |
VIII. Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание: 1) для неуверенных в своих знаниях учащихся выполнить упр 320 ; 3) для уверенных в прочном усвоении учащихся: составить памятку-маршрут для гостей г. Казани, включив деепричастия «Путешествие по Казанскому Кремлю» или написать сочинение на лингвистическую тему «В чем достоинства деепричастия как части речи» | Слушают и записывают в дневник. | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...