Подготовка к выборочному изложению по тексту Е.И.Осетрова «Колокольный звон».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Подготовка к выборочному изложению по тексту Е.И.Осетрова «Колокольный звон».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_izlozheniyu.rar2.16 МБ
Файл podgotovka_k_izlozheniyu.rar2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи.

Подготовка к выборочному изложению по тексту

Е.И.Осетрова «Колокольный звон».

Цель: развитие связной речи учащихся; совершенствование умения отбирать главное, составлять план текста, делать обобщения; воспитание чувства патриотизма на примерах текста; воспитание культуры связной речи, культуры ответа и письменного оформления своих мыслей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор.

Презентация.

Запись колокольного звона

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Колокольный звон по праву считается один из символов Руси. Именно этому звуку принадлежала особая роль жизни русских людей. (Запись колокольного звона). Сегодня на уроке мы с вами, ребята, будем готовиться  к выборочному изложению по тексту Е.И.Осетрова «Колокольный звон».

2.Чтение текста

1 Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказывали предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучащие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали «во дни тожеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздник веселье и торжественность.

2 Радостным мелодичным тоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

3 Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) — отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливали большой колокол, то летописец заносил это событие в хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон».

4 С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

5 Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи назвали всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1748 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось служить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошый колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» не прижился в Москве.

6 О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дому вон.

7 О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

8 Трудное дело — отливка колокола. Колокол — это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола — свои переливы, у каждого звона — свое значение.

(Б. И. ОСЕТРОВ)

3. Справочные материалы ( Дома вы подобрали материал по некоторым вопросам)

СВЯТАЯ СОФИЯ - Новгородский Софийский собор (построен в 1045-1050 гг.) — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Ярослав Мудрый (ок. 9807-1054?) до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. На щедрое вознаграждение от князя решили новгородцы возвести у I себя каменный собор — не хуже Софии  Киевской. С храмом святой Софии на протяжении почти 10 веков была связана религиозная и гражданская жизнь Новгорода. Новгородцы относились к св. Софии как к своей покровительнице, заступнице. Не случайно на площади перед храмом собиралось вече — народное собрание, на котором принимались все важные решения и законы, избирался владыка. В храме хранили казну, принимали послов, заключали военные и торговые союзы, здесь люди могли найти помощь и прибежище. Этот храм был сердцем, душой Новгорода, поэтому вместо того, чтобы сказать: «Умрем за отечество, за свою землю», — новгородцы говорили: «Умрем за святую Софию».

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 8 сентября 1380 года - сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Донского с татарским войском во главе с захватившим власть в Золотой Орде темником Мамаем на Куликовом поле, в верхнем течении реки Дон. Битва завершилась разгромом татарского войска и положила начало освобождению русского

МИНИН Кузьма Минин (7-1616), организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польского вторжения , в начале XVII века. Согласно легенде, купцу Минину было видение святого Сергия Радонежского, который повелел «разбудить спящих». Кузьма Минин начинает сбор средств и войск «для очищения государства». Возглавить собранное войско предложили Пожарскому.

ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович (157.8-1642), князь, полководец, народный герой. Пожарский принял предложение, но заведовать казной назначил Минина. После трехдневной битвы с польским войском под стенами Москвы войска Пожарского вступили в столицу. Но последний гарнизон противника заперся в Кремле. Через два месяца, измученные голодом, поляки сдались.

Именно эти события положили конец эпохе смуты и безвластья на Руси.

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ (1661- 1682), русский царь с 1676. Сын Алексея Михайловича. Поскольку вступил на царствование в возрасте 14 лет, самостоятельно править не мог. Власть была сосредоточена в руках его родственников по матери, бояр Милославских. Важнейшим событием царствования Федора Алексеевича стало уничтожение в 1682 году местничества, что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и предприимчивым людям. Федор Алексеевич издал указ против роскоши, составил проект об учреждении в Москве Славяно-греко-латинской академии и духовного училища. Умер в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследования.

4. Словарная работа

1.  Словарь трудных слов и выражений.

•   Знаете ли вы значения всех приведенных в словаре слов? Найдите эти слова в тексте.

2. Словарный диктант.(слайд)

Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.

3. Установите соответствие между словами и их лексическим значением (слайд):

1. интервент

2. летописец

3. набат

4. крамола

5. ратник

6. вече

А). В старину человек, который воевал, сражался с врагами.

Б). Участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны.

В). Составитель в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий

Г). устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном.

Д). На Руси в 10-15 веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания.

Е). Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

4. Как вы понимаете смысл слов “набатный” и “вечевой”?(слайд )

В словаре Ожегова:

Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться)

Вече –На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. (Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов).

Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).

5. Работа с содержанием текста

К какому типу относится данный текст? Почему?(Обращение к таблице)

Функционально-смысловые типы текстов

Цель создания текста

Содержание и форма текста

Типичные грамматические средства оформления

Тип текста: Описание

1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.

Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Повествование

Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.

1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.

Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Тип текста: Рассуждение

Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

1.        С какого тезиса начинается текст? Выпишите его.

•        Какими фактами во всем тексте автор доказывает его? Вычеркните лишнее:

Изготавливать колокола начали относительно недавно.

Колокол играл большую роль в жизни людей.

Колокола — визитная карточка Руси.

Колокола выполняли функции часов.

Колокола используются и по сей день.

Колокола служили для привлечения внимания людей.

Колокольный звон связан только с богослужениями.

Литье колоколов — несложный технологический процесс.

С колоколами связано много легенд, пословиц, поговорок и т. д.

Технология изготовления колоколов сложна.

Традиции литья колоколов очень древние.

•        Расположите доказательства в порядке их следования в тексте, указав слева номер.

Работа в группах

1 ряд

2.        Найдите в тексте фрагмент о возникновении лить я колоколов на Руси.

  • Каким годом датируется первое упоминание об изготовлении колоколов?
  • Где это упоминание встречается?
  • Кто и с какой целью «велел слить колокол»?
  • Как звали мастера, откуда он прибыл?
  • Какую характеристику дает мастеру летописец?
  • Для каких еще городов он делал колокола?
  • Какие предположения об этом мастере еще высказывают?
  • Когда, по мнению автора, делали колокола в Москве и Новгороде?
  • Лили ли их раньше?
  • Почему автор не может ответить однозначно на этот вопрос?

2 ряд

3.        Найдите описание колокольного звона в тексте.

  • Почему автор называет его «эпическим оркестром»?
  • Как далеко распространялся колокольный звон? Переведите это расстояние в километры.
  • В какие «дни» звучали колокола?
  • О каких событиях народной жизни извещал колокол?

1.

2.

3.

4.  

• Какие исторические события сопровождались колокольным звоном?

1.

2.

3.

•        Почему, по вашему мнению, «колокольный звон сопутствовал народной жизни»?

3 ряд

4.        Прочитайте фрагмент об изготовлении колоколов.

  • Кто их изготовляли?
  • Влияла ли на размер колокола специальность мастера, его создавшего? Как?
  • Почему литье колоколов «считалось почетным делом»?
  • Как отмечалось литье большого колокола?
  • Зачем упоминали имя мастера?
  • Какие металлы шли на колокола?
  • Для чего добавляли серебро?
  • Как вы понимаете выражение «серебряный звон»?

4 ряд

5.        Найдите в тексте упоминания о различном «колокольном» фольклоре.

  • Какая примета была связана с изготовлением колоколов?
  • Зачем это делалось?
  • О чем свидетельствует то, что с литьем колоколов связаны приметы?
  • Какое значение этому придает народ?
  • Какая дурная примета связана с колоколом? Что она предрекает?
  • Какое историческое предание об этой примете упоминается в тексте?
  • Как именовался этот колокол?
  • Почему его так прозвали?
  • Откуда он прибыл?
  • Какую функцию там выполнял? Когда?
  • Как попал в Москву?
  • Каким изменениям подвергся?
  • Почему колокол не прижился в Москве?
  • Как автор характеризует колокол?
  • Связан ли его «характер» с духом родного города? Как?
  • Почему в тексте колокол назван «бунтовщиком»?
  • Какие еще типы фольклорных текстов их жанры, отразили отношения народа к колоколу?

1.

2.

3.

4.

5.

  • Какой пример приводится? Выпишите и укажите в скобках жанр.
  • Какую функцию колокола здесь отразили?
  • Какую «метафоричную» фразу приводит автор в тексте? Запишите ее.
  • Почему она называется метафоричной?
  • В каком значении употребляются слова: прямом или переносном?
  • Заполните таблицу.

Слово в переносном значении

Называемый им предмет

Общий для предметов признак

Петух на воротах

Коса до земли

Голос до неба

6. Прочитайте заключение текста.

•   Какие положения текста автор считает главными, повторяя их в этой части?

6. Работа над планом текста

1. Перечитайте текст. Найдите в тексте следующие фрагменты, отделите их друг от друга и подпишите. Расположите эпизоды текста в правильном порядке, указав их номер.

  1. Поверья, связанные с колоколами.
  2. Благозвучный “серебряный звон”.
  3. Первые упоминания о литье колоколов.
  4. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
  5. Звучание колоколов “во дни торжеств и бед народных”.
  6. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

Ответ:

  1. Первые упоминания о литье колоколов.
  2. Звучание колоколов “во дни торжеств и бед народных”.
  3. Благозвучный “серебряный звон”.
  4. Поверья, связанные с колоколами.
  5. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.
  6. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.

7.Обратитесь ко 2 абзацу текста. (слайд )

1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

Вопросы и задания

1. Напишите номер сложного предложения. (3).

2.Обозначьте все причастные обороты. (Возвратившихся с Куликова поля; изгнавшие интервентов из столицы). Сколько их?

3. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие. (вече).

4. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа. (Возвратившихся).

8.Обратитесь к 8 абзацу текста. (слайд )

1.Трудное дело — отливка колокола. 2.Колокол — это гигантский музыкальный инструмент. 3.У каждого колокола — свои переливы, у каждого звона — свое значение.

Вопросы и задания

  1. Каким членом предложения является слово “инструмент” во втором предложении? Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (Составное именное сказуемое).
  2. Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” (Гигантский).

9. Домашнее задание.

1. Найдите орфографическую ошибку в предложении: О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притчь, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Пуш(1)чных дел маст(2)ра лили пр(3)имущественно крупные колокола, а колокольн(4)ки (была и такая спец(5)ьность) – отл(6)вали мелкие звоны и била.

А). 1, 3, 5 6;

Б). 2, 4, 6;

В). 1,2,3,4,5.

 Г). 1,2,3.

3. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено причастным оборотом”?

А). Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

Б). Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

В). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.

Г). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

4.. Как вы думаете, что означает слово “всполошный” (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).

5. Используя материалы урока, перескажите понравившийся отрывок текста.



Предварительный просмотр:

Развитие связной речи.

Подготовка к выборочному изложению по тексту

Е.И.Осетрова «Колокольный звон».

Цель: развитие связной речи учащихся; совершенствование умения отбирать главное, составлять план текста, делать обобщения; воспитание чувства патриотизма на примерах текста; воспитание культуры связной речи, культуры ответа и письменного оформления своих мыслей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор.

Презентация.

Запись колокольного звона

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Колокольный звон по праву считается один из символов Руси. Именно этому звуку принадлежала особая роль жизни русских людей. (Запись колокольного звона). Сегодня на уроке мы с вами, ребята, будем готовиться  к выборочному изложению по тексту Е.И.Осетрова «Колокольный звон».

2.Чтение текста

1 Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис». Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказывали предположения, что именно Борис, освоив новое мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучащие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали «во дни тожеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздник веселье и торжественность.

2 Радостным мелодичным тоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

3 Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) — отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливали большой колокол, то летописец заносил это событие в хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон».

4 С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

5 Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи назвали всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1748 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось служить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошый колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» не прижился в Москве.

6 О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дому вон.

7 О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

8 Трудное дело — отливка колокола. Колокол — это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола — свои переливы, у каждого звона — свое значение.

(Б. И. ОСЕТРОВ)

3. Справочные материалы ( Дома вы подобрали материал по некоторым вопросам)

СВЯТАЯ СОФИЯ - Новгородский Софийский собор (построен в 1045-1050 гг.) — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Ярослав Мудрый (ок. 9807-1054?) до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. На щедрое вознаграждение от князя решили новгородцы возвести у I себя каменный собор — не хуже Софии  Киевской. С храмом святой Софии на протяжении почти 10 веков была связана религиозная и гражданская жизнь Новгорода. Новгородцы относились к св. Софии как к своей покровительнице, заступнице. Не случайно на площади перед храмом собиралось вече — народное собрание, на котором принимались все важные решения и законы, избирался владыка. В храме хранили казну, принимали послов, заключали военные и торговые союзы, здесь люди могли найти помощь и прибежище. Этот храм был сердцем, душой Новгорода, поэтому вместо того, чтобы сказать: «Умрем за отечество, за свою землю», — новгородцы говорили: «Умрем за святую Софию».

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 8 сентября 1380 года - сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Донского с татарским войском во главе с захватившим власть в Золотой Орде темником Мамаем на Куликовом поле, в верхнем течении реки Дон. Битва завершилась разгромом татарского войска и положила начало освобождению русского

МИНИН Кузьма Минин (7-1616), организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польского вторжения , в начале XVII века. Согласно легенде, купцу Минину было видение святого Сергия Радонежского, который повелел «разбудить спящих». Кузьма Минин начинает сбор средств и войск «для очищения государства». Возглавить собранное войско предложили Пожарскому.

ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович (157.8-1642), князь, полководец, народный герой. Пожарский принял предложение, но заведовать казной назначил Минина. После трехдневной битвы с польским войском под стенами Москвы войска Пожарского вступили в столицу. Но последний гарнизон противника заперся в Кремле. Через два месяца, измученные голодом, поляки сдались.

Именно эти события положили конец эпохе смуты и безвластья на Руси.

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ (1661- 1682), русский царь с 1676. Сын Алексея Михайловича. Поскольку вступил на царствование в возрасте 14 лет, самостоятельно править не мог. Власть была сосредоточена в руках его родственников по матери, бояр Милославских. Важнейшим событием царствования Федора Алексеевича стало уничтожение в 1682 году местничества, что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и предприимчивым людям. Федор Алексеевич издал указ против роскоши, составил проект об учреждении в Москве Славяно-греко-латинской академии и духовного училища. Умер в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследования.

4. Словарная работа

1.  Словарь трудных слов и выражений.

•   Знаете ли вы значения всех приведенных в словаре слов? Найдите эти слова в тексте.

2. Словарный диктант.(слайд)

Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.

3. Установите соответствие между словами и их лексическим значением (слайд):

1. интервент

2. летописец

3. набат

4. крамола

5. ратник

6. вече

А). В старину человек, который воевал, сражался с врагами.

Б). Участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны.

В). Составитель в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий

Г). устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном.

Д). На Руси в 10-15 веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания.

Е). Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

4. Как вы понимаете смысл слов “набатный” и “вечевой”?(слайд )

В словаре Ожегова:

Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться)

Вече –На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. (Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов).

Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).

5. Работа с содержанием текста

К какому типу относится данный текст? Почему?(Обращение к таблице)

Функционально-смысловые типы текстов

Цель создания текста

Содержание и форма текста

Типичные грамматические средства оформления

Тип текста: Описание

1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.

Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Повествование

Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.

1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.

Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Тип текста: Рассуждение

Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

1.        С какого тезиса начинается текст? Выпишите его.

•        Какими фактами во всем тексте автор доказывает его? Вычеркните лишнее:

Изготавливать колокола начали относительно недавно.

Колокол играл большую роль в жизни людей.

Колокола — визитная карточка Руси.

Колокола выполняли функции часов.

Колокола используются и по сей день.

Колокола служили для привлечения внимания людей.

Колокольный звон связан только с богослужениями.

Литье колоколов — несложный технологический процесс.

С колоколами связано много легенд, пословиц, поговорок и т. д.

Технология изготовления колоколов сложна.

Традиции литья колоколов очень древние.

•        Расположите доказательства в порядке их следования в тексте, указав слева номер.

Работа в группах

1 ряд

2.        Найдите в тексте фрагмент о возникновении лить я колоколов на Руси.

  • Каким годом датируется первое упоминание об изготовлении колоколов?
  • Где это упоминание встречается?
  • Кто и с какой целью «велел слить колокол»?
  • Как звали мастера, откуда он прибыл?
  • Какую характеристику дает мастеру летописец?
  • Для каких еще городов он делал колокола?
  • Какие предположения об этом мастере еще высказывают?
  • Когда, по мнению автора, делали колокола в Москве и Новгороде?
  • Лили ли их раньше?
  • Почему автор не может ответить однозначно на этот вопрос?

2 ряд

3.        Найдите описание колокольного звона в тексте.

  • Почему автор называет его «эпическим оркестром»?
  • Как далеко распространялся колокольный звон? Переведите это расстояние в километры.
  • В какие «дни» звучали колокола?
  • О каких событиях народной жизни извещал колокол?

1.

2.

3.

4.  

• Какие исторические события сопровождались колокольным звоном?

1.

2.

3.

•        Почему, по вашему мнению, «колокольный звон сопутствовал народной жизни»?

3 ряд

4.        Прочитайте фрагмент об изготовлении колоколов.

  • Кто их изготовляли?
  • Влияла ли на размер колокола специальность мастера, его создавшего? Как?
  • Почему литье колоколов «считалось почетным делом»?
  • Как отмечалось литье большого колокола?
  • Зачем упоминали имя мастера?
  • Какие металлы шли на колокола?
  • Для чего добавляли серебро?
  • Как вы понимаете выражение «серебряный звон»?

4 ряд

5.        Найдите в тексте упоминания о различном «колокольном» фольклоре.

  • Какая примета была связана с изготовлением колоколов?
  • Зачем это делалось?
  • О чем свидетельствует то, что с литьем колоколов связаны приметы?
  • Какое значение этому придает народ?
  • Какая дурная примета связана с колоколом? Что она предрекает?
  • Какое историческое предание об этой примете упоминается в тексте?
  • Как именовался этот колокол?
  • Почему его так прозвали?
  • Откуда он прибыл?
  • Какую функцию там выполнял? Когда?
  • Как попал в Москву?
  • Каким изменениям подвергся?
  • Почему колокол не прижился в Москве?
  • Как автор характеризует колокол?
  • Связан ли его «характер» с духом родного города? Как?
  • Почему в тексте колокол назван «бунтовщиком»?
  • Какие еще типы фольклорных текстов их жанры, отразили отношения народа к колоколу?

1.

2.

3.

4.

5.

  • Какой пример приводится? Выпишите и укажите в скобках жанр.
  • Какую функцию колокола здесь отразили?
  • Какую «метафоричную» фразу приводит автор в тексте? Запишите ее.
  • Почему она называется метафоричной?
  • В каком значении употребляются слова: прямом или переносном?
  • Заполните таблицу.

Слово в переносном значении

Называемый им предмет

Общий для предметов признак

Петух на воротах

Коса до земли

Голос до неба

6. Прочитайте заключение текста.

•   Какие положения текста автор считает главными, повторяя их в этой части?

6. Работа над планом текста

1. Перечитайте текст. Найдите в тексте следующие фрагменты, отделите их друг от друга и подпишите. Расположите эпизоды текста в правильном порядке, указав их номер.

  1. Поверья, связанные с колоколами.
  2. Благозвучный “серебряный звон”.
  3. Первые упоминания о литье колоколов.
  4. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
  5. Звучание колоколов “во дни торжеств и бед народных”.
  6. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

Ответ:

  1. Первые упоминания о литье колоколов.
  2. Звучание колоколов “во дни торжеств и бед народных”.
  3. Благозвучный “серебряный звон”.
  4. Поверья, связанные с колоколами.
  5. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.
  6. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.

7.Обратитесь ко 2 абзацу текста. (слайд )

1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

Вопросы и задания

1. Напишите номер сложного предложения. (3).

2.Обозначьте все причастные обороты. (Возвратившихся с Куликова поля; изгнавшие интервентов из столицы). Сколько их?

3. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие. (вече).

4. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа. (Возвратившихся).

8.Обратитесь к 8 абзацу текста. (слайд )

1.Трудное дело — отливка колокола. 2.Колокол — это гигантский музыкальный инструмент. 3.У каждого колокола — свои переливы, у каждого звона — свое значение.

Вопросы и задания

  1. Каким членом предложения является слово “инструмент” во втором предложении? Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (Составное именное сказуемое).
  2. Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” (Гигантский).

9. Домашнее задание.

1. Найдите орфографическую ошибку в предложении: О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притчь, пословиц, поговорок, загадок и шуток.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Пуш(1)чных дел маст(2)ра лили пр(3)имущественно крупные колокола, а колокольн(4)ки (была и такая спец(5)ьность) – отл(6)вали мелкие звоны и била.

А). 1, 3, 5 6;

Б). 2, 4, 6;

В). 1,2,3,4,5.

 Г). 1,2,3.

3. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено причастным оборотом”?

А). Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

Б). Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

В). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.

Г). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

4.. Как вы думаете, что означает слово “всполошный” (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).

5. Используя материалы урока, перескажите понравившийся отрывок текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.

Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...

УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»

 урок в 5 классе по программе Критской в 4 четверти...

"Колокольный звон в композиторской и народной музыке" 6 класс

Воспитывать интерес к истории своей Родины, обогащать музыкальные представления, понятийный словарь, развивать умение отмечать начало и конец музыкальной фразы, подыгрывать на инструменте во время пен...

Урок подготовки к написанию выборочного изложения в 6 классе

Выборочное изложение по рассказу В. Распутина "Уроки французского"...

"Подготовка к написанию выборочного изложения по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"

Материалы урока могут быть использованы учителями, работающими в 7 классе...

Подготовка к Всероссийскому фестивалю колокольного звона "Алексеевские перезвоны"

Дорогие ребята! Вот уже на протяжении многих лет в нашем поселке проходит фестиваль колокольного звона "Алексеевские перезвоны". Звонари, мастера народных художественных промыслов и ремесел,...