Статья "Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Овчарова-Савина (Стреколовская) Наталия Игоревна

Статья "Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся" (по предметам русский язык и литература)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние ИКТ на повышение

учебной и творческой мотивации учащихся

21 век принёс человечеству множество полезных и нужных изобретений. Теперь, чтобы прочитать книгу, не нужно идти в библиотеку, можно её просто скачать. А чтобы узнать, всё ли в порядке с твоими родными, не нужно ждать их прихода  и волноваться, не нужно даже бежать в переговорный пункт, если твои родственники живут в другом городе…, можно просто позвонить по мобильному телефону. А очереди… Их можно избежать, записавшись через сеть интернет в то ведомство, которое тебе необходимо. Казалось бы, от всех прогрессивных изобретений людям стало только лучше и легче жить. Но вот нашим детям…  К сожалению, они не могут похвастаться разборчивостью. И вот вместо чтения книги, наш ребёнок пропадает в сети интернет, сражаясь с монстрами и убивая врагов, социальные сети фактически полностью заменяют живое общение, а учёба и вовсе деток наших не привлекает. Что же делать?! Бить прогресс его же оружием! Раз нашим детям интересно всё новое и связанное с планшетами, сотовыми, айподами, айпэдами и т.д., то необходимо внедрять новые технологии и в процесс обучения, чтобы ребёнок чувствовал себя «в своей тарелке», чтобы поддерживать интерес к учёбе и повышать мотивацию к обучению.

 Если ранее центром системы образования был учитель, то теперь – обучающийся. Поэтому, видя назревшую необходимость, я занялась поиском новых педагогических технологий, использование которых уместно в преподавании русского языка и литературы.

«ИКТ», бывшее некогда новым словом, теперь прочно вошло в нашу жизнь. Так что же это? ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии, использование которых в образование позволяет достичь небывалых результатов. Сложность заключается только в том, как выбрать подходящую ИКТ-технологию именно для своего предмета.

Давайте ознакомимся с преимуществами и недостатками ИКТ-инструментов в образовании.

3 основных преимущества ИКТ в образовании:

  1. С помощью ИКТ изображения могут быть с легкостью использованы в процессе преподавания и обучения в целях содействия памяти как учеников, так и учителей.
  2. С помощью ИКТ учителя могут с легкостью объяснять сложные инструкции, при этом обеспечивая большее понимание среди учащихся.
  3. С помощью ИКТ преподаватели могут делать уроки более интересными и приятными, что может привести к лучшей посещаемости и концентрации учащихся.

1 недостаток ИКТ в образовании: возникновение затруднений у преподающих, у которых отсутствует опыт в обращении с ИКТ-инструментами.

Таким образом, нужно начать с ликвидации безграмотности преподавателей в сфере применения ИКТ-инструментов.

Используя на своих уроках ИКТ,  я,  прежде всего, руководствуюсь принципом целесообразности и всегда задаю себе вопрос: «С какой целью?»

Я применяю ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний.

Во-вторых, ИКТ целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, для коррекции и учета знаний учащихся.

Сейчас в образование пришли новые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированная;
  • технология уровневой дифференциации
  • проблемное обучение;
  • игровые;
  • групповые;
  • ИКТ;
  • здоровьесберегающие;
  • и другие.

  Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на  уроках, я сделала вывод:                                                                                                                                    новые педагогические технологии существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

Использование их   на уроках позволяет мне разнообразить формы работы учащихся, активизировать их внимание, повысить творческий потенциал личности, позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, работаем с репродукциями картин, выполняем различные задания, занимательного характера, которые воспитывают интерес к уроку и делают его более интересным.

В целом, в своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

ИКТ

На сегодняшний день информационно–коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации в программе «Power Point», использую новое учебное оборудование  по различным темам разделов курса русского языка, литературы.

Использование ИКТ на уроках мне позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения;
  • расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для всех учащихся;

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ-инструменты  на разных этапах урока: при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля.

Личностно-ориентированная технология обучения  

Помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание на уроке не падает, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.

Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Игровые технологии

Я считаю, что использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так, включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так, в начале урока, например,  в 5 классе, я включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку».  На уроке литературы в гости к детям «приходят» сказочные герои, ребята сами отправляются в сказку, где при выполнении различных испытаний изучают новую тему или повторяют пройденный материал. Также мною разработаны викторины, КВНы, конкурсы.  Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Групповая технология

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само по себе создает благоприятную обстановку на уроке. Также применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает ощущение эмоционального комфорта во время урока.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, что дает положительные результаты в обучении.

При подготовке и проведении урока учитываю дозирование учебной нагрузки; построение урока делаю с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; пристальное внимание уделяю соблюдению гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); стараюсь создать максимально благоприятный эмоциональный настрой; для профилактики стрессов провожу работу в парах, группах; ввожу оздоровительные моменты и смену видов деятельности на уроке, которые помогают преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ).

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать более высоких результатов в обучении русскому языку и литературе, повышают познавательный интерес к данным предметам.

По статистике человек запоминает:

  • 10% прочитанного;
  • 20% услышанного;
  • 30% увиденного;
  • 50% увиденного и услышанного одновременно;
  • 70% рассказанного;
  • 90% сделанного.

Так вот, моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы знания,  полученные на уроке учащимися, были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

В процессе работы я пришла к выводу, что новые педагогические технологии помогают:

  • привлекать пассивных слушателей;
  • делать занятия более наглядными;
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
  • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
  • обеспечивать моментальную обратную связь;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • активизировать познавательную активность учащихся, а следовательно, желание изучать предмет;
  • объективно оценивать действия свои собственные и чужие;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.

Таким образом,  использование ИКТ-инструментов на уроках русского языка и литературы способствует повышению мотивации учащихся к обучению, позволяет не только более глубоко изучать данные предметы, но и является необходимым элементом формирования УУД.  Кроме того, применение ИКТ делает  сотрудничество учителя и учащихся более плодотворным, способствует созданию атмосферы творческого развития каждого обучающегося, уровень познавательной активности которого в результате применения ИКТ неустанно растёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и актуализация когнитивных грамматических структур как средство повышения качества учебного труда и мотивации учащихся старшего подросткового возраста

Данная статья рассматривает острую педагогическую проблему старшего подросткового возраста, а именно снижения мотивации и познавательных интересов, которая усиливается низким уровнем знаний, не позвол...

"Исследование ИКТ как фактор повышения учебной и творческой мотивации учащихся на уроках музыки и искусства"

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. В документе информация о возможностях применения компьютерных средств...

Из опыта работы по теме "Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций"

Выступление на МО учителей физико-математического цикла учителя математики МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко А.Е....

Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...

Статья на тему" Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся"

Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой в...

Урок-практикум по русскому языку как средство повышения качества образования и мотивации учащихся

В статье показана роль уроков- практикумов по русскому языку в образовательном процессе., отображена продуманная система уроков , которая помогает обучающимся в  освоении предмета.В статье освеще...