Правописание НЕ с наречиями на -о/-е
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок-конспект в 7 классе "Правописание НЕ с наречиями на -о/-е

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок-конспект в 7 классе82 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлов Андрей Юлиянович –

учитель русского языка МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского района Республики Татарстан

Урок в 7 классе по русскому языку

Тема: Правописание НЕ с наречиями  на –о/-е

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

-формирование:

а) представления о правильном написании НЕ с  наречиями на –о/-е

б) способности к написанию  наречий;

- развитие орфографической зоркости;

 -мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: тесты

Необходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран

Демонстративный материал: таблица правописания НЕ с наречиями на –о/-е

                         

Ход урока:

I.     Мотивация к учебной деятельности.

1)    Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2)    Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3)    Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)

- На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)

- Назовите самостоятельные части речи. (Существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, причастие, деепричастие, наречие).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слитное и раздельное написание  наречий).

- Как пищутся наречия? (Слитно, раздельно, через дефис).

- Вы хотите расширить свои знания о правописаниях наречий ? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И всё? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

 

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?). 

- С чего начнём наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Слитное и раздельное написание наречий»).

-Работаем   по таблице. Понаблюдать  правописание  НЕ  с наречиями на –о/-е (слайд №1)

Слитно:

Раздельно:

1. Без НЕ

 не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда   (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

На экране слайд №2 с упражнениями:

Обозначьте орфограмму  «Не с наречиями на -о/-е», работу выполняем  по вариантам:

1 вариант

2 вариант

Поступил (не)лепо

Спросил (не)вежливо

Написал (не)брежно

Ответил (не) верно

Остановился (не)ожиданно

Прибил (не)крепко

Говорил (не)быстро, а медленно

Объяснил (не)понятно

Выглядел отнюдь (не)красиво

Ничуть (не)интересно

Закончив работу, они рассказывают, как пишутся с Не наречия на –о/-е

Слайд№3.

1 ВАРИАНТ

- ПОСТУПИЛ НЕЛЕПО (без Не не употребляется);

- НАПИСАЛ НЕБРЕЖНО(без Не не употребляется);

- ОСТАНОВИЛСЯ НЕОЖИДАННО(без Не не употребляется);

- ГОВОРИЛ НЕ БЫСТРО, А МЕДЛЕННО (пишется раздельно, т.к.есть противопоставление);

- ВЫГЛЯДЕЛ ОТНЮДЬ НЕ КРАСИВО (пишется раздельно, т.к.есть усиливающее слово)

2 ВАРИАНТ

СПРОСИЛ НЕВЕЖЛИВО (можно заменить синонимом ГРУБО);

ОТВЕТИЛ НЕВЕРНО (можно заменить синонимом  ОШИБОЧНО);

ПРИБИЛ НЕКРЕПКО (можно заменить синонимом  СЛАБО);

ДАЛЕКО НЕ ВЕСЕЛО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово);

НИЧУТЬ НЕ ИНТЕРЕСНО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этой теме?    (Материал усвоен на достаточном уровне)

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все ли названные правила вам знакомы? ( Да. Но допускаем ошибки)

- В чём заключается затруднение? (Отсутствие недостаточных знаний о правописании с НЕ наречий  с усиливающими словами и с наречиями меры и степени) 

III. Выявление места и причины затруднения. 

Организация восстановления выполненных операций. 

- Как пишутся  НЕ с  наречиями на –О/-Е ? (Слитно, раздельно).

-Какова же проблема? (не всегда понятно правописание наречий при наличии   усиливающих слов и  наречий меры и степени). 

  VI. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). 

Организация построения проекта выхода из затруднения:

      - Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы правописания наречий).

 - Как сформулируем тему нашего урока? (Слитное, раздельное написание НЕ с наречиями  на –о/-е).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»). 

V. Реализация построения проекта.

      -  Спишем наречия с синонимами (синоним – наречие с не )

Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслышно), близко (недалеко), далеко (неблизко), тяжело(нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринуждённо), спокойно (невозмутимо), встревоженно (неспокойно), легкомысленно (несерьёзно).

- Какие наблюдения  вы провели? (наречия  пишутся слитно, т.к. их можно заменить синонимом) слайд №4

-Напишем графический диктант. Я  читаю  предложения, а вы ставите знаки +, -  в соответствии с правописанием Не с наречиями (слитно +, раздельно - )

1) И  навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…

2) …То вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно.

3) Жадно и неторопливо, желая хватить и сжать в своих объятиях всё видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

4) Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы.

5) Новые знакомства в лесу происходят не редко, а довольно часто.

6) Справа от нас, не далеко, а где-то близко, журчал ручеёк.

7) Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно.

-На экране слайд №5 

Проверочный код: 1+, 2+, 3+, 4+, 5-, 6-,7-

- Как пишутся данные наречия? (слитно, раздельно) Слайд №6

 - Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим  эталон. Кто попробует?

Слитно:

Раздельно:

1. Без Не не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда   (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

- Теперь мы можем объяснить слитное и раздельное написание НЕ с  наречиями на –о/-е, которые вызывали в начале урока затруднение?(Да.) Слайд №1

 VI. Первичное закрепление во внешней речи. 

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

   -Решим тест и проверим по образцу: (работаем в парах)

Тестовые задания.

1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Ничуть (не)интересно с вами общаться.
  2. Мальчик ответил (не)верно.
  3. Он ответил (не)торопливо.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Природа (не)слышно уходит от нас.
  2. Отец говорил (не)громко, а тихо.
  3. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, показался лесник.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного теста? (Нет, мы с ним легко справились). Слайд №7

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Выполните упражнение 197 и объясните правописание наречий. На работу 5-7 минут.

- 7 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:  слайд №1

Слитно:

Раздельно:

1. Без Не не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда   (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок. 

 VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о/-е).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

 -  Чему был посвящен урок? (Правописанию Не с наречиями на –о/-е)

- Как пишутся наречия? (слитно, раздельно)

- Легко ли писать НЕ с наречиями на –о/-е? ( Слова с НЕ писать не легко, а трудно)

- Как напишем  (не) легко?  (Раздельно, потому что есть противопоставление)

-А какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно  пишем наречия)

- Что помогло нам их преодолеть?  (эталон и самостоятельная работа на уроке)

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 слайд №8

 

 ?

 Научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился писать наречия, но не уверен, что самостоятельно смогуих написать. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился писать наречия и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

 

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 199 из  параграфа 38.

2 Кто научился правильно писать наречия, но не уверен, что все правильно напишет, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 201.

3. Кто научился правильно писать наречия и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и напишите сочинение-описание комнаты неряхи, используя слова с НЕ.

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо, я вами доволен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание не с наречиями на-о, -е"

Цель урока: закрепить изученное о правописании не с наречиями на -о, -е и другими частями речи, развитие навыков работы в группе, активизация познавательной деятельности школьников, воспитание любви к...

Правописание НЕ с наречиями

Правописание НЕ с наречиями...

Правописание НЕ с наречиями

Урок изучения нового материала...

Карточки по теме "Правописание производных предлогов, наречий"

Карточки предназначены для индивидуальной работы учащихся по отработке навыков написания производных предлогов....

Правописание НЕ с наречиями

обощающий тест по теме "Правописание НЕ с наречиями"...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание НЕ с наречиями на -О-Е-" в 6 классе

Данный документ представляет собой технологическую карту урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода  Л.Г.Петерсон. Данная технология полностью соответствует требованиям ФГОС...