Аргументы к сочинению по русскому языку (ЕГЭ)
консультация по русскому языку (11 класс) на тему

Чистова Татьяна Викторовна

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ОБРАЗЦЫ АРГУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫПУСКНИКИ НА ЭКЗАМЕНЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon argumenty_k_sochineniyu_ege.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема исторической памяти. 

Академика Д.С.Лихачева писал: "Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти".

Теряем мы понемногу и память о родине, о том месте, где родились, где жили предки. Эту проблему рассматривает С. Алексеев в романе «Рой». Еще в начале века жители российской деревни Стремянки собрались все вместе и отправились в Сибирь в поисках лучшей жизни. И вот уже более трех четвертей века стоит в Сибири новая Стремянка, а люди все помнят прежнюю деревню, не покидает их мечта вернуться на свою родину. Из поколения в поколение передают они легенду о чудном, волшебном крае на берегу самой красивой речки с цветочным названием Пижма. Но молодые люди уже нашего поколения не понимают своих отцов и дедов. Поэтому с таким трудом упрашивает главный герой романа Заварзин своего сына съездить в прежнюю Стремянку, посмотреть на нее: «Село и раньше было известное, богатое, теперь-то уж, поди, городом стало». А Сергей находит лишь кладбище, оставшееся от Стремянки. И, потрясенный, размышляет: «Куда ж тянуло отца? Куда манило всю жизнь деда?!... Целых три поколения жили и обманывали себя, что в любой момент могут вернуться к берегу, на материк, и эта красная земля примет их, приютит, согреет». Эта встреча с родной землей помогла Сергею прозреть, он понял, что до сих пор делал не то и не так. И все неудачи, разлады в жизни были от того, что не чувствовал он под собой опоры, не было у него своей Стремянки и не к чему было стремиться. Сергей возвращается к отцу, надеясь, наконец, найти себя, обрести желанный покой и опору. Вместе со своим героем автор делает вывод о том, что «человеку надо, чтобы его всегда куда-нибудь тянуло. Чтобы постоянно жила Вера в светлую цветочную речку, на берегу которой ему будет хорошо».

Несомненно, воспоминания – это самое ценное, что есть у человека. Отнять их - лишить человека жизни. Об этом говорится в романе Ч.Айтматова «И дольше века длится день». В легенде о манкурте рассказывается, как жестоко жуаньжуаны обходились с пленными. Они уничтожали память раба страшной пыткой. Намного легче уничтожить человека, чем удалить его память и разум, «вырвать корни того, что остается с человеком до его последнего вздоха, оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и не доступным для других». Раб, ставший манкуртом, уже не человек и никогда им не будет. Он не вспомнит ни своего имени, ни матери, ни родины. «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?!»- спрашивала в отчаянии Ана-Бейит. Человек не может жить без воспоминаний. Лишить человека памяти - все равно, что вырвать у него сердце.


Проблема одиночества, отношения к пожилым людям.

Повесть В. Распутина «Последний срок» появилась в то время, когда значительная часть населения переселилась из деревни в город. Молодые люди, покидавшие отчий дом, оставляли пожилых родителей, стыдились своего происхождения. У постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность.

 Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает («Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола»). Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.
Возможно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

Проблема одиночества

Проблема одиночества в центре внимания испанского художника С. Дали Для машины, изображенной на картине “Параноико-критическое одиночество”, нет выход. Раньше она предпринимала попытки выбраться из тупика, но, видимо, это было давно, она заросла травой, покрылась мхом; хотя где-то далеко видно отверстие, напоминающее ее контуры, но оно недоступно. Крестообразная тень на стене, разрушение, старость - символы безысходности и одиночества. Переосмысливая известный миф о Нарциссе, С. Дали создает картину «Метаморфозы Нарцисса». Его герой – не самовлюбленный красавец, эгоист, а глубоко несчастный, одинокий, непонятый и отторгнутый людьми человек; цветок «вылупляется» из  яйца, как и все живое на свете, рождение его должно приносить радость, но он никому не нужен – толпа людей стоит вдалеке, им нет до него никакого дел. Фигура главного героя картины «Одиночество» слилась со скалой, он отвернул от зрителей лицо, наверное, оно страшно обезображено тоской, ужасом одиночества. Над ним безоблачное, равнодушное небо; вдали – вымершая степь. Вспоминаются слова А. П. Чехова: “Одинокому везде пустыня”. Одинока душа!

Нравственные проблемы, проблемы выбора, истинной красоты, образа настоящего человека, сильной личности

«Красота спасет мир…» - говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию, божественную истину. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, прежде всего, быть добрым.
Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво?

Главный герой  романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он отзывчивый, добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если это ставит под угрозу его дальнейшее существование. Так, рискуя жизнью, Раскольников спасает из огня детей, свои последние деньги герой отдает Мармеладовым, увидев их бедственное положение. Раскольников пытается защитить пьяную девочку с К-го бульвара от пристающих к ней мужчин. Он переживает за сестру Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения. Герой любит и жалеет мать, Пульхерию Александровну, старается не беспокоить ее своими проблемами. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей (осчастливить миллионы «униженных и оскорбленных»!) выбрал совсем неподходящее средство: убийство старухи-процентщицы.

В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня – «блудница», но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански. Раскольников предлагает ей другой путь

Самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова. Она вернула его к истине, направила  на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах, обрести веру, надежду, любовь. Начало этому пути было положено во время чтения притчи о воскресении Лазаря, когда Соня ставила себе единственную цель, чтобы он, Раскольников, услышал, и уверовал. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свою греховную суть и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.

Героям Л.Н. Толстого в высшей степени свойственно ощущение необходимости соответствия своей жизни определённым нравственным критериям, гармонии своих действий и убеждений, отсутствие разлада между поступками и собственной совестью. Несомненно, это позиция автора, который зачастую намеренно проводит своих героев через сложные жизненные испытания, чтобы они могли осознать свои действия и выработать в своей душе стойкие нравственные принципы. Эти убеждения, выстраданные сердцем, в дальнейшем не позволят героям пойти вопреки тому, что они сознательно вынесли из житейских трудностей. Особенно показательным примером единства мысли и поступка становится Пьер Безухов — один из любимых героев писателя в романе-эпопее «Война и мир». Находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым. Пьер невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё, что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми.  Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни. Пьер тот самый человек, который всегда приходит на помощь своим близким Андрею Болконскому и Наташе Ростовой. «Надо жить, надо любить, надо верить», - эти слова, сказанные Пьером Андрею Болконскому, раскрывают сущность и самого героя, верящего в добро и преумножающего его.

Проблема ответственности, отцов и детей, милосердия, истинного таланта

Проблема ответственности в центре внимания русского писателя А. Алексина в повести «Безумная Евдокия». Его главная героиня Оля избалована родителями, которые оправдывают даже самые ее отвратительные поступки, выгораживают свою «гениальную» дочь, защищая только ее интересы, полагая, что все вокруг только и думают, как бы унизить Олю. Чем Оля «заслужила это право»? Своим талантом? Но к нему, сожалению, не прибавился «талант человечности». Эгоцентризм Оли, ее высокомерие привели к трагедии -  безумию матери. Только после случившегося отец Оли понимает, что в борьбе с учителем дочери, «безумной Евдокией», они одержали победу, но какой ценой! «Эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья». «Родители Оли» - это было главной их «приметой и главной профессией». При появлении Оли на свет они сказали ей «спасибо», хотя жизнью рисковала Надя.

Интересно то, что отец Оли сам вызывает Евдокию Савельевну на разговор: он хочет «разобраться», «понять» и по привычке начинает «искать аргументы в защиту дочери». И только тогда классный руководитель открывает ему глаза на Олин характер. Именно в этот момент, испытав потрясение, пережив душевную драму, герой понимает свои ошибки и находит в себе мужество посмотреть правде в глаза. Урок это дался ему ужасной ценой. «Безумие вошло» в их дом. «Что может быть страшнее?»

Наверное, отцу Оли предстоит найти другие пути и средства для воспитания дочери, прежде всего – ее души.

О милосердии, взаимопонимании, добре

Д. Гранин в статье «О милосердии» размышляет над тем, насколько в нашей жизни привычно стало  чувство «отстраненности от чужой боли», как оно «пригрелось, незаметно укоренилось» в нашем сознании как совершенно нормальный эталон бытия. Писатель рассказывает несколько совершенно обыденных («обычных», как говорит сам автор!) историй. О том, как он однажды вечером упал «хуже некуда»: «сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Возвращаясь домой в шоковом состоянии (боль становилась все сильнее!), он вглядывался в лица встречных людей, от которых ожидал помощи, но так «никто …и не помог» ему. Размышляя над этой ситуацией, писатель напоминает, что милосердие - «древнее необходимое чувство, свойственное всему живому». Писатель с уверенностью утверждает, что живое чувство сострадания было свойственно нашей русской литературе, которая выполняла завет А.С. Пушкина – «призывать» «милость к падшим». Д. Гранин приводит в пример книгу английского сельского ветеринара  Дж. Хэрриота «О всех созданиях – больших и малых», главное в которой «горячее чувство сострадания к живому». Он вспомнил военное время, когда исключено было пройти  мимо раненого, и задумался над вопросом, кто же виноват в снижении уровня нашей отзывчивости, способности к сочувствию и состраданию.  По мнению писателя, но только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек может только бить в колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы «милосердие согревало нашу жизнь». Автор убежден: «изьять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». Д.Гранин уверен, что люди способны к состраданию, оно дается нам при рождении вместе с душой и как все нравственные чувства слабеет, если им не пользоваться, если его не тренировать. 

Об эгоизме, смысле жизни

Об эгоизме размышляет русский писатель И.С. Тургенев в произведении «Эгоист», входящем в сборник «Стихотворения в прозе». Отношение автора к эгоисту резко отрицательное. Тургенев отдает предпочтение выразительным словам и оборотам, которые наглядно передают эмоциональное состояние писателя: «сделаться бичом»«давил»«был безжалостным»«ничего не дрогнет»«противней откровенного безобразия порока». Писателя особенно беспокоит то обстоятельство, что эгоист внешне весьма благополучен. Этим он вдвойне опасен для общества. Ведь далеко не все люди способны распознать истинную суть человека за лживой маской порядочности, которую он демонстрирует в свете. Впрочем, по мнению автора, это может быть и не маска, а болезненная самовлюбленность и уверенность в том, что весь мир должен вращаться вокруг его личности. Герой произведения всю жизнь настолько увлечен собой, что просто не способен замечать других людей. Даже на смертном одре, по мнению Тургенева, такой человек будет считать себя образцом достоинства и нравственности. Эгоист по своей сути – волк одиночка. Поэтому он не только презирает обычных граждан, но и порицает себе подобных. Тургенев доказывает это прекрасным афоризмом: «Чужой эгоизм мешал его собственному». Автор считает, что жизнь влюбленного лишь в себя человека глупа и бесполезна. Героя стихотворения он называет странным сочетанием из двух противоречивых слов: «изверг добродетели». И добродетель здесь слаба и бессильна, поскольку изверг способен легко сломать судьбы своих родных, друзей и знакомых.

О выборе, смысле жизни, высоком и мещанском, об эгоизме, о подвиге, о любви

Фундаментальный смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Порог» – проблема выбора, конфликт между внутренним идеалистом и мещанином, обывателем. Причем он придает этой проблеме общефилософское звучание.

В самом стихотворении писатель  определение поступка героини произведения отдает, скорее всего, на суд общества. «Дура» и «святая» - эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним «Я». Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, эгоизм.

Свой порог, по мнению писателя, может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода. У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других. В любой незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между «себе» и «ради чего-то».

Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб. Его еле слышно в современном информационном хаосе. Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.

Можно ли оправдать безнравственные поступки такими переломными моментами в истории государства, как революция, разруха? Над этим вопросом задумывается  Е.И.Замятин  в рассказе «Пещера». Он сравнивает голодный Петроград начала 20 века со скалами и пещерами. Город превратился в ледники, холодные пустыни, в которых слышится ледяной рёв какого-то «мамонтейшего мамонта». Автор обращает внимание, что в пещерном городе живут «пещерные люди», которые пытаются выжить в этот сложный период: теперь жизнь людей зависит от их единственного бога – чугунной печки. Только благодаря её теплу у людей появляются мысли, когда они скидывают с себя «звериные шкуры». В это тяжелое время нравственные проблемы проявляются более остро. Писатель заставляет задуматься над вопросом, кто из его героев более безнравственен. Он показывает, как внутри героя рассказа, Мартина Мартиныча, возникает нравственный конфликт, спор: переступить через принципы и украсть дрова ради Маши и сделать ей праздник в день ее рождения или оставить всё как есть. Чтобы выжить и спасти Машу, Мартин Мартиныч всё-таки крадёт поленья. Автор показывает, как мучается его герой. По мнению автора, более страшным является их сосед Обертышев, который ведет счет своим поленьям, наживается на горе других людей и не способен проявить элементарного сочувствия. Е. Замятин, размышляя над рассказанной историей, вспоминает притчу о Ноевом ковчеге, на котором смешались чистые и нечистые твари. Кто-то способен переступить через принципы, кто-то нет. Но есть и еще один вопрос: во имя чего и кого переступить? Нельзя сказать, что в «пещере» умерло всё человеческое. Последний поступок главного героя, который отдает флакон с ядом своей жене (ведь без него ей не выжить!), говорит о его готовности понести наказание за воровство.

М. А.  Булгаков в романе  "Мастер и Маргарита" проблему выбора делает одной из важных. Многие его герои стоят перед выбором. Прокуратор Иудеи должен был решить казнить Га-Ноцри или оставить в живых. По мнению автора, Понтий Пилат понимал, что нет ничего, за что можно было его наказать Иешуа. Кроме того, Га-Ноцри помогает ему, излечивает его нестерпимую головную боль, открывает путь истины. Но прокуратор не послушался своего "внутреннего голоса", голоса совести. Булгаков показывает, что больше всего он боится потерять власть, отказаться от привычного образа жизни. У прокуратора достаточно власти, чтобы вынести более мягкий приговор, но он делает выбор в пользу трусости. Из-за такого своего поступка он губит судьбу невинного человека, который был честен перед всеми и прежде всего перед собой.
      Как писал Эльчин Сафарли в своем романе "Мне тебя обещали", "Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия". О чем жалел герой  Булгакова впоследствии? Его наказание - это  бессмертие и вечные угрызения совести.  

В рассказе Алексея Мурзина «Глина» описываются отношения деда Кипряна и бабы Авдотьи.  Они понимают друг друга с полуслова. Они вместе справляются по хозяйству. Когда дед Кипрян пошел за глиной, то баба Авдотья отправляется с ним, чтобы помочь. Они всегда жили в мире и согласии. Смысл их жизни - делать добро. Старые, немощные, они отправляются копать лечебную глину, которая может пригодиться детям, внукам, чужим людям. Дед Кипрян умирает, но свет его добрых дел продолжает служить людям. Автор показывает, что человеческая  жизнь имеет смысл при воплощении трех ипостасий: истины, добра и красоты. Причем полновесно только триединство. Это и было в героях рассказа А. Мурзина. Не случайно рассказ называется «Глина». Оно символично. Жизнь в добре, любви, сострадании создает основу мироздания.

 Проблемы семьи и дома

«Мысль семейная» является одной их главных в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Семья Ростовых – представитель московского русского дворянства. Все самые лучшие качества олицетворяет собой эта семья: духовная и душевная щедрость, бережное отношение к традициям, к понятию чести и достоинства. Московский дом Ростовых открыт для всех. Обеды и балы, музыка и веселье наполняют этот семейный очаг, здесь все хорошо поют и танцуют. Многие тянутся сюда. Потому как глава рода - Илья Андреевич – щедрый и добрый, обожающий жену и детей, искренний и отзывчивый. Он не делец и не умеет вести хозяйство: материальное положение семьи крайне расстроено. Но когда старший сын Николай проигрывает 43 тысячи Долохову, отец платит долг, хотя это было очень тяжело. Ведь честь семьи превыше всего. Здесь все основано на любви и доверии, поэтому дети и родители уважают желания и взгляды друг друга. Гибель на войне младшего сына Пети подкосило здоровье и силы родителей, но не отпустить его в действующую армию они не могли. Как и из осажденной Москвы, они везут не приданное и оставшиеся предметы роскоши, а раненных русских солдат. Существующие основы семейной жизни не позволили спасать достаток вместо людей. Хотя это и совершенно разорило их. Доброжелательные и дружеские отношения связывают и детей между собой. Естественность и широта натуры отличают любимицу отца – Наташу. При любых, даже не самых приятных стечениях обстоятельств, Наташа и Николай поддерживают друг друга, помогают найти новые силы, чтобы радоваться жизни. Николай честен и порядочен, а Наташа - наделена любовью к людям и открытостью души. Созданный образ семьи Ростовых – идеальная и крепкая семья, нерушимая основа государства, источник нравственной силы.

Уже не чувствами, а умом и холодными соображениями руководствуются члены другой семьи – Болконских. Это семья служивых дворян, отличающихся суровостью и аскетичностью быта. Напряженная внутренняя работа и одухотворенность, особая талантливость и исключительность отличают и выделяют каждого члена этого рода. Старый князь Болконский безвыездно живет в деревне, но по-прежнему интересуется политикой и близко к сердцу принимает все неуспехи русской армии. С одной стороны, Николай Андреевич предстает неким деспотом и самодуром, особенно по отношению к дочери, с другой - разносторонне образованный и преданный своей стране до последнего вздоха. Ведь в 1812 году он решает остаться в имении, несмотря на то, что французы взяли Смоленск. Отец и сын зачастую имели различные, прямо противоположные взгляды, но переубедить друг друга даже не пытались. Они могли молча понять мысли другого: старый князь «насквозь видел» Андрея. Но оба иронично относились к сентиментальностям и религии, считали их источниками «людских пороков». Больше всего в семействе Болконских ценятся ум и деятельность. Поэтому и князь Андрей проходит непростой путь: от стремления к личной славе и уверенности в своем превосходстве над другими до осознания важности всеобщей любви и всепрощения. Он идет служить в действующий полк, а не остается при штабе. На что Кутузов ему говорит: «твоя дорога - это дорога чести». Независимость и благородство, гордость и острота ума передаются в этой семье по наследству, считает Л.Н. Толстой.

Путь от антидома к Дому проходит любимый герой Булгакова Мастер.  Путь Мастера в романе длится из комнаты в подвале – к вечному дому. Писатель противопоставляет Дому антидом: коммунальную квартиру, дом Грибоедова, сумасшедший дом. Стержневая идея романа «Мастер и Маргарита» – это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. А самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках.  У Мастера есть такой последователь. В чём смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева? Покидая этот мир, мастер оставляет в нём человека, который оставил поэзию (вспомним  клятву в «Доме скорби»!), стал сотрудником Института истории и философии и не перестаёт обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил. Фамилия молодого поэта - Бездомный – символична, она говорит о неприкаянности его души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности. Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа. Именно он может нести слово истины дальше в мир.  Последняя, 32 глава романа носит название «Прощение и вечный приют». Воланд произносит фразу: «Всё будет правильно, на этом построен мир». С Маргаритой Мастер обретает покой в «вечном доме».

Ю.М.Лотман в статье «Дом в «Мастере и Маргарите» пишет: «Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви».

Выбор, отношение детей к родителям

Как важно вовремя понять, что любить и заботиться о своих родителях – это обязанность каждого человека. Об рассказ Л. Дудки «Веселенькие обои», главная героиня которого (Анна), чтобы не беспокоить своего мужа, «импозантного, красивого мужчину», скрасившего ее одиночество после развода с «бывшим», «все денежки» приносившего «в новую семью», оставила больную мать в другой квартире. Благодаря расчетам Владимира купили новую трехкомнатную квартиру и импортную  машинку. По мнению героини, жизнь удалась: «быт налажен», «она любима». Мешало одно обстоятельство – больная мать, к которой, героиня, правда, каждый день заезжала, наняла сиделку за большие деньги. Случайно узнав, что мать уже два дня находится в своей квартире одна, героиня рассказа все-таки оставляет все дела и отправляется к ней. Застав мать спящей, она случайно читает ее записку, в которой  мать просит скорейшей смерти, чтобы освободить дочь. Именно это, по мнению автора, разбудило совесть женщины, вспомнившей, как мать, забыв о себе, всю жизнь заботилась о своей Анечке. Писательница обращает внимание на то, что «какой-то переворот произошел и в сознании, и во всем ее теле, потому что вдруг ощутила такую боль, душевную боль, от которой перехватывало дыхание. Она вдруг отчетливо поняла, что совсем скоро мамы не станет, что скоро ей некуда будет спешить…»  Анна принимает правильное решение: пока не поздно, забрать мать к себе и поселить ее в комнату с новыми «веселенькими обоями», которые приобрела сначала для мужа. Л. Дудка считает, что самое главное вовремя осознать свою ответственность перед теми, кому обязаны жизнью, счастьем…

Жить для своих родных, быть нужным близким – вот тот нравственный путь, по которому мы должны идти. Но иногда мы отдаляемся от своего дома и нам очень тяжело вернуться. Каким же долгим может быть путь домой?

Об этом размышляет в своем рассказе «Свиделись» Л. Куликова. Главный герой, Толик, не был дома двадцать четыре года. Все это время он жил для себя, создавая материальные ценности. Герой осознанно лишает себя матери, «отрезает жизненный ломоть», но через некоторое время (24 года!) тоска по дому, по маме разрывала его изнутри и он решает навестить её. Автор показывает, что мать, сразу узнав сына, делает вид, что перед ней незнакомый ей человек, а сына у нее нет, потому что сыновья заботатся о своих родителях, навещают их. Автор специально проводит своего героя через это испытание и показывает, что пройти его сын не смог. Да и какой он сын, если, даже уезжая, оправдывает себя устроенным бытом, новой семьей. Упущенного времени не пережить заново. К чему привел его такой долгий путь? Толик обрезал свои корни, потерял связь с домом. Мать не призналась ему лишь потому, что не хотела быть обузой для него. Толик запутался, потерял нравственные ориентиры, потерял родной дом, себя. Автор заставляет нас задуматься, есть ли будущее у детей, которые бросили своих родителей. «Свидятся» ли они со своими будущими детьми, будут ли им нужны?.

Путь домой не должен быть долгим. Нельзя терять связь с родными. Мы должны это понять сейчас, пока еще не поздно. Ведь дом – это самое родное место, где нас всегда ждут тепло и любовь, родители, которые надеятся, что мы о них не забыли.

О книгах, чтении

Рассказ Г. Майка «Свеча горела» имеет подзаголовок – рассказ о нашем будущем без книг и любви к чтению, раскрывающий проблему, над которой размышляет автор. Г. Майк рисует страшную картину будущего: литература «осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд». Его главный герой Андрей Петрович, будучи учителем литературы, в этих условиях остается без работы, но однажды у него появляется ученик, который так же, как и Андрей Петрович, уверен, что «литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом» и теперь  «дети растут бездуховными». Через полтора года общения учитель, узнав, что его «ученик» был роботом, приходит в ужас. Робот этот, правда, «уличен хозяевами», «утилизирован» за то, что «самовольно обучал детей предметам вне школьной программы». Финал рассказа (приход детей к Андрею Петровичу с целью изучения литературы) оставляет надежду, что человечество все-таки не погрязнет во мраке бездуховности в век виртуальной реальности. Пока горит свеча, есть надежда, что ее свет увидят и люди, и роботы…Автор уверен, что литература будет «формировать умы», «определять внутренний мир  человека»!

Поступки человека

История  картины С. Дали «Анжелюса» необыкновенна. Картину с таким названием до Дали написал испанский художник Мили. На картине изображены мужчина и женщина, склонившиеся над чем-то, только присмотревшись, можно понять, что двое взрослых наклонились над телом умершего ребенка, и становится жутко от их напряженных фигур, от этого мрачного жизненного сюжета, который виден только при внимательном прочтении. В «Анжелюсе» Дали запечатлена замершая тишина, разлитая в воздух, но создается впечатление, что вот-вот произойдет взрыв - и вся красота исчезнет. «Анжелюс» – предостережение художников от поспешных необдуманных выводов и поступков.

Взаимоотношения мужчин и женщин, материальное и духовное

Герои картины  «Тристан и Изольда» С. Дали– обобщенные образы мужчины и женщин. Она крепко связана с землей, ее держат путы обязанностей, долгов, он же весь устремлен к небу: не случайно на голове у него вместо волос – одуванчик. Оба они невероятно страдают – это доказывают  трещины на теле, нервно вытянутые (у нее) и неестественно  сложенные на груди (у него) руки. В картине «Атавизм сумерек» мысль художника углубляется: удержать мужчину невозможно, даже если «привязать» к нему тяжелые мешки. А женщина, склонившая перед ним голову, понимает, что ее просьба обречена – не случайно вместо лица у мужчины череп, словно его уже нет рядом с женщиной, осталось только тень. Но это и своеобразное предчувствие художника  печального конца.

Способность к сочувствию, состраданию. Смысл жизни. Проблема национального русского характера, образ  праведника, образ истинного человека, сильной личности (меняем доказательства и вывод в зависимости от проблемы)

В центре рассказов, повестей, романов, поэм многих русских писателей и поэтов находится проблема ….

Способность к сочувствию, состраданию - важнейшее качество человека.

Не зря говорит народная пословица, что «в пути нужен спутник, а в жизни - сочувствие». Именно сострадание и сочувствие должны стать нашими спутниками в жизни.

Одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии от Луки, притча о самарянине, рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего путника - представителя презираемой евреями этнической группы.

Не у всех людей есть талант к доброте и состраданию, но именно таким талантом в полной мере обладал Лев Мышкин - герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Князь видит в любом человеке только хорошее, светлое, прекрасное. Жаль, что мир слишком жесток к таким необыкновенным личностям.

В произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Раскольников, помогает и девушке на бульваре, и Сонечке Мармеладовой, когда ту обвиняют в краже, и детям Катерины Ивановны.

Один из главных героев пьесы М. Горького «На дне», Лука, пытался облегчить последние минуты умирающей Анны, рассказывал ей, что после смерти её ждёт покой. Возможно, он сам не верил в то, о чём рассказывал, но точно понимал, что ей необходимо сочувствие, сострадание.

 «Вы Степу не держите, он другим нужен», - так пишет Б. Екимов о своем герое в рассказе «Белая дорога». О каждом ли человеке можно сказать: «Он другим нужен»? Ответ на это вопрос ищет русский писатель. Размышляя над проблемой смысла жизни, автор показывает своего героя то ли «умалишенным», то ли богом отмеченным. Обычные люди, живущие вокруг него, только пользуются  добротой Степки, радуются, что он идет ко всем, особенно к тем, у кого «дыра на дыре», и за свою помощь денег не берет. Писатель обращает внимание, что никто из них и не заметил, как Степка «ушел», умер на дороге. По мнению Б. Екимова, белой дороге, которая является своеобразной метафорой. Символизирует она, скорее всего, жизненный путь человека, чистоту его помыслов и смысл существования на этой земле. И чем чище этот путь, тем выше дорога в вечность. Кто помогает людям, спасает других, отрекаясь от себя, становится святым, но уже в другой жизни… Жить для других, а не для себя – вот истинный путь человека.

В поисках русского национального характера (праведника) А. Солженицын  в рассказе «Матренин двор» заглядывает в «самую нутряную Россию» и находит человека, превосходно сохраняющего себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности - Матрёну Васильевну Григорьеву. По Солженицыну, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она "не могла отказать" и даже "покидала свой черёд дел". При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве, искренне радовалась за людей, понимала бренность, неверность и ненужность материальных благ. Матрёна "не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами". Всё это она считала глупостью и не одобряла. По мнению писателя, глупы люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрёны. Есть в жизни более высокие, нежели материальные, ценности. Это милосердие, любовь к людям, способность на сострадание…

Доброта, сочувствие и сострадание должны быть присущи каждому человеку. В этом и заключается основное назначение человека, его смысл жизни. Именно таким видели русские писатели образ сильного человека.

Роль детских воспоминаний в жизни человека.

Эту проблему рассматривает писатель Д.  Гранин в книге «Обратный билет». Автор рассуждает над словами Алеши Карамазова, который настоятельно рекомендует мальчикам запомнить какое-нибудь «прекрасное святое воспоминание» из их детства, аргументируя это тем что, такое воспоминание «всегда будет помогать им» и «может удержать от дурного». Хорошее, нравственно сформулированное воспоминание не может идти во вред, а только «наполняет смыслом жизнь» и «обязывает душу». Д.А. Гранин считает, что «доброе воспоминание» необходимо иметь каждому человеку. Оно будет придавать силы в трудную минуту и поможет поддержать дух!

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство», вспоминая свое детство, пишет о том, как шутил со своим учителем, как бегал с друзьями по имению, играя в охотников. С печалью он рассказывает о том, как умерла его мать… Автор обеспокоен тем, что никогда не вернется «свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры», которые сопровождали его в юном возрасте. Л.Н. Толстой считает, что не может быть лучше времени в жизни человека, потому что в детстве  «две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными» его «побуждениями».

В повести «Благие намерения» А.А. Лиханов говорит, что не все люди желают вспоминать свое детство. В книге автор рассказывает о сиротах, живущих в детдоме. У ребятишек есть игрушки, красивая одежда, их возят на экскурсии, но ничто не может заменить им родителей. Нет семьи – нет воспоминаний…  Каждая строка книги кричит о том, как важно сделать так, чтобы у каждого человека были радостные детские воспоминания.

Детские воспоминания играют большую роль и в жизни взрослого человека, потому что они наполняют его душу особым теплом.

О нравственности и безнравственности, выборе человека

Главная задача искусства – это воспитание нравственности, высокой духовности.

У нидерландского художника Питера Брейгеля есть картина с символическим названием – «Притча о слепых». Брейгель отнял у героев своего произведения все решительно. Они не только физически ущербны, неполноценны, потому что слепы; они настолько страшны, безобразны, что не возбуждают сочувствия. Обездоленность их предельна, у них отнято все без остатка. Судьба, Бог и художник лишили их не только надежды на будущее, они лишили их даже тех возможностей, на которые могут рассчитывать люди, попавшие в их положение. Его слепые одиноки так, как может быть одинок человек только перед лицом смерти.

Не вызывает сомнения, что художник в образе слепых, в их страшной судьбе, воссоздал свое представление о судьбе человечества. Слепота, очевидно, символизирует слепой рок. В облике шести держащихся друг за друга слепых, гуськом бредущих по дороге, воссоздано представление о странствующем по земной поверхности человечестве. И падение этих слепых в преграждающий им путь ручей символически демонстрирует тот страшный конец, который ожидает людей, погрязших в безнравственности

Во время войны, как никогда ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев.

Повесть В. Быкова «Круглянский мост» - повесть о нравственном выборе. Автор опасается нравственной слепоты своих героев. Он хочет, чтобы люди прозрели духовно, сделали правильный нравственный выбор. Иначе они потеряют человеческое обличие. И что же тогда станется с Землей, со всем человечеством? И в его повести слепец Бритвин ведет за собой слепца Данилу, а Степка мучительно колеблется между «слепыми» (Бритвиным) и «зрячими» (Маслаковым, Ляховичем). Благо Степке, что он «прозрел». Как бы теперь ни сложилась Степкина судьба (а исход ее может быть и трагическим!), он останется человеком.

О языке

Ещё великий мыслитель Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Получается, что мы можем судить о людях по их манере говорить?

В последнее время мы часто слышим высказывания, главная мысль которых заключается в том, что язык отражает состояние общества. Не могу с этим не согласиться.

Действительно, перемены, совершающиеся в языке, происходят не случайно. Между языком и обществом существует тесная связь. Очень интересно обо всех проблемах русского языка, на котором мы говорим сегодня, рассказывает М. Кронгауз в своей книге «Русский язык на грани нервного срыва». Лавина заимствований, проникновение жаргона в нашу речь, уродцы-неологизмы, сетевая речь - всё это автор анализирует с точки зрения обычного образованного человека, которому небезразлично, ЧТО говорят и КАК говорят. Он не предлагает издавать законы, что-то запрещать, а заставляет нас задуматься над тем, что «слово суть отражение» и надо быть терпимее к происходящим изменениям, ведь глупо пенять на язык, коли жизнь у нас такая. По его мнению, надо просто любить свой язык.

О патриотизме

В Малом академическом словаре читаем: «Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу» и «Патриот – тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине». Еще со школьной скамьи мы знаем эти слова. Но, на мой взгляд, они нуждаются в небольшом дополнении. Патриотизм – это не просто любовь к своей Родине и преданность ей. Это любовь бескорыстная, а также готовность отстаивать интересы страны при любых обстоятельствах, готовность отдать жизнь за нее. Соответственно, патриот – это бескорыстно любящий Родину человек, готовый защищать свое Отечество в любых условиях; это человек, способный пожертвовать своей жизнью ради блага страны. Но нужно также обратить внимание на то, что в многонациональном государстве все нации равны. И это тоже должно учитываться при определении понятий «патриот» и «патриотизм». К сожалению, сейчас многие люди это забывают, они способны просто на любовь к своей стране. Большинство людей, если что-то случится, не готовы пожертвовать всем, что у них есть, ради благополучия своей Родины.

О любви к родине размышляет М.Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» старый воин рассказывает молодым солдатам о грозных событиях Отечественной войны 1812 года. Людей того времени он называет богатырями, потому что в грозный час они не предали Родину, не нарушили клятву верности, пожертвовали собою ради спасения Отчизны. Жертвенный героизм воинов в этом произведении обусловлен, разумеется, беззаветной любовью к Родине.

Даже в изгнании люди продолжают любить свою Родину. Пример тому – Сергей Довлатов. В произведении «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета») он пишет: «Родина — это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завернутые в газету. Девочки в строгих коричневых юбках. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки... Нелепые, ужасающие стихи... <…> Дочка, варежки, рейтузы, подвернувшийся задник крошечного ботинка... Косо перечеркнутые строки... Рукописи, милиция, ОВИР... Все, что с нами было, — родина. И все, что было, — останется навсегда...». Писатель уверен, что осуждение Родины – дело неблагородное, ведь ее, как и родителей, не выбирают.

 Патриотизм – одно из лучших качеств человека. Оно говорит о том, что человек способен здраво мыслить в таких ситуациях, когда стране требуется помощь и поддержка своего народа, своих граждан. Несмотря на то что любовь к Родине может быть «странной», она все равно непобедима. Об этом нужно помнить всегда.

Проблема выбора, подвига

В повести Василя Быкова «Сотников» герои показаны в предельно драматических обстоятельствах, накануне самого крайнего испытания всех духовных и физических сил.

       Автор рассказывает о двух главных героях – Сотникове и Рыбаке. Почему в одних и тех же бесчеловечных обстоятельствах фашистского плена Сотников погибает как герой, а Рыбак соглашается стать полицаем?

       Уже в начале повести намечен резкий контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбаком и молчаливым, больным Сотниковым. Но, по мнению писателя, сила человека проявляется не в его внешних физических особенностях, а в его внутренних качествах.

В.Быков подчеркивает, что главное для Сотникова – уйти из жизни «по совести». Он погибает не в бою, а в единоборстве с полицейской машиной, с собственной физической слабостью. Он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. И в этом его подвиг, его нравственное восхождение, противопоставленное падению Рыбака. Что главное для Рыбака? Это выжить любой ценой. Сотников думал только о том, как умереть достойно, так как выжить не было никакой возможности. Рыбак же хитрит, изворачивается, обманывает сам себя и в результате сдает врагам свои позиции. Эгоист, он наделен инстинктивным чувством самосохранения. Он считает, что в минуту опасности каждый думает о себе, и ему ни до кого и ни до чего нет дела. Повествование о Рыбаке заканчивается неудачной попыткой самоубийства, после которой наступит примирение с предательством. Вряд ли этот человек сможет когда-нибудь подняться из той бездны, в которую он упал.

О войне

Немало испытаний войной выпало на долю нашей страны. В начале XIX века Россию потрясла Отечественная война 1812 года. Патриотический дух русского народа показал Л. Н. Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир”. Толстой повествует о том, что для многих война стала самым обыкновенным делом. Они (например, Раевский) совершают героические подвиги на полях сражений, но сами этого не замечают. Для них война — это работа, которую они должны добросовестно выполнить. Но война может стать обычным делом не только на полях сражений. Целый город может свыкнуться с мыслью о войне и продолжать жить, смиряясь с ней. Таким городом в 1855 году являлся Севастополь. О тяжелых месяцах обороны Севастополя повествует Л. Н. Толстой в своих “Севастопольских рассказах”. Здесь особенно достоверно описываются происходящие события, так как Толстой является их очевидцем. И после того, что он видел и слышал в городе, полном крови и боли, он поставил перед собой определенную цель — рассказать своему читателю только правду — и ничего, кроме правды. Автор показывает, что, несмотря на не прекращавшиеся бомбардировки, матросы, солдаты трудились под снегом, дождем. Полуголодные, полураздетые, но они все равно работали.  Л.Н.Толстой поражается их мужеством, силой воли, огромным патриотизмом. Вместе с ними в этом городе жили их жены, матери, дети. Они настолько свыклись с обстановкой в городе, что уже не обращали внимания ни на выстрелы, ни на взрывы. Очень часто они приносили обеды своим мужьям прямо в бастионы, и один снаряд нередко мог уничтожить всю семью. Толстой нам показывает, что самое страшное на войне происходит в госпитале: “Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками... занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа”. Война для Толстого — это грязь, боль, насилие, какие бы цели она ни преследовала: “...увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти...” Геройская оборона Севастополя в 1854—1855 годах еще раз показывает всем, как сильно русский народ любит свою Родину и как смело становится на ее защиту. Не жалея сил, применяя любые средства, он (русский народ) не дает врагу захватить родную землю.

Многие русские писатели посвятили свои произведения событиям Великой Отечественной войны. Это тяжелое время характерно также тем, что в рядах Красной Армии наравне с мужчинами сражались женщины. И даже то, что они являются представителями слабого пола, не остановило их. Они боролись со страхом внутри себя и совершали такие героические поступки, какие, казалось, женщинам совсем несвойственны. Именно о таких женщинах мы узнаем со страниц повести Б. Васильева “А зори здесь тихие...”. Пять девчат и их боевой командир Ф. Басков оказываются на Синюхиной гряде с шестнадцатью фашистами, которые направляются на железную дорогу, абсолютно уверенные в том, что о ходе их операции никто не знает. В трудном положении оказались наши бойцы: отступать нельзя, а остаться, так немцы их как семечки слузгают. Но выхода нет! За спиной Родина! И вот эти девушки совершают бесстрашный подвиг. Ценой своей жизни они останавливают противника и не дают ему осуществить его ужасные планы. А какой беззаботной была жизнь этих девчонок до войны?! Они учились, работали, радовались жизни. И вдруг! Самолеты, танки, пушки, выстрелы, крики, стоны... Но они не сломались и отдали для победы самое дорогое, что у них было, — жизнь. Они отдали жизнь за Родину.

На земле существует гражданская война, на которой человек может отдать жизнь, так и не узнав за что. 1918 год. Россия. Брат убивает брата, отец — сына, сын — отца. Все перемешивается в огне злобы, все обесценивается: любовь, родство, человеческая жизнь. М. Цветаева пишет: «Братья, вот она Ставка крайняя! Третий год уже Авель с Каином бьется...»  Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные — навсегда чужими. Об этом тяжелом времени повествуют И. Бабель в книге “Конармия”. В рассказах “Конармии” говорится о человеке, который оказался в огне гражданской войны. Главный герой Л ютов повествует нам об отдельных эпизодах похода Первой Конной армии Буденного, которая славилась своими победами. Но на страницах рассказов мы не ощущаем победного духа. Мы видим жестокость красноармейцев, их хладнокровность и равнодушие. Они без малейшего колебания могут убить старого еврея, но, что более ужасно, они могут добить своего раненого товарища, ни секунды не раздумывая. Но ради чего все это? Ответ на этот вопрос у И. Бабеля не дан. Он оставляет за своим читателем право размышлять.

Перелом в Великой Отечественной войне произошёл в период Сталинградской битвы, когда “русский солдат готов был рвануть кость из скелета и с ней идти на фашиста” (А.Платонов). Сплочённость народа в “годину горя”, его стойкость, мужество, ежедневный героизм — вот истинная причина победы. В романе Ю.Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял — не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. “Что могу, что могу…” — горько произносит он, подходя к очередному солдату. Генерал мог, а власть? Почему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории?

Со страниц художественных произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война — это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в нашей памяти вечно. Может быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земля встретит день без войны!

Война, народный характер, подвиг

Носителем народной морали на войне является, например, Валега, ординарец лейтенанта Керженцева из повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда». Он едва знаком с грамотой, путает таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившуюся хибарку на Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами. Сидя в окопе, он будет больше ругать старшину, чем немцев. А дойдёт до дела — покажет этим немцам, где раки зимуют.

Выражение “народный характер” более всего соответствует Валеге. На войну пошёл добровольцем, к военным тяготам быстро приноровился, потому что и мирная его крестьянская жизнь была не мёд. В перерывах между боями ни минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костёр под проливным дождём, штопать носки. Может наловить рыбу, собрать ягоды, грибы. И всё делает молча, тихо. Простой крестьянский парень, которому всего-то восемнадцать лет. Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить нещадно.

Война и искусство

И на войне солдаты живут не “пулей единой”: в короткие часы отдыха поют, пишут письма и даже читают. Таковы герои романа В. Некрасова «В окопах Сталинграда»:  Карнаухов зачитывается Джеком Лондоном, комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует, кто-то пишет стихи. Волга пенится от снарядов и бомб, а люди на берегу не изменяют своим духовным пристрастиям. Возможно, поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за Волгу, иссушить души и умы.

Проблема будущего России.

Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Николай Васильевич Гоголь в лирическом отступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. Он показывает, что «чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Писатель пророчит великое будущее для своей страны.

Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась не с меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничто не сможет ей помешать.

Проблема влияния искусства на человека

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект, музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива, а Шуман помогает понять душу ребёнка.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

Человек и природа

В.Распутин в статье "В судьбе природы - наша судьба" размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", - пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили - зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении". По его мнению, состояние нашей экологии весьма катастрофическое. Это проявляется в обеднении флоры и фауны. Автор говорит о том, что "происходит постепенное привыкание к опасности", то есть человек не замечает, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. Это дейстивительно так. Можно вспомнить проблему, связанную с Аральским морем. Дно Арала оголилось настолько, что берега от морских портов ушли на десятки километров. Очень резко поменялся климат, произошло вымирание животных. Все эти неприятности сильно повлияли на жизнь людей, живущих на территории Аральского моря. За последние два десятилетия Аральское море лишилось половины объёма и более трети площади. Оголившееся дно огромной площади превратилось в пустыню, которая стала называться Аралкум. Кроме того, в Арале содержатся миллионы тонн ядовитых солей. Эта проблема не может не волновать людей. В восьмидесятые годы были организованы экспедиции, решающие задачи и причины гибели Арала. Врачи, учёные, писатели размышляли и исследовали материалы этих экспедиций, но проблема осталась до конца не решенной.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой рассматривает русский писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы. Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека, который буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары, а оставшихся в живых забирает себе Базарбай. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица идет к людям, чтобы отомстить, и  крадет маленького сына Бостона. Человек в порыве страха и ненависти к волчице стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает, за которое людям придется отвечать.

Академик Д.Лихачёв писал: "Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также окружающую нас природу".

Каждый человек в своей деятельности должен бережно относится ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть.

Беспринципность

В очерке А.П. Чехова “Ушла” рассказывается о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет свои принципы. Главная героиня  говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок.  Но когда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт, то героиня «ушла» от него, но  только в другую комнату. Для неё жить красиво и богато важнее, чем обман мужа, и принципы здесь оказались лишними.

В рассказе А.П.Чехова “Хамелеон” у полицейского надзирателя Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.

Воздействие музыки на человека

В русской художественной литературе, классической и современной, можно найти немало примеров, рассказывающих о влиянии музыки на людей. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказывается о смотре войск под Браунау. Автор пишет о том, как преобразились лица всех, когда раздалась команда: «Песенники, вперёд!». Все солдаты под русскую народную песню «Ах, вы, сени мои...» чётко и весело зашагали в строю, а лицо Кутузова и лица всей его свиты осветились особенной улыбкой. Вот это и есть настоящее воздействие музыки, русской народной песни на каждого человека. И песня эта помогала людям в трудную минуту жизни...

В книге Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон», в рассказе «Далёкая и близкая сказка» автор делится впечатлениями о том, какое сильное влияние может оказать музыка на человека. В детстве герою пришлось первый раз услышать музыку скрипки, которая ранила сердце деревенского мальчишки на всю жизнь. Одинокий Вася-поляк исполнял полонез Огинского. И музыка эта заставила встрепенуться сердце мальчика, оно, раненное на всю жизнь, билось у горла... Писатель показал, что, когда музыка закончилась, мальчик долго сидел в уголочке, слизывая «крупинки слёз». Два раза слушал он эту музыку. По мнению В.П. Астафьева, именно звучание скрипки заставили пойти героя рассказа на деревенское кладбище на могилу к матери и попросить у нее прощение. Также писатель вспоминает, как последней военной весной, в тысяча девятьсот сорок пятом году, в небольшом разрушенном польском городке он был поражён звучанием одинокого органа, какое сильное воздействие оказала музыка на его душу: ему хотелось умереть от непонятной печали и восторга, горло его сдавило, стиснуло, душу разворачивало, как огонь войны разворачивал дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистические сочинения по русскому языку (ГИА, часть С2)

ГИА претерпел в этом году некоторые изменения: исключено из часть С2 сочинение на нравственно-этическую тему. Дети лишены права выбора и должны готовиться к написанию лингвистического сочинения. Как и...

Подготовка к сочинению по русскому языку в 5 классе "Моя любимая игрушка"

Подготовка к сочинению по русскому языку в 5 классе "Моя любимая игрушка"...

Подготовка к сочинению по русскому языку в 5 классе "Моя любимая игрушка"

Подготовка к сочинению по русскому языку в 5 классе "Моя любимая игрушка"...

Аргументы на ЕГЭ по русскому языку в части С

Материал создан в помощь выпускникам 11 классов и учителям русского языка при подготовке к написанию сочинения на экзамене....

Литературные аргументы к егэ по русскому языку

Проблемы и литературные аргументы для подготовки к егэ по русскому языку....

Сочинение по русскому языку. 11 класс. Собственная позиция в сочинении.

Презентация данного материала поможет при подготовке обучающихся к ЕГЭ...