Программа
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Ершова Тамара Михайловна

русский язык и литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kurs_r.ya_i_literatura.docx93.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Чернышевский  филиал

ГПОУ «Шилкинского многопрофильного лицея».

Согласовано:

Заведующий по учебной части

____________/И.К.Яшина

«__»________________2016

Утверждаю:

Заместитель  по УПР

________________/М.В. Черепанова

«___»_________________2016.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА

по профессии социально-экономического профиля:

38.01.02 «Продавец, контролер – кассир»

2016г.

   Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессий среднего профессионального образования.  Автор: Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор. ФИРО, 2008.

Организация – разработчик: Чернышевский филиал Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шилкинский многопрофильный лицей».

Авторы: Ершова Т.М. – преподаватель русского языка и литературы

           

Рассмотрена:

на заседании МК ООД

протокол № 1 от «__»______2016г.

председатель МК _________/

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

Стр. 4

2. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр. 7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр. 12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Стр. 13

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения программы.

Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по профессиям СПО:

Социально – экономический профиль

38.01.02 «Продавец, контролер – кассир»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в совре-менном мире; формирование гуманистического мировоззрения, националь-ного самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис-кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, пони-мания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности ли-тературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических

  • творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен-ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержа-ния и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обу-словленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необ-ходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результа-

тов:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диа-логе культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот-ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще-

ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен-ной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го-товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообра-зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв-ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен-ной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • • использование для решения познавательных и коммуникатив-ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин-тернет-ресурсы и др.;

метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказыва-ниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятель-ность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и го-товность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

  • сформированность навыков различных видов анализа литератур-ных произведений.

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблю-дений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;


10

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспек-тов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа ху-дожественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументирован-ных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с уче-том их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • сформированность представлений о системе стилей языка худо-жественной литературы.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студентов 535часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов  357час.

самостоятельной работы студентов  178час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

535

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

357  Р.Я.-132ч. Л.-225ч

1курс-182ч.:Р.Я.-82ч. Л.-100ч.

2курс-175ч.:-Р.Я.-50ч.Л.-125ч.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента (всего)

В том числе:

Русский язык-66час.

Подготовка сообщения№1

Написание реферата№3

Составление текста на свободную тему ( рассуждение)№5

Работа со словарями различного типа№2

Подготовка доклада№4

Составление текста на заданную тему(повествование)№6

178

12

12

10

8

12

12

Итоговая аттестация в форме экзамена.


Литература-112час.

Анализ художественного произведения №9                                             6

                                                                                                                 

Тестирование№7,№13.        16

Сообщение  №5,№12.                                                                                              24

                                                                                                                

Реферат   №3.                                                                                                     12

Сочинение-рассуждение №10.                                                                           14           

Составление хронологии  №2,№6,№11.                                                                          25

Выразительное чтение стихотворений №1.№4,№8.                                                      15

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины - Русский язык  и  Литература.

1курс-82часа   ВСР-41час

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

внеаудиторная самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.  Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык и культура

Входящий контроль.

2

2

Раздел 1.

Лексика.Фразеология.Лексикография.

4

Тема 1.1.

Слово и его значение.Однозначность и многозначность слов.Изобразительно-выразительные средства русского языка.

2

2

Тема 1.2.

Происхождение лексики современного русского языка.Лексика общеупотребительная и ограниченная.Устаревшая лексика и неологизмы.Фразеология.

2

2

Внеаудиторная  самостоятельная работа студентов№1.

Сообщение. Тема:«Язык и общество».

12

Раздел 2.

Фонетика.Графика.Орфоэпия.

2.

Тема 2.1.

Звуки и буквы.

2

2

Орфоэпия.Ударение.Использование орфоэпического словаря.

Раздел 3.

Морфемика.Словообразование.

2

Тема 3.1.

 Корневая морфема.Аффиксальные морфемы.\Морфемный разбор .Словообразовательный  разбор.

Внеаудиторная самостоятельная работа№2

Работа со словарями различного типа.

2

8

2

Раздел 4

Морфология и орфография.

30

Тема 4.1.

Принципы русской орфографии.

2

2

Проверяемые и непроверяемые  безударные гласные в корне слова.

2

Тема 4.2.

Чередующиеся гласные в корне слова.

6

2

Тема 4.3.

Употребление гласных после шипящих и Ц.

.

2

2

Тема4.4

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных.

Правописание двойных согласных

4

2

2

Тема 4.5.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки пре-при.

2

2        

2

  Тема4.6.

Гласные и-ы после приставок.Употребление ъ-ь.

Употребление прописных букв.Правила переноса слов.

2

2

2

Контрольная работа № 1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов№3.

Реферат»Языковой портрет современника».

12

Раздел5

Самостоятельные части речи .

32

Тема5.1

Имя существительное Правописание падежных окончаний имен существительных.

Гласные в суффиксах имен существительных.

2

2

Тема5.2.

Правописание сложных имен существительных.

2

Тема5.3

Имя прилагательное как часть речи .Правописание окончаний имен прилагательных.

2

Тема5.4.

.

Правописание суффиксов имен прилагательных.Правописание н-нн в суффиксах прилагательных.

2

Тема5.5.

Правописание сложных прилагательных.

2

Тема  5.6

Имя числительное какк часть речи. Склонение числительных.

2

Тема 5.7

Правописание имен числительных Употребление в речи

2

Тема 5.8

Местоимение как часть речи Правописание местоимений.

2

Тема 5.9

Глагол как часть речи .

Правописание глаголов.

2

2

Тема5.10

Причастие как глагольная форма.

Образование причастий.

2

2

Тема 5.11

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий

2

Тема 5.12

Наречие как часть речи.

Правописание наречий

2

2

Контрольная работа № 2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №4.

Доклад на тему «Язык и культура».

12

Раздел 6.

Служебные части речи.

8

Тема 6.1.

Предлог как часть речи, правописание и употребление предлогов.

2

2

Тема 6.2.

Союз как часть речи. Правописание союзов.

2

2

Тема 6.3.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание НЕ- и НИ – с разными частями речи.

2

2

Тема 6.4.

Тема6.5.

Междометия и звукоподражательные слова. Употребление и правописание.Урок-зачет

      2курс-50часов   ВСР-25часов

2

2

2

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация.Простое предложение.

26

Тема 7.1.    

Основные принципы русской пунктуации.Словосочетание, его строение и виды. Синтаксический разбор.

2

2

Тема 7.2.

.

Тема 7.3.

Простое предложение.Классификация предложений.Вилы предложений по структуре.Виды предложений по цели высказывания.

2

2

Тире между подлежащим и сказуемым.Распространенные и нераспространенные предложения.

2

2

2

2

Тема7.4.

Полные и неполные предложения.Тире в неполном предложении.Соединительное тире.Интонационное тире.

2

2

Тема 7.5.

Простое осложненное предложение

2

2

Тема 7.6

Предложения с однородными членами.Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

2

2

Тема 7.7.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.Знаки препинания при однородных членах,соединенных повторяющимися и парными союзами.

2

2

Тема7.8

Обобщающие слова при однородных членах.

2

2

Тема7.9.

Обособленные члены предложения.

Знаки препинания при однородных членах.

2

2

Тема 7.10

Знаки препинания при словах и конструкциях,грамматически не связанных с предложением.

2

Контрольная работа № 3

2

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов№5.

 

Сочинение-рассуждение  на тему. «Молодежный сленг и жаргон».

10

Раздел8.

Сложное предложение.

12

Тема8.1.

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в с/сочиненном предложении.

2

2

2

Тема8.2.

Знаки  препинания в с/подчиненном предложении с одним или несколькими придаточными.

2

Тема8.3.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

2

2

Контрольная работа№4.

Внеаудиторная самостоятельная работа №6.Составление текста на тему»Роль русского языка в современном мире».

2

12

Раздел 9.

Предложения с чужой речью.

4

Тема9.1.

Способы передачи чужой речи Знаки препинания при прямой речи.

2

Тема9.2.

Знаки препинания при диалоге и цитатах.

2

Раздел10.

Употребление знаков препинания.

2

Сочетание знаков препинания.Авторская пунктуация.Культура речи.

.

Раздел 11.

Стилистика.

6

Тема12.1

Научный стиль.Официально-деловой стиль.

2

Тема12.2

Публицистический стиль.Разговорный стиль.

2

Тема12.3.

Художественный стиль.Анализ текста.

2

Резервный урок

2

Всего:

132

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и Литература».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

1курс-100ч. ВСР-50Ч

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел1.Введение.

14

2

1.Русская литература на рубеже 18-19 веков. Обзор жизни и творчества Н.М.Карамзина.

Обзор повести «Бедная Лиза».

2

2

2.Становление и развитие русского романтизма.

В.А.Жуковский.Жизнь и творчество.

2

2

3.Обзор жизни и творчества А.С.Грибоедова.

Анализ комедии «Горе от ума».

2

4

Раздел 2. Русская литература первой  половины XIX века.

20

Тема 2.1

.Художественный мир А.С.Пушкина. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.

Поэма»Медный всадник».Проблема личности и  государства в поэме.

Образ Петра.Философская лирика А.С.Пушкина.Стихотворение»Пророк».

2

2

2

2

Тема 2.2.

Н.В.Гоголь.Сведения из биографии.Анализ творчества.

Анализ «Вечеров..»

Обзор сборника «Миргород».Петербургские повести Н.В.Гоголя.

Обзор комедии «Ревизор».

2

2

2

2

2

Тема 2.3.

 Характеристика творчества М.Ю.Лермонтова.Сведения из биографии.

Основные мотивы лирики.Стихотворение»Пророк».

2

2

2

Контрольная работа.№1.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

 Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина или М.Ю.Лермонтова на выбор..№1

Составление хронологической таблицы по биографии и творчеству Н.В. Гоголя.№2

5

5

Раздел 3. Русская литература второй половины XIX века.

66

Тема 3.1.

Художественный мир А.Н.Островского.Сведения из биографии.Творческая история «Грозы».

О народных истоках характера Катерины.Образ Катерины-воплощение лучших качеств женской натуры.

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».Обличение самодурства,невежества и грубой силы. А.Н.Островский-создатель русского театра.Критики о драме»Гроза».

2

2

2

2

2

Тема3.2.

И.С.Тургенев.Очерк жизни и творчества.История создания романа «Отцы и дети».Особенности композиции романа.

Идейный спор отцов и детей.Образ Базарова.Нигилизм Базарова.

Смысловое название романа.Значение Тургенева в русской и советской литературе.Нравственная проблема в романе.

2

2

2

2

Тема3.3.

Н.Г.Чернышевский.Жизненный и творческий путь .Творческая история романа «Что делать». (обзор).Жанровое своеобразие романа.Композиция романа..

Старые люди Новые люди.»Особенный человек».Четвертый сон Веры Павловны.

2

2

2

Тема3.4.

Жизнь и творчество Н.А.Некрасова. Некрасов о судьбах русской поэзии. Народ в лирике Некрасова. Творческая история «Кому на Руси жить хорошо».

Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Первоначальные представления странников о счастье. Яким Нагой. Ермил Гирин .Матрена Тимофеевна. Гриша Добросклонов.

Мастерство Некрасова в изображении народной жизни.

2

4

2

2

Тема3.5.

Федор Иванович Тютчев.Мир природы в поэзии Тютчева.Любовь в лирике Тютчева.

2

Тема 3.6

А.А.Фет.Стихи Фета о назначении поэзии.Любовная лирика Фета.Природа в поэзии Фета.

2

Контрольная работа№2.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Реферат на тему»Катерина-луч света в темном царстве» А.Н.ОстровскоГО.№3

Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.И.Тютчева,А.А.Фета.№4

12

5

Тема3.6..

М.Е.Салтыков-Щедрин. Мастер сатиры. Детство, отрочество, юность писателя.

Проблематика и поэтика сатиры Салтыкова-Щедрина.

Злободневность и политическая острота сказок.

2

2

2

2

Тема3.7.

Жизненный и творческий путь  Ф.М.Достоевского. Идеологический роман «Преступление и наказание».

Теория Раскольникова .Идея и натура Раскольникова. «Наказание»Раскольникова.

Нравственные проблемы в романе:ответственность человека за судьбы мира,проблема добра и зла.

2

2

2

2

.Тема3.8..

Л.Н.Толстой.Обзор жизненного и творческого пути.

Творческеая история»Войны и мира».»Народ и толпа».

Наполеон и Кутузов.

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова .

Наташа Ростова.

Мысль народная» в романе.Народ и личность-одна из главных проблем в романе.Патриотизм и героизм русского народа в войне 1812года.

2

2

2

2

2

2

2

Тема3.9.

Художественный мир  Н.С.Лескова.Обзор «Очарованный странник».

2

2

2

Тема3.10.

А.П.Чехов.Особенности художественного мироощущения Чехова.Ранний период творчества.

Творчество второй половины   1880 годов.»Маленькая трилогия».Рассказ «Ионыч».

Повесть Чехова»Дама с собачкой».Общая характеристика»новой драмы».

2

2

2

Контрольная работа №3

Внеаудиторная самостоятельная работа:

СООБЩЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ Л.Н.ТОЛСТОГО№5

2

12

          2курс-125ч  ВСР-62ч.

Раздел 4. Литература ХХ века. Введение.

10

Тема 4.1.  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА 20 ВЕКА.Проза 20 века.

2

2

Тема4.2

Обзор жизни и творчества И.А.Бунина. Тема ,идея, сюжет рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Тема России. Тема любви в творчестве Бунина.

2

2

2

Тема4.3.

Обзор жизни и творчества А.И.Куприна. Анализ повести «Олеся».

Анализ повести»Гранатовый браслет».Куприн-мастер рассказа.

2

2

2

Раздел 5. Поэзия начала ХХ века.

20

Тема5.1.

Обзор русской поэзии Серебряного века. Творчество В.Я.Брюсова,К.Д.Бальмонта,Ф.Сологуба,

Творчество А.Белого, И.Ф.Анненского, Н.С.Гумилева,

Творчество И.Северянина, В.Х.Ходасевича.Г.В.Иванова.

2

2

2

2

Тема5.2.

М.Горький. Обзор жизни и творчества

Ранние рассказы Горького.

Анализ пьесы «На дне».Тема, сюжет пьесы. Герои пьесы «На дне».

Спор о назначении человека. Новаторство Горького-драматурга.

2

2

2

2

2

Тема5.3.

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего Блока.

Поэма «Двенадцать».Тема Родины, тревога за судьбу России. Композиция. Сюжет поэмы, герои. Образ Христа в поэме.

2

2

2

Контрольная работа.№4.

2

Внеаудиторная  самостоятельная работа :

Хронология жизни и творчества М.Горького№6

10

  Тестирование по поэме А.Блока»Двенадцать»№7

8

Раздел 6.Новокрестьянская поэзия.

12

Раздел 6.1.

Жизненный и творческий путь С.А.Есенина.

Обзор лирики поэта.Художественное своеобразие творчества Есенина.

Развитие темы родины,поэтизация природы и русской деревни как выражение любви к России.

Анна Снегина-поэма о судьбе человека и Родины.Лирическое и эпическое в поэме.

2

2

2

2

2

Раздел6.2.

В.В.Маяковский.Сведения биографии.»Окна сатиры».

Октябрь в поэзии Маяковского.Тема поэта и поэзии.

2

2

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Чтение 2-3 стихотворений С. Есенина наизусть.№8

Анализ художественного произведения(по выбору)№9

5

6

Раздел 8. Литература 30-х  годов (обзор).

42

Тема 8.1.

Тема8.2.

Становление литературы 30-х годов.Отражение индустриализации и коллективизации в литературе.Творческий и человеческий подвиг Н.Островского.

2

2

2

Сведения из биографии и творчестваА.П.Платонова.Рассказы «Фро» и «Возвращение».Поиски положительного героя писателем.Труд как основа нравственности человека.

2

Тема8.3.

Обзор жизни и творчества М.А.Булгакова.

Роман»Мастер и Маргарита».Своеобразие  жанра. Многоплановость романа.

Система образов. Фантастическое и реалистическое в романе.

Добро и зло в романе.

Проблема нравственного выбора в романе.

Обобщение по творчеству М.А. Булгакова

2

2

2

2

2

2

2

Тема8.4.

А.Н.Толстой. Биография, творчество.

Роман»Петр Первый».Композиция романа.

Образ Петра Первого. Становление личности. Проблема роли личности в истории.

Народ в романе.

 Художественное своеобразие романа.

Обобщение по творчеству А.Н Толстого

2

2

2

2

2

2

2

Тема8.5.

Обзор жизни и творчества М.А.Шолохова. Обзор романа «Тихий Дон».Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.

Своеобразие художественной манеры писателя.

Образ Григория Мелехова.

Женские образы в романе.

Трагедия человека из народа в поворотный момент истории.

Патриотизм и гуманизм в романе.

2

2

2

2

2

2

2

Контрольная работа.№5.

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Сочинение-рассуждение по творчеству М.Булгакова (роман»Мастер и Маргарита)-«Добро и зло в романе».№10.

Хронология жизни и творчества М.А.Шолохова.№11

14

10

Раздел 9.Литература периода Великой Отечественной войны.

28

Тема9.1.

Проза. А.Твардовский,И.Эренбург,К.Симонов.В.Гроссман,Б.Горбатов.

Поэзия.М.Светлов,О.Берггольц,А.Сурков,С.Гудзенко.

Драматургия.Пьеса»Русские люди» К.Симонова,пьеса»Фронт» А.Корнейчука,пьеса»Нашествие» Л.Леонова.(обзор).

Образ лирического героя в произведениях.Самоотверженное участие советских  писателей в ВОВ.

2

2

2

2

2

2

Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына.Война-путь самопознания  Солженицына.»Лагерные университеты» Солженицына-путь к главной теме.Обзор «Один день Ивана Денисовича».Рассказ»Матренин двор».»Архипелаг ГУЛАГ»-летопись страданий.Проблема ответственности поколений.

2

Тема9.2.

Полвека русской поэзии. Творчество Н.Асеева.

Творчество Л.Мартынова.

Творчество С.Гудзенко.

Творчество А.Межирова.

Творчество Ю.Друниной.

Творчество А.Вознесенского.

Творчество Б.Окуджавы.

Творчество Б.Ахмадулиной.

Творчество Н.Рубцова. И.Бродского.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Сообщение по произведениям, посвященным ВОВ№12

На тему»Родина помнит своих героев».

Тестирование по произведениям ВОВ№13

12

8

Раздел10.Русская проза в 50-90-годы.        

14

Тема10.1

Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны. Повесть «В окопах Сталинграда» В.П.Некрасова. Повесть «Оттепель» И.Г.Эренбурга.

Повесть»Живой» Б.Можаева.

Повесть»Привычное дело» В.Белова.

Повесть»Прощание с  Матерой», «Живи и помни» В.Распутина.

Обзор  литературного творчества В.Шукшина,А.Вампилова.В.Астафьева,Ф.Абрамова,Ю.В.Бондарева.К.Воробьева.Самопознание личности, нравственно-философские искания.

2

2

2

2

2

2

2

Контрольная работа №6.

2

Резерв учебного времени:

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению кабинета.

Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и лите-ратура. Литература» предполагает наличие в профессиональной образова-тельной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в пе-риод внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и осна-щено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, доста-точными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.

  • кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визу-альную информацию по литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

  • состав учебно-методического и материально-технического обеспе-чения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литера-тура» входят:

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, порт-ретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);

  • информационно-коммуникативные средства;
  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. –

М.: 2014

Архангельский АН. и др. Русский язык и литература. Литература. 10

класс. – М.: 2014

Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература. 10

класс. – М.: 2014

Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература. 11

класс. – М.: 2014

Курдюмова Т.Ф. и др. / Под ред. Курдюмовой Т. Ф. Русский язык и ли-тература. Литература. 10 – 11 класс. – М.: 2014

Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина Б. А. Русский язык и литература. Литература. 10 – 11 класс. – М.: 2014

Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. – М.:

2014

Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: 2 ч. (Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова и др.); под ред. Г.А. Обернихиной .–

М.: 2013

Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. – М.: 2014.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.:2012.

Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература. 10 – 11 класс. – М.:

2014

Для преподавателей

Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17

мая 2012 г. № 413

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесе-нии изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Фе-дерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образова-ния».

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионально-го образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабо-чих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. – М.: 2011

Карнаух Н. Л. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. / Э. Э. Кац, Н. Л. Карнаух. – М.: 2012

Панфилова  А.П.  Инновационные  педагогические  технологии:  –М.:

2009

Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. – М.:

2014

Самостоятельная работа: методические рекомендации для специали-стов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров: Старая Вятка, 2011.

Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI века. – М.:

2011

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: 2010

Черняк М. А. Современная русская литература. – М.: 2010

Интернет-ресурсы

www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста.

www.krugosvet.ru – универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».

www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка.

        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение:

осуществлять речевой самоконтроль;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить  лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

использовать основные виды чтения

 ( ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно – научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально – культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные  нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Знание:

связь языка и истории; культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Оценка результатов ВСР № 1 к разделу 1. Сообщение.

Оценка результатов ВСР № 4  к разделу 4 Реферат.

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 3ВСР № 3 к разделу 4. ВСР № 4 к разделу 5, ВСР № 5 к разделу 7, ВСР № 6 к разделу 8. Реферат. Работа со словарями разных типов. Выполнение упражнений.

Оценка результатов творческого задания к разделу 1.

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 4.Реферат.

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 4.Реферат.

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 3. Составление текста на свободную тему (рассуждение).

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 4.Реферат; ВСР № 5 к разделу 7. Тестирование; ВСР № 6 к разделу 8. Тестирование; Выполнение упражнений.

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 4.Реферат

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов тестирования. Творческое задание.

Оценка результатов тестирования.

Творческое задание.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

Оценка результатов ВСР № 10 к разделу 10. Пересказ текста.

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Оценка результатов ВСР № 6 к разделу 6. Анализ художественного произведения.

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2. Реферат.

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2. Сообщение. Реферат.

- определять род и жанр произведения;

Оценка результатов ВСР № 6 к разделу 6. Анализ художественного произведения.

- сопоставлять литературные произведения;

Оценка результатов ВСР № 3 к разделу 3, ВСР № 4 к разделу 4. Сообщение.

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2. Реферат.  

- выявлять авторскую позицию;

Оценка результатов ВСР № 6 к разделу 6. Анализ художественного произведения.

Оценка результатов ВСР № 8 к разделу 8. Реферат.

Оценка результатов ВСР № 12 к разделу 12. Сообщение.

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

Оценка результатов ВСР № 1 к разделу 1, ВСР № 7 к разделу 7.Выразительное чтение текста.

Чтение стихотворений наизусть.

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2., ВСР № 8 к разделу 8.Реферат.

Оценка результатов ВСР № 13 к разделу 13. Сообщение.

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2, ВСР № 10 к разделу 10. Сочинение.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Знания: 

- образную природу словесного искусства;

Оценка результатов ВСР № 2 к разделу 2, ВСР № 14 к разделу 14. Сообщение.

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

Оценка результатов ВСР № 5 к разделу 5. Тестирование.

Оценка результатов ВСР № 9 к разделу 9, ВСР № 2 к разделу 2, ВСР № 11 к разделу 11. Хронологические таблицы по биографии и творчеству писателей.

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

Оценка результатов ВСР № 14 к разделу 14. Сообщение.

- основные теоретико-литературные понятия;

Оценка результатов ВСР № 5 к разделу 5, ВСР № 10 к разделу 10. Тестирование.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Внеаудиторная самостоятельная работа №1.

Раздел№1.Язык и речь.

Задание:Подготовить сообщение на тему «Язык и общество».

Цель работы:Проследить связь языка и общества,определить место языка в жизни современного человека.

Алгоритм выполнения работы:(см.алгоритм самостоятельной работы над сообщением на заданную тему).

1.Для подготовки сообщения используйте следующую литературу:

Русский язык 10-11классы:учебник для общеобразовательных учреждений.Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин,М.А.Мищерина.10изд. М.:ООО»Русское слово-учебник»,2014. Русский язык:грамматика.Текст.Стили речи:уч. Для 10-11кл.общеобразовательных учреждений.А.И.Власенкова,Л.М.Рыбченкова.М.»Просвещение»2008.

2.При написании сообщения можно использовать следующий план:

1.Что такое язык?

2.Перечислите функции языка.

3.Связь языка и общества.

4.Развитие языка.

5.Состояние современного мира.

Оценка выполнения задания:см.критерии оценки сообщения.

Внеаудиторная самостоятельная работа №2.

Раздел№2.№3.Лексика и фразеология.

Цель работы:научиться пользоваться словарями разных типов,совершенствовать навыки грамотного письма.

Задание:

1).Пользуясь словарем синонимов,подберите синонимы к следующим словам:мороз.худой.прыгать,легко,специально,облака,дорога,простор,листопад,птичка,бежать.добрый.дремучий,приятель,красный,печаль.

2).Пользуясь словарем антонимов,подберите антонимы к следующим словам:восток,север,лето,чистота,надежда,лентяй,труд,поздно,счастливый,смелый,здоровый,ловкий,черный,быстрый,сухой,далекий,слабый,новый,ясно,молчать.

3).Пользуясь словарем омонимов,подберите омонимы к следующим словосочетаниям:

Халат из байки,стегать одеяло,метать петли,клубы дыма,топить печь.выписать наряд.

4).Пользуясь словарем паронимов,подберите паронимы к следующим словам:адресат,невежа,орудие,заплатить,жестокий,человечный,бал,безответно,горячий,сытно.

Алгоритм выполнения работы:

1.Для выполнения задания возьмите словари антонимов(М.Р.Львов»Словарь антонимов русского языка»2008г.),синонимов(А.Ю.Мудрова»Словарь синонимов русского языка»2009),омонимов(Л.Введенская»Учебный словарь русского языка»2010,паронимов(О.В.Вишнякова»Словарь паронимов»1984).

2.В словаре найдите слово по алфавиту.

3.Обратите внимание на значение слова и его формы,если они есть.

4.Запишите нужные слова или словосочетания .

Оценка выполнения задания:

Оценка «5»ставится,если все задания выполнены верно;оценка «4»ставится ,если верно выполнено не менее три четвертых задания;»3»ставится,если выполнено не менее половины задания;»2» ставится,если выполнено менее половины задания.

Внеаудиторная самостоятельная работа №3.

Раздел №4.Морфология и орфография.

Задание:подготовить реферат на одну из данных тем:»Принципы русской орфографии»,»Языковой портрет современника».

Цель работы:знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Алгоритм выполнения работы:см.алгоритм самостоятельной работы над написанием реферата на заданную тему.

При написании реферата обратите внимание на следующие понятия:

Орфография,пунктуация,морфологические принципы,принцип дифференцированного написания,принцип  слитного,дефисного и раздельног написания.

Рекомендуемая литература:Гольцова Н.Г.Русский язык.10-11классы:учебник для общеобразовательных учреждений.Н.Г.Гольцова,И.В.Шамшин,М.А.Мищерина,10изд.М.ООО»Русское слово»-учебник,2013(возможно использование Интернета).

Оценка выполнения задания:см.критерии оценки реферата.

Внеаудиторная самостоятельная работа№4.

Раздел№5.Самостоятельные части речи.

Задание:подготовьте доклад на тему»Язык и культура».

Цель работы:развитие логического мышления обучающихся,навыков грамотного письма.

Алгоритм выполнения работы:см.критерии оценки доклада.

Внеаудиторная самостоятельная работа№5.

Раздел№7.Простое предложение.

Задание:составьте текст на свободную тему(рассуждение)»Молодежный сленг и жаргон».

Цель работы:научиться составлять текст,делая выводы.

Алгоритм выполнения работы:

1.Изучите следующую литературу:Русский язык.Грамматика.Текст.Стили речи:уч.10-11кл.А.И.Власенков,Л.М.Рыбченкова,Просвещение.2008г.

2.Вспомните,что такое текст.

3.Вспомните,что такое тема.

4.Определите,какие бывают связи предложений.

5.Вспомните,какие бывают типы речи.

6.Выберите тему для рассуждения.

7Составьте текст и запишите в тетрадь.

Внеаудиторная самостоятельная работа№6.

Раздел№8.Сложное предложение.

Задание:составьте текст на тему»Роль русского языка в современном мире».(повествование).

Цель работы:умение составлять текст,логически связывая вступление ,основную часть и заключение.

Алгоритм выполнения работы:см.выше.

Алгоритмы выполнения различных видов самостоятельной внеаудиторной работы.

Алгоритм самостоятельной работы над сообщением-рефератом на заданную тему:

1.Ознакомьтесь с предлагаемыми темами сообщений..

2.Ознакомьтесь со спис ком рекомендуемой литературы и источниками и подготовьте их для работы.

3.Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.

4.Повторите лекционный материал по теме сообщения.

5.Изучите материал,касающийся темы сообщения не менее ,чем по двум рекомендованным источникам.

6.Составьте план сообщения,запишите его.

7.Еще раз внимательно прочтите текст выбранных источников информации,стараясь понять общее содержание и выделить из контекста значение незнакомых слов и терминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...