Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся.
методическая разработка на тему

Спиркина Ольга Валерьевна

Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся. Подготовила: учитель английского языка МАОУ средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов Спиркина Ольга Валерьевна

Слайд 2

Исследовательская деятельность обучающихся . О сновные этапы, характерные для исследования: постановка проблемы , изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Слайд 3

Проектная деятельность обучающихся. Условиями для проектной деятельности являются: выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ, организация деятельности по реализации проекта, реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Слайд 4

Типология проектов исследовательские Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. творческие Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм ) игровые Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. информационные Направлен на сбор информации о каком- либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация. практико-ориентированные Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Слайд 5

Действия по формированию исследовательской культуры школьников . Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно через: урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении ; с учетом возрастных особенностей школьника.

Слайд 6

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; Эта деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе; попробовать свои силы, приложить свои знания ; принести пользу; показать публично достигнутый результат.

Слайд 7

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: проблематизации ; планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии; представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу , выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Слайд 8

Учителю нужно знать: Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся? Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием? Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения? Как разработать учебный проект или исследование? Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования? Как осуществить учебный проект или исследование? Какие формы образовательной деятельности применять? С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности? Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса? Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности?

Слайд 9

Элементы проектной и исследовательской деятельности которые нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием. Мыследеятельностные : Презентационные: выдвижение идеи, проблематизация , формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса , формулировка предположения , обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия ; построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Слайд 10

Коммуникативные : Поисковые : Информационные : слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус ; находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов ; структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Слайд 11

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

Слайд 12

Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи. www.1553.ru — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся ». www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.