Технологическая карта урока "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Представлен урок по ФГОС в системе уроков русского языка по различению знаменательных и служебных частей речи для 5-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_priyomov.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая  карта  урока

Класс:  5

Предмет :русский язык

Тема урока: Служебные части речи

Тип урока:  открытие нового знания

Цель урока:  сформировать представления о служебных частях речи

Задачи урока:

 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  •  формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  •  формирование умения различать, классифицировать (познавательные УУД);
  •  формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
  •  формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);
  •  формирование разнообразных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоение знаний по теме: «Служебные части речи».

Ожидаемые результаты:

  • Личностные:  В результате урока учащиеся смогут  понять необходимость  уважительного отношение к родному языку, реализовать потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • увеличить объем словарного запаса и усвоенных грамматических средствдля свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • усовершенствовать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • Метапредметные: В результате занятия учащиеся смогут  работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);
  •   различать, классифицировать самостоятельные и служебные части речи(познавательные УУД);
  •   выстраивать речевые высказывания по теме(коммуникативные УУД);
  •   работать в статичных и мигрирующих группах (коммуникативные УУД);

Предметные: В результате проведения урока учащиеся узнают отличительные признаки служебных частей речи, их роль в речи, морфологические признаки.


Фазы урока, выстроенного в технологии «Дидактический цикл»

Учебная деятельность

Технологические приемы

Универсальные учебные действия

1. Актуализация того, что уже известно

Обнаружение «незнания»

 На доске записано предложение.

Ветер приносил с собой пылинки с черной тучной земли, и в них находилась полезная для цветка пища.

Над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится каждое.

- Встретились ли в предложении слова, которые не отвечают  на вопрос?

- Нам понятно их значение отдельно от предложения?

 - Определите его роль в предложении.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Выявляют место и причину затруднения.

Соотносят свои действия с используемым способом действия

Прием использования сигнальных карточек:

Карточки со знаком «+» поднимают присогласии с определением части речи

Личностные:

  1. Самоопределение
  2. Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

  1. Целеполагание
  2. Прогнозирование

Познавательные:

  1. Анализ текста
  2. Установление отношений между данными и вопросом

Коммуникативные:

Интериоризация

2.Освоение нового

Учитель организует осмысление учениками нового учебного материала, задавая вопросы на карточках:

Как отличить самостоятельные части речи от служебных?

 - Какой алгоритм можно использовать?

Давайте попробуем составить этот алгоритм.

 - Какие признаки частей речи мы выделяем?

Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы., заполняют карточку

Личностные:

  1. Самоопределение
  2. Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

  1. Целеполагание
  2. Прогнозирование

Познавательные:

  1. Установление отношений между данными и вопросом

Коммуникативные:

Интериоризация

3. Ликвидация «незнания»

Заполнение таблицы «Различение самостоятельных и служебных частей речи»

Признак

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Значение

имеют, отвечают на вопрос

Не имеют, служат для связи самостоятельных частей речи

Морфологические признаки

имеют

частично

Синтаксическая роль

являются членом предложения

не являются

членом предложения

Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Личностные:

Самоопределение

Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

 Контроль внимания

Познавательные:

Установление отношений между данными и вопросом

Коммуникативные:

Взаимодействие

4. Применение нового учебного материала

. Из текста выписать слова по группам, объяснить свой выбор:

  • Человек, а, любимый, ты, ли, птица, до, добрый, пять, я, смелый, ни, улыбаться, семеро, к, дружно, три, его, и, бежать, весело, они, не, думать, сегодня, но, вчера, мне, от.

Выполняют задание по группам, заполняют таблицу, объясняют свой выбор действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация

Мотивация учебной деятельности

Регулятивные:

Планирование

Контроль внимания

Познавательные:

Анализ текста

Осуществление плана решения

Проверка и оценка решения задач

Коммуникативные:

Взаимодействие

Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение)

5.Присвоение нового знания

Распределите слова по группам, в зависимости от части речи, укажите назначение служебных слов.

Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Самостоятельно выполняют задания нового типа,

осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

выявляют и корректируют возможные ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить.

Далее самопроверка по эталону.

Личностные:

Самоопределение

Смыслообразование

Регулятивные:

Контроль внимания

Коррекция

Познавательные:

Проверка и оценка решения задачи

Коммуникативные:

Интериоризация (перевод информации извне вовнутрь, её присвоение)

6. Обратная связь, самоконтроль , рефлексия.

Проект

:Творческое задание на время. (придумать свою часть речи и ее морфологические признаки)

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали, было ли это полезным?

- Удалось ли достичь цели?

- Над чем нужно ещё работать ?

- Где можно применить новые знания?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Домашнее задание – написать мини- сочинение «Моя любимая часть речи»

Выполняют задание по группам, объясняют свой выбор.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Приём «Узелки на память»:

Таблица на интерактивной доске:

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Их отличия: не являются членами предложения, не имеют самостоятельного лексического значения

Приём «Письмо себе»

-написать, что нового узнал и как это поможет в дальнейшей учёбе, положить в конвнрт и открыть дома перед выполнение д/р.

Дают ответы на вопросы

Учащиеся записывают домашнее задание,

Личностные:

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

Регулятивные:

Оценка учебной деятельности

Прогнозирование

Познавательные:

Моделирование

Коммуникативные:

Взаимодействие,умение выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

Технологическая карта ,как часть КУМООП в соответствии с ФГОС.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающ...

Технологическая карта урока «Части света, страны». Изучающее чтение по теме «Великобритания» в 6 классе

Технологическая карта урока «Части света, страны». Изучающее чтение по теме «Великобритания» в 6 классе...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...