Статья "Преодоление затруднений при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Корикова Валентина Павловна

Из опыта работы по организации консультационной помощи ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_zatrudneniy_pri_podgotovke_k_ege.rar16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление некоторых затруднений

при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Расскажу о некоторых приёмах, методах активизации знаний при подготовке к ЕГЭ, когда наблюдаются затруднения при выполнении экзаменационных заданий.

Затруднения при выполнении тестов. Главный этап здесь - объяснение по большим блокам- модулям: схемам, таблицам, планам и т.д.  Необходимо, как мне кажется, поработать с учениками индивидуально: прописать, проговорить, а потом найти способ проверки знаний темы в целом. Например, большие блоки - модули «Корневые гласные», «Приставочные орфограммы», «Суффиксальные орфограммы», «Служебные части речи» - ученик прописывает и проговаривает учителю эти темы, как на экзамене. Темы «Причастные, деепричастные обороты», «Грамматические недочёты», «Однородные члены предложения» и т.д. необходимо выполнять, зная алгоритм действий.

Когда ученик и учитель занимаются индивидуально, сразу обнаруживаются недочёты, которые и корректируются. Учитель в процессе анализа не столько критикует, сколько даёт образцы ответа, советует, как исправить положение дел. Главная задача учителя – научить ученика мыслить логически.

Все тематические блоки- модули ученики разными стержнями старательно фиксируют в специальной тетради для опорных записей. Дальше по каждой теме идёт практическая, часть -по  каждому блоку знаний ребята выполняют множество тестов из сборников.

Ещё один приём. Выпускники, затрудняющиеся выполнять то или иное задание, объединяются в группы по 3- 6 человек и остаются на консультации – состязания  знатоков. Сначала мы досконально разбираем задание, затем составляем таблицу с именами участников и начинаем выполнять тесты по изучаемой теме, отмечая верные, неверные ответы, разбирая при этом примеры.

Так, например, 7 тестовое задание на поиск грамматических ошибок начинается с инструкции:

1.Прочитай левый столбик «Разновидности грамматических ошибок»

2.Выпиши опорное слово каждой ошибки в виде сигнала: «приложение»,  

«косвенная», «подлежащее и сказуемое», «деепричастный», «причастный»  и  

т.д. (для каждой ошибки – своё условное обозначение).

3.Теперь читай ПРАВЫЙ СТОЛБИК- предложения- и ищи в них ошибки.

4.Найдя ошибку, соотнеси её с опорным словом.

5.Зафиксируй комбинацию цифр.

В конце нашего соревнования видна подготовленность каждого из «игроков», выявлены те, с кем ещё необходимо позаниматься.

Для того чтобы консультации не перегружали выпускников, а проходили в лёгкой, непринуждённой обстановке, мне довелось изготовить карточки по некоторым сложным заданиям (например, 24- «Средства выразительности»). На каждой из них я изобразила визуальную опору - рисунок. Например «ирония»- улыбка, «градация»- ступенька, «литота»- маленький человечек, «гипербола»- большой и т.д. Я прошу учеников дать определения терминам и рассортировать их в 2 столбика: «Лексические средства» и «Синтаксические средства». Уже через полчаса выпускники знают всю теорию по этому сложному тесту. Можно переходить к практике! Этот принцип можно использовать при подготовке других тестов, а также на уроках русского языка и литературы.

Советы по работе над частью С (сочинение. Наверное, многие учителя, изучая тексты произведений, после рассмотрения личности писателя, выявления идейного содержания произведения в целом, анализа узловых, ключевых моментов, авторского замысла произведения, обращают внимание на небольшие эпизоды, в которых рассматривается та или иная проблема. Почти на каждом уроке литературы мы с ребятами пишем небольшие сочинения – миниатюры на 3-5 минут, а потом обмениваемся своими мыслями ассоциациями, которые возникли у нас в процессе осмысления текста. Так, при изучении повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» мы рассматривали эпизод, посвящённый «царскому лиственю». Вот текст ученика: «В повести В. Распутина есть эпизод, посвящённый «царскому лиственю». С этим могучим, непокорённым деревом связана вся жизнь жителей острова  и деревни Матёры. Он стал безмолвным участником  христианских праздников и народных обрядов, событий гражданской воны, революции, Великой Отечественной войны… Свидетель связи времён и поколений, он явился бесценным, дорогим каждому жителю, одушевлённым образом - символом этого места.»

Подобная творческая работа позволяет формировать грамматический строй речи, увеличивать словарный запас, будит  воображение и т.д.

Главное при подготовке- развивать   логическое мышление, которое является залогом у успешной работы на экзамене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Коррекционная работа со слабоуспевающими учениками в рамках подготовки к ГИА по русскому языку по реестрам затруднений пробного экзамена

Коррекционная работа со слабоуспевающими учениками в рамках подготовки к ГИА по русскому языку по реестрам затруднений  пробного экзамена...