Главные вкладки

    Формирование и актуализация когнитивных грамматических структур как средство повышения качества учебного труда и мотивации учащихся старшего подросткового возраста
    статья по английскому языку (8 класс) по теме

    Данная статья рассматривает острую педагогическую проблему старшего подросткового возраста, а именно снижения мотивации и познавательных интересов, которая усиливается низким уровнем знаний, не позволяющим осуществлять значимую для этого периода деятельность - общение. В качестве решения проблемы  предлагается создание факультативного курса «Путь к общению» для учащихся 8 класса с учетом закономерностей когнитивного развития подроста, позволяющего повторить и систематизировать изученные раннее грамматические явления, необходимые для осуществления коммуникативной деятельности со сверстниками на иностранном языке. Оптимальная последовательность изучения грамматических структур, способствующая выявлению связи между двумя или более числом переменных и пониманию влияния одной или нескольких переменных на другую, дает возможность  за минимальное количество  времени (18 часов)  повторить, обобщить и систематизировать изученные грамматические формы. Курс предназначен для учащихся, испытывающих трудности при изучении иностранного языка на данном этапе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_2.doc707 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование и актуализация когнитивных грамматических структур как средство повышения мотивации и качества учебного труда старшего подросткового возраста».

    Бородина Оксана Васильевна,

    учитель иностранного языка

    МОУ «Нюксенская средняя общеобразовательная школа»

    Как нам всем известно, иностранный язык, в частности английский, входит в число самых непредпочтительных предметов школьной программы в данный возрастной период. По этому поводу хочется вам рассказать современный, но несколько грустный анекдот, опубликованный в газете «Аргументы и факты» №1-2 2008 г.: Объявление «Желающим изучать английский язык у опытного преподавателя за умеренную плату уступлю место в 8б классе».

    Действительно, как показывает практика, именно в этот период возникает серьезная педагогическая проблема: снижение мотивации учения и познавательных интересов подростка, которое усиливает низкий уровень знаний, не позволяющий подростку осуществлять значимую для этого возраста деятельность – общение, т.е. коммуникацию. Учащиеся испытывают явные трудности в выражении своих мыслей в устной и письменной речи, демонстрируют неуверенность в процессе изучения, теряют интерес к самостоятельному использованию языка. Исходя из выше-указанной проблемы в средних классах четко выделяются 3 группы учащихся:

    1 – с широким интересом к предмету и большим образовательным потенциалом;

    2 – со средним интересом, но с имеющимся образовательным потенциалом;

    3 – с аморфным, неясным интересом и низким образовательным потенциалом.

    Причем, 2 и 3 группа составляют большинство по отношению к 1 группе. Разрыв между группами стремительно возрастает.

    Следует отметить, что в рассматриваемый возрастной период учащиеся имеют трехлетний (или более) языковой опыт, который позволяет им накопить определенный лексический запас и приобрести произносительные навыки. Но многие грамматические формы усваиваются учащимися формально или с помощью заучивания, т.к. во-первых, они встречаются с грамматическими явлениями совершенно неизвестными им в русском языке (глагол – связка to be, there is/are) и весьма трудными из-за абстрактности своей семантики. Во-вторых, в силу когнитивного развития ученики 5-6 классов неспособны сознательно воспринимать данные явления, и, наконец, в-третьих, ограниченный лексический запас не позволяет организовать интенсивный процесс коммуникации на начальной ступени изучения иностранного языка.

    Неслучайно, одна из наших коллег – филологов, когда ее сын пошел в 8 класс, задала вопрос нам – учителям иностранного языка : «Скажите, в ваших учебниках объясняется где-нибудь как строится предложение?» Действительно, на данном этапе возникает острая необходимость в систематизации изученного языкового материала, активизирующего процесс коммуникации.

    Представленный вашему вниманию проект разработан на основе обобщения педагогического опыта и представляет собой программу факультативного курса «Путь к общению», апробированную в 2006-2008 учебных годах на группе учащихся 8 классов.

    В чем заключается новизна данного проекта:

    - во-первых, работа составлена с учетом закономерностей когнитивного развития подростка;

    - во-вторых, данный курс отличается экономичностью и эффективностью;

    - и наконец, он предназначен для учащихся конкретной возрастной группы, испытывающих трудности при изучении иностранного языка.

    Необходимо подчеркнуть, что данный факультативный курс реализует основные положения коммуникативно-когнитивного подхода в изучении иностранного языка. Говоря о когнитивном развитии подростка, этот возраст характеризуется развитием всех высших психических функций - логической памяти, произвольного внимания и мышления в понятиях. Наиболее существенными свойствами подросткового мышления являются три взаимосвязанные характеристики: - способность выявить связь между двумя или более числом переменных; - способность строить предположения о влиянии одной или нескольких переменных на другую; - дедуктивное мышление. Таким образом, руководствуясь данными характеристиками, ведущим компонентом факультативного курса является мыслительная деятельность учащихся, в совокупности ее составляющих – анализа, синтеза, обобщения, систематизации и сравнения.

    Остановимся подробнее на программе факультативного курса. Как было уже сказано, программа предлагается учащимся 8 класса общеобразовательных школ. В зависимости от учебной нагрузки курс может быть рассчитан на 18 часов.

    Цель курса – повысить уровень изучения иностранного языка через        систему упражнений, способствующих осознанию дифференциации и общности грамматических явлений, необходимых для развития иноязычной коммуникативной компетенции.

    Задачи: 1 этапа – создания прочных когнитивных грамматических структур:

    1. определить оптимальную последовательность изучения грамматических форм;
    2. установить функциональные связи различных языковых явлений;
    3. установить ограничения использования языковых форм;
    4. представить возможные случаи сопряжения данной формы с другими;
    5. сравнить грамматические формы с соответствующими в родном языке;

    2 этапа – актуализации когнитивных грамматических структур:

    1. создать вариативные речевые ситуации, обеспечивающие интенсивную речевую деятельность.

    В основу создания факультативного курса положен материал по английскому языку, но ведущим компонентом является мыслительная деятельность учащихся, в совокупности ее составляющих – анализа, синтеза, обобщения, систематизации, сравнения. Организация деятельности по освоению учебного материала предполагает линейную структуру построения курса. В целом программа факультативного курса повторяет, обобщает и систематизирует грамматический материал, способствуя развитию языковой, речевой и учебно-познавательной компетенции. Учебный материал определяет формы организации занятий: устный и письменный практику.

    Использование данного курса должно обеспечить развитие следующих умений и навыков:

    1. осознание грамматических явлений и особенностей операций с ним;
    2. дифференцирование омонимичных грамматических форм (глагол to be, вспомогательные глаголы do, does, did, will) в различных типах предложений;
    3. применение когнитивных грамматических структур в письменной и устной речи;
    4. актуализация имеющегося лексического запаса;
    5. развитие когнитивных способностей подростка;
    6. развитие самостоятельности при дальнейшем изучении языка.

    Для определения качества знаний и степени обученности по данному курсу предусмотрены следующие объекты контроля:

    1. лингвистическая компетентность (правильность использования грамматических структур);
    2. коммуникативная компетентность (способность понимать и порождать иноязычные высказывания в рамках заданной речевой ситуации).

    Текущий контроль за знаниями и умениями предполагается осуществлять в форме тестов, диалогических и монологических высказываний по той или иной теме, написания письма, описания сюжета, картинки.        

    Содержание курса.

    Тема 1. Структуры, включающие глагол-связку to be.

    Тема 2. Present Simple смысловых глаголов.

    Тема 3. Past Simple смысловых глаголов.

    Тема 4. Времена группы Simple.

    Тема 5. Образование отрицательных и вопросительных предложений.

    Тема 6. Сравнение глагола-связки to be с употреблением форм Present Progressive, Past Progressive, Future Progressive.

    Тема 7. Present Progressive – Present Simple, Past Progressive – Past Simple.

    Тема 8. Выражение будущности.

    Тема 9. Выражение условия.

    Тема 10. Present Perfect – Past Simple.

    Тема 11. Present, Past, Future Simple Passive.

    В каждой из 11 тем предусмотрены 2 этапа становления речевых грамматических навыков.

    1 этап – формирование образа - с методической точки зрения, это – подготовительный этап к речи. Согласно теории когнитивизма, на этом этапе используются аналитические, синтетические и сравнительные упражнения; с точки зрения методики осмысление грамматических форм происходить дедуктивно и индуктивно с использованием подстановочных, трансформационных, переводных упражнений.

    2 этап – воссоздание образа или речевой этап предусматривает интенсивную речевую деятельность с использованием коммуникативно-направленных упражнений.

     Учебно-тематическое планирование, обоснование оптимальной последовательности изучения языкового материала, система осознанного усвоения и применения когнитивных грамматических структур с набором упражнений и заданий подробно представлена в проекте и в приложении к нему.

    Занятия с учащимися 8 класса, проведенные по данной программе, позволили определить положительную динамику развития коммуникативной и лингвистической компетентности, которые продемонстрированы в таблицах и диаграммах.

    Динамика формирования коммуникативной компетентности

    2.5.1.2.

    № п/п

    Критерии

    Говорение

    Письмо

    начало

    конец

    начало

    конец

    Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; цель общения успешно достигнута

    0

    2

    0

    3

    Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании выполнены не полностью

    1

    6

    2

    4

    Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, тема раскрыта в ограниченном объеме

    3

    2

    4

    3

    Задание не выполнено: содержание не отражает все аспекты, цель общения не достигнута

    6

    -

    4

    -

    Динамика формирования лингвистической компетентности

    № п/п

    Критерии

    Говорение

    Письмо

    начало

    конец

    начало

    конец

    Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей; практически отсутствуют ошибки

    0

    3

    0

    3

    Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимания

    3

    5

    2

    3

    Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки не многочисленны, но затрудняют понимание текста

    4

    2

    4

    4

    Грамматические правила не соблюдаются

    3

    -

    4

    -

    Наиболее ярким показателем положительной динамики в обучении учащихся является изменение состава групп по уровню познавательного интереса. После окончания курса группа с высоким уровнем знаний и широким интересом к предмету насчитывала 3 человека; остальные ученики имели средний уровень знаний и устойчивый интерес к предмету.

            Хотелось бы особо подчеркнуть, что данный курс может использоваться учителем для решения различных образовательных задач:

    - во-первых, для систематизации, повторения, обобщения когнитивных грамматических структур в старшем подростковом возрасте (8-9класс) на уроках и в рамках факультативного курса;

    - во-вторых, для изучения английского языка как второго иностранного языка, т.к. начало курса совпадает с данным возрастом;

    - в-третьих, для индивидуальных занятий на закрепление конкретного грамматического материала;

    - и наконец, для начального этапа подготовки к ЕГЭ по разделам «Говорение», «Письмо», «Грамматика».

    Кроме этого, курс может быть полезен и учащимся для самоконтроля и самокоррекции грамматических навыков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»

    Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...

    Мониторинг как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по химии (диагностический материал)

    Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваем...

    Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся.

    Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся....

    Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

    Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

    Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся

    городской семинар г. Долгопрудный «Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования»12.12.12г.Потехина Т.В...

    Информационные технологии как средство повышения качества индивидуального обучения на дому учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

    Применение информационно-коммуникативных технологий при индивидуальном обучении на дому детей-инвалидов  также значительно повышает качество образования....