Этимологический анализ "трудных" слов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Стриженко Елена Николаевна

Одним из эффективных приёмов обучения написанию "трудных" слов является использование сведений об их происхождении.На помощь приходит этимология - один из наиболее интересных разделов о языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл этимология27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Этимологический анализ «трудных» слов на уроках русского языка в  5 классе как средство повышения интереса учащихся к русскому языку и уровня орфографической грамотности.

                                           Стриженко Е.Н., учитель русского языка и

                                           литературы МБОУ СОШ №24, г. Уссурийск

Проведение словарных диктантов необходимо не только для повышения грамотности учащихся, но и для обогащения их словаря, развития  речи.

Одним из эффективных приёмов обучения написанию «трудных» слов является использование сведений об их происхождении. Этимология – один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке, благодаря которому возникает возможность наглядно показать русский язык как один из мировых языков.

Современные школьники получают огромное количество информации, необходимой для запоминания. Кто-то легко запоминает, а кто-то испытывает трудности, поэтому преподавателю необходимо помочь ребёнку: дать опору для запоминания написания «трудных» слов. Такой опорой и может стать этимология.

В учебнике «Русский язык.5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львова раздел «Лексика» открывают слова Л. Успенского: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Эти слова помогают ребятам осознать следующее: слово – инструмент познания мира. Именно поэтому необходимо с особой тщательностью отнестись к организации словарной работы на уроке русского языка.

Учебник М.М. Разумовской содержит упражнения, раскрывающие значение, строение, правописание слов (З С П), которые учащиеся выполняют по инструкции:

  1. Проанализируйте слово;
  2. Перепишите слово без ошибок, воспроизведя, где это указано, обозначение морфем и ударений;
  3. Запишите обозначенное проверочное слово, которое «вывело» на верное написание;
  4. Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание;
  5. Запомните правописание каждого слова.

Работа над словом на первом этапе складывается из следующих моментов.

Напечатанное в учебнике слово должно прозвучать. Дети знакомятся с  его орфоэпическим обликом, запоминают, как оно произносится. Слово проговаривается по слогам хором, вполголоса, запоминается его звуковой образ.

Учитель записывает слово на доске, а дети – в тетради, мысленно его себе диктуя. Ставим ударение, подчёркиваем орфограмму, обозначаем морфемы. Усваивается графический образ слова.

Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому используем сведения о происхождении изучаемого слова. Этимологическую справку даёт учитель, но можно давать задание нескольким ребятам накануне урока, что формирует у детей интерес к слову, к языку, к его истории.

Дети находят слово, например, утверждать в этимологическом словаре и выясняют, что оно произошло от древнерусского твердь. При этом ученик осознанно запоминает написание слова. После этого придумываются словосочетания или предложения с этим словом, самое удачное записывается на доске.

На следующем уроке проводится словарный диктант, справиться с которым не составит труда.

Этимологию слова можно использовать и в ходе тренировочных упражнений.

Тщательно спланированная и организованная словарная работа помогает вырабатывать орфографическую грамотность, обогащать словарный запас учащихся, формирует у ребёнка внимание, уважение к родному языку.

Этимологический словарик к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык. 5класс»

                                          ЗСП-1

Сахар. Др.-русск., заимств. из греч. яз., в котором sakcharon восходит к палийскому слову sakkhara – «песок, сахарный песок».

Лингвист. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где является производным от лат. lingua – «язык».

Удивительный (дивный, диво). Диво (чудо) – Общеслав. Образовано с помощью суф. –во от индоевр. по характеру основы ди- (ср. лат. deus – «бог»).

Человечество. Человек. Общеслав. Происхождение неясно. Возможно, является сложным словом, состоящим из чело и  век. Первая часть – чело – имела значение «верх, возвышенность» откуда далее – «высшее качество»; вторая – век – значение «сила» (ср. увечить). В этом случае первоначальное значение человек может быть определено как «обладающий полной силой, взрослый мужчина».

                                          ЗСП-2

Вооружиться. Оружие. Общеслав. Др. – русск. оружь  - «палка».

Глотать. Общеслав. Образовано с помощью суф. –ати от глътъ – «горло».

Знаменитый. Заимств. из ст.-сл. яз. Суффиксальное производное от знамя (от знати в значении «отличить, заметить»). Буквально – «ознаменованный, отмеченный», затем – «известный».

Разъединять (единый). Единый. Заимств. из ст. –сл. яз. В последнем единъ является результатом сложения едъ и инъ: едъ  выступает здесь в качестве усилительной частицы со значением «именно, только», а инъ означает «один».  

                                        ЗСП-3

Взволноваться. Волнение. Общеслав. Производное от *vьlniti, в форме волнить – «колыхать воду».

Затормозить. Тормоз. В словарях фиксируется с конца XVIII в. Заимств. из греч. яз., в котором tormos – «отверстие для вставки гвоздя, задерживающего движение колеса, втулка».

Поколение. Общеслав. Образовано от колено –«род, племя, колено».

Укротитель. Кроткий. Общеслав. Образовано от той же основы, что и кротити – «успокаивать».

                                     ЗСП-4

Побеждать. Победа. Замств. из ст. –сл. яз. от «убеждать», производного от беда. Беда. Общеслав., индоевр. характера (ср. лит.  – «нужда», латышск. – «забота, беспокойство; горе»).

Отпраздновать. Праздник. Заимств. из ст.-сл. яз. Образовано с помощью суф. –икъ  от праздьнъ – «праздничный». Буквально – «не занятый делами, свободный от работы».

Омоложение. Молодой. Общеслав., имеющее соответствия в других индоевр. языках (др.-прусск. maldai – «юноши», др.-инд. –«нежный, мягкий, ласковый».

                                       ЗСП-5

Облегчить. Лёгкий. Общеслав. Образовано с помощью суф. –ък- от льга –«лёгкость, свобода». (Ср. польза, нельзя, льгота).

Сверкать. Др-русск. суффиксальное производное от той же основы, что и сверчок (общеслав. Образовано от звукоподражания свьр). Значение «сверкать», т.е. искриться, вспыхивать» возникло на базе значения «сверчать» (см. сверчок): раскалённые предметы и сверчат и сверкают.

Чувствовать. Чувство. В ст.-сл. яз. чувьство образовано от чути- «слышать, ощущать»

Аллея. Заимств. в XVIII в. из польск. яз. Польск. aleja – «аллея» заимствовано из франц. яз. Франц. allee – «проход, дорога» - причастие от глагола aller – «идти».

Артиллерия. Заимств. в XVII в. из польск. яз. Польск. artyleria – «артиллерия» заимств. из франц. яз. Франц. artillerie – «артиллерия» образовано от глагола – «снабжать орудиями». Ст.-франц. глагол   artillier восходит к лат. artillum – «снаряд, машина».

 

                                       ЗСП-6

Вообразить. Образ. Общеслав. Образовано от образити – «изобразить, нарисовать».

Профессия. Заимств. в XIX в. из франц. яз. Франц. profession буквально профессия – «официальное объявление о своей специальности».

Штангист. Штанга. Заимств. в XVIII в. из нем. яз. Нем. Stange – «шест, стержень» - того же корня, что и Stake – «кол, шест, столб», Stecken – «палка», stechen – «колоть», stecken – «втыкать». (См. штык)

                                             ЗСП-7

Ромашка. Собств.-русск. Обазовано с помощью суф. –ка от роман –«ромашка» (ср. укр. роман, бел. рамон, польск. roman), восходящего к лат. названию этого растения romana – романская – «римская». Название ромашка – собственно-русское образование, не без влияния уменьшительной формы от имени Роман (Роман – Ромашка, Иван – Ивашка).

Гладиолус. От лат. gladius – «меч, шпага» (отсюда – гладиатор).

Обогащать. Богатый. Общеслав. Образовано от сущ. богъ – «достояние, счастье, доля, участь»; религиозное значение является вторичным и развилось в слав. яз. позднее.

                                             ЗСП-8

Запах (пахнуть). Общеслав. Возникло на основе пахнуть. Суффиксальное образование от пахъ  - «дуновение».

Разгадать. Гадать. Общеслав. Образовано с помощью суф. –ти от той же основы, что и сохранившееся в диалектах сущ. гадъ  -«знахарь, прорицатель». Гадъ является общеслав. словом индоевр. характера (ср. др.-исл.geta –«предположение», готск. bigitan – «находить»).

                                           ЗСП-9

Расшифровать. Шифр. Заимств. из франц. яз. Франц. chiffre в свою очередь заимствованно от лат. cifra – «цифра».

Инженер. Заимств. из нем. яз. в XVIII в. Нем. Ingenieur – «инженер» в свою очередь является заимствованием из франц. яз., где ingenieur – образовано с помощью суф. -eur  на базе лат. ingenium - -«природные склонности, ум».

                                        ЗСП-10

Паук. Общеслав. Образовано от  лат. ancus – «имеющий кривые руки». Паук назван по своим изогнутым лапкам.

Муравей. Переоформление под влиянием слова мурава др.-русск. моровии – «муравей».

Систематическое использование  на уроке этимологического анализа трудных слов повышает эмоциональный уровень работы учащихся, снижает напряжённость, способствует успеху обучения.

                                         Литература

1 Шанский Н.М., Иванов В.В, Шанская Т.В.  Краткий этимологический словарь русского языка. М., «Просвещение», 1971.  542 с.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-этимологический комментарий к сказке С. Щедрина "Богатырь"

Материал интересен на уроке литературы при изучении творчества С. Щедрина....

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

Презентация. Этимологический анализ. Приложение к статье "Защита собственного инновационного опыта"

В презентации представлен этимологический анализ группы исконно русских и иноязычных слов. Работа создана как иллюстративный материал к разделам "Лексика" и "Орфография"....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...