Главные вкладки

    Психологические особенности взаимодействия педагога с учащимися старшего подросткового возраста (на материале уроков литературы)
    статья по литературе (10 класс) по теме


    Предварительный просмотр:

    Психологические особенности взаимодействия педагога с учащимися старшего подросткового возраста (на материале уроков литературы)

    Говоря о психологических особенностях старшего школьного возраста, следует помнить о том, что перед детьми в этом периоде стоит задача самоопределения, социального, личностного, профессионального, духовно-практического.

    Старшеклассники выходят на новый уровень развития самосознания: происходит открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; усиливается стремление к самопознанию; формируется чувство личной идентичности; возрастает самоуважение.

    Психологические особенности старшеклассников необходимо учитывать в преподавании всех предметов школьного курса, а также в воспитательной работе. Однако особую значимость они приобретают на уроках литературы. Выбор классических текстов, вошедших в школьную программу, проверен временем. Мысли, идеи, образы осознаются в обществе как наиболее значимые, воплощающие духовные устремления русского народа. Приобщение к духовному миру русской культуры особенно важно для старшеклассников, поскольку чувство национальной идентичности является важной составной частью личности человека. Вот почему на уроках литературы мы уделяем внимание теме русского национального характера. Проведение параллелей с произведениями зарубежных писателей позволяет показать тесную связь культур разных народов, единство духовно-нравственных ценностей.

    В старших классах на уроках более подробно изучается биография писателей, факты биографии даются с тесной связи с творческим развитием, рассматриваются условия, повлиявшие на формирование творческой личности, переломные моменты судьбы. Все это дает возможность старшеклассникам соотнести свой собственный жизненный опыт с биографией другого человека. Большему проникновению в духовный мир писателя способствует проведение ролевых игр, когда школьники отвечают на вопросы от имени выбранного писателя. Вопросы в этом воображаемом диалоге старшеклассников касаются не фактов, а причин, побудивших к написанию того или иного произведения, к совершению того или иного поступка.

    Ролевые игры предлагаются и в связи с изучением образов литературных героев. При этом, как правило, источником характеристики являются слова, сказанные самим героем. Однако при этом необходимо учитывать обстоятельства, при которых было сделано то или иное высказывание. Для опыта реального общения с людьми полезно умение соотносить высказывание с сопутствующими обстоятельствами, понимание того, что необходимо увидеть человека в разных ситуациях для формирования целостного представления о нем.

    Важным для развития личности старшеклассников является необходимость составления характеристики образа героя, в которой предполагается и элементы анализа личности, что также обогащает понимание людей.

    Необходимость формирования собственной жизненной позиции, своего взгляда на мир предполагает сопоставление своего мнения с мнением окружающих, сверстников и взрослых. Поэтому на уроках литературы в старших классах важное место занимают дискуссии. Вместе с тем для старших подростков характерен максимализм, возможно неприятие чужой позиции. Для преодоления этой негативной особенности целесообразно задание выбрать из высказываний одноклассников интересных суждений, что должно изменить представление о критике – поиске не отрицательного, а выявлении того, с чем можно как не соглашаться, так и соглашаться. Проведение дебатов, когда выбор стороны «за» или «против» происходит по жребию, так же учит видеть проблему с разных сторон, однако в этом случае ученик должен сформулировать личное отношение к рассматриваемому вопросу, так как предложенная игровая ситуация может привести к формированию не толерантности, а беспринципности.

    Опыт работы показывает, что учитель литературы часто становится для детей человеком, с которым они стремятся обсудить книги, прочитанные самостоятельно, заинтересовавшие их кинофильмы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и актуализация когнитивных грамматических структур как средство повышения качества учебного труда и мотивации учащихся старшего подросткового возраста

    Данная статья рассматривает острую педагогическую проблему старшего подросткового возраста, а именно снижения мотивации и познавательных интересов, которая усиливается низким уровнем знаний, не позвол...

    Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»

    Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...

    Психологические особенности здоровьесбережения педагога и учащегося

    Материал предназначен для педагогов. Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся....

    Психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста

    В данной статье описываются психологические особенности мышления и восприятия у обучающихся подросткового возраста...

    Пример проведения родительского клуба «Берег детства» на тему: «Особенности взаимодействия с подрастающими детьми. Трудности подросткового возраста»

    Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков – возникновение трудностей во взаимодействиях с детьми,  сложности в отношениях, связанные с непослушанием ...

    Пример проведения родительского клуба «Берег детства» на тему: «Особенности взаимодействия с подрастающими детьми. Трудности подросткового возраста»

       Актуальность выбранной темы родительского клуба: нами были приглашены родители, которые по особенностям контакта с детьми могут быть охарактеризованы как «контакт ограничивающие»; ...

    "Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста"

    ldquo;… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожидан...