Банк аргументов к части С. ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Данные аргументы из русской литературы для написания части С ЕГЭ были собраны учениками в течение учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл argumenty_ege_chasts.odt33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Равнодушие детей по отношению к родителям, неблагодарность детей

В.Распутин «Последний срок». Русская литература богата произведениями, затрагивающими проблему «отцов» и «детей». В повести «Последний срок» В. Распутин показывает главную героиню, бабушку Дарью, на закате её жизни. Она чувствует, что дни её сочтены. Именно это побудило её вызвать детей по телеграмме. Съезжаются дети, уже сами давно родители. В Дарье пробуждается с новой силой родительское чувство: она оживает, снова возвращается к жизни. А дети, увидев, что мать поправилась, спешат обратно к себе. Но не проходит и дня после их отъезда, мать умирает. Эта повесть говорит о равнодушном отношении к матери, непонимании её душевного состояния и о матери, сердце которой не перестаёт любить своих детей.

К.Г.Паустовский «Телеграмма». Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского из рассказа «Телеграмма», начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен… На мой взгляд, рассказывая о Катерине Петровне, которая была «одна на белом свете», Паустовский высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой одинокую старость. Настя, дочь Катерины Петровны, вот уже четвертый год не приезжает к матери, делая карьеру в Ленинграде. Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине, пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо бывает забытым старикам.

А. С. Пушкин  «Станционный смотритель». У Самсона Вырина, главного героя повести А.С.Пушкина  «Станционный смотритель», есть дочь Дуня, в которой он души не чает. Но проезжий гусар, положивший на девушку глаз, обманом увозит ее из отцовского дома. Когда Самсон находит свою дочь, она уже замужем, хорошо одета, живет многим лучше его и не хочет возвращаться. Самсон возвращается на свою станцию, где впоследствии спивается и умирает. Спустя три года рассказчик проезжает по тем местам, и видит могилу смотрителя, а местный мальчик рассказывает ему, что летом приезжала барыня с тремя барчатами и долго плакала на его могиле.

Проблема отношения к прошлому своей страны. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье», - писал С. Есенин. Я уверена, чтобы объективно оценить события прошлого нужно время. Сегодня, оглядываясь назад, мы пытаемся переосмыслить историческое прошлое своей страны, и внезапно герои становятся преступниками, люди, на которых ровнялись целые поколения, не заслуживающими внимания лицами. Переоценкой ценностей занимаются политики, историки, философы, рядовые граждане. Не остаются в стороне и писатели.

В литературе прошлого века центральное место занимал вопрос ответственности за страшные последствия прошлого, в произведениях многих авторов присутствовала проблема исторической памяти. Аргументы из литературы служат тому прямым доказательством. К примеру, А. Т. Твардовский призывал в своей поэме «По праву памяти» переосмыслить печальный опыт тоталитаризма. Не обошла стороной эту проблему и Анна Ахматова в знаменитом «Реквиеме». Она раскрывает всю несправедливость, беззаконие, которые царили в то время в обществе, приводит весомые аргументы. Проблема исторической памяти прослеживается и в творчестве А. И. Солженицына. Его рассказ «Один день Ивана Денисовича» содержит приговор государственной системе того времени, в которой приоритетами стали ложь и несправедливость.

Но мы не должны за негативом забывать и то, что было хорошего.

Мой прадед, поднимаясь в атаку, вряд ли мог себе представить, что его, воина-освободителя, будут называть оккупантом. Он боролся за жизнь, за свободу, за возможность иметь будущее. А это, по-моему, вечные ценности, не подлежащие пересмотру или переоценке.

Одной из причин закрытия телеканала «Дождь» была передача, в которой накануне годовщины снятия блокады Ленинграда ведущие и гости рассуждали о том, нужно ли было оказывать сопротивление фашистским полчищам, не проще ли было сдаться и избежать колоссальных жертв. Я считаю, что даже рассуждать об этом аморально. Это не переосмысление истории, это подмена ценностей. А она грозит нам уничтожением нашего государства и нас как народа.

 Время покажет, правы ли мы, проводя такие переоценки.

Проблема сиротства (отношения к детям-сиротам)

В произведениях русской литературы можно найти примеры изображения судеб детей-сирот. Писатели рассматривают эту проблему в разных проявлениях: одни говорят о сиротстве как о трагедии, ставшей следствием войны; другие изображают детей, являющихся сиротами при живых родителях. Так, в рассказе «Судьба человека» М.А.Шолохова мы видим мальчика-сироту, судьба которого трогает не только наши сердца, но и сердце главного героя. Андрей Соколов не остался равнодушным к маленькому существу, заменил мальчику отца, и писатель убеждает нас в том, что его герой не поступил бы иначе. Слишком большие потери перенес сам Соколов, поэтому боль и одиночество ребенка ему были весьма понятны. Хочется, чтобы людей, подобных главному герою рассказа, способных согреть своим родительским теплом пусть даже чужого ребенка, было бы в нашем обществе больше.

Современный писатель Павел Санаев в повести со страшным названием «Похороните меня за плинтусом» рисует шокирующую судьбу мальчика, которого при живой матери вполне можно назвать сиротой. Воспитываемый бабушкой и дедушкой ребенок окружен беспрерывными скандалами, возникающими в этой семье, особенно при появлении матери. Не должно быть таким детство маленького человека, не должно! Герой повести при живых родственниках является сиротой, и самое страшное, что он сам это понимает, вот почему и возникает эта мольба: «Похороните меня за плинтусом!»

Проблема мировосприятия – Вспомним роман И.А.  Гончарова «Обломов». У Штольца и Обломова разный менталитет. Штольц – немец. Воспитание он получает в соответствии с принятыми у этой нации ценностями. Он деятельный, при этом аккуратен, педантичен, практичен. В характере Обломова нашлось место характерным русским национальным чертам. Илья Ильич не просто добрый, он обладает небывалой широтой души. Он ленив, склонен к созерцательности и мечтательности, полагается на извечный русский «авось».

Разное отношение к жизни мы видим в книге Д. Рубиной «Ангел конвойный». Старик, прошедший ужасы войны, говорит своей молодой спутнице, что нужно уметь любоваться жизнью, какой бы она ни была. Однажды в освобожденном концлагере он держал в руках коробочку мыла с удивительно тонким и приятным ароматом. Оказалось, что это мыло было сварено из человеческого жира. С тех пор он не переносит запахов. Его жена и дочь не пользуются духами. И всё равно эти люди уверены, что жизнь прекрасна.  

Проблема всепрощения (прощения)

М. А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность. Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

Проблема сохранения своих корней В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.

Шурыгин, бригадир колхоза "Гигант", получив в эксплуатацию новое складское помещение (здание церкви), решил снести его, а кирпич, оставшийся после разрушения церкви, пустить на свинарник. Получив разрешение председателя колхоза, он готовит тракторы для сноса церкви. Причем, когда сбегается народ, он ощущает себя важным деятелем с неограниченными полномочиями: перестает материться и не смотрит на людей - вроде и не слышит их и не видит. Таким образом Шурыгин пытается показать свою, как он считает, исключительность, важность исполняемой им миссии.
Народ пытается спасти церковь: просит, умоляет, требует, учитель призывает людей становиться под церковную стену, но все напрасно: ведь, по мнению самого Шурыгина, он совершает великий поступок, после которого его не забудут. Он недаром вспоминает своего односельчанина Ваську Духанина, который с церкви "крест своротил". Ему представляется, что именно таким образом можно прославиться навек, обрести вечную память и почет у односельчан. А хочется ему именно этого, как античному антигерою Герострату. Однако его не простят, потому что церковь играла слишком большую роль в жизни людей.

В повести В.Г. Распутина «Пожар» показаны люди- перекати поле. Они колесят по всей стране в поисках «длинного рубля» (заработка). Ради больших денег они готовы на всё. Но эти люди ни к чему не привязаны. У них дома в широком смысле.

Проблема межнациональных отношений представлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Детский дом из Подмосковья перевозят на юг, где дети видят брошенные дома и даже селения. Вот в эти дома и заселяют согласившихся на переезд. А позже оказывается, что местное население (чеченцев) за одну ночь загнали в товарные вагоны и вывезли, как скот, в Сибирь. Те же, кому удалось сбежать и скрыться в горах, по ночам мстят ни в чем не повинным людям, нападают на них, убивают, в том числе и детей. Так завязывались межнациональные конфликты, отголоски которых порой мы видим и сегодня.

Проблема отношения к инвалидам (людям с ограниченными возможностями здоровья)

Проблема обеспечения безопасности страны, её суверенитета, героизма рассказ А. Борзенко «Пасха». Действие рассказа происходит в годы первой Чеченской войны накануне православного праздника Пасхи. Распятый чеченскими боевиками на кресте, русский боец,  (сержант Сергей) находит в себе силы и мужество руководить атакой федеральных войск под командованием генерала Шаманова. Снайпер в оптический прицел читает по его губам и оперативно передаёт информацию атакующим. Он (снайпер) по просьбе Сергея избавляет от мучений молодого бойца, повара Никиту, которого тоже распяли на телеграфном столбе. Но за сержанта-пулемётчика разгорается целый бой. К сожалению, разведчики не успели спасти Сергея, он погибает от потери крови. Боевики выбиты из посёлка. Сергей действует так, чтобы защитить свою страну, свою Родину от терроризма, отстоять своё право на веру, на жизнь.

Поиск смысла жизни (своего места в жизни) в повести В. Крапивина «Оранжевый портрет с крапинками» Фаддейка Сеткин, четвероклассник, ищет своё место в жизни, задумываясь о том, для чего он родился, почему он – это он. Со своими вопросами он обращается к студентке-практикантке Юле, молодому художнику Володе. Мальчик восхищён красотой окружающего мира и не может понять, зачем люди воюют.

Роман И. Гончарова «Обломов». У Штольца есть цель в жизни, и он методично идёт к ней. Обломов совсем другой. Лежание на диване и ничегонеделание становятся смыслом его жизни. (Этот же роман может служить примером разного отношения к жизни, мировосприятия, мировоззрения. У Штольца и Обломова разный менталитет. Штольц – немец. Воспитание он получает в соответствии с принятыми у этой нации ценностями. Он аккуратен, педантичен, практичен. В характере Обломова нашлось место характерным русским национальным чертам. Илья Ильич не просто добрый, он обладает небывалой широтой души. Он ленив, склонен к созерцательности и мечтательности, полагается на извечный русский «авось»

Проблема доверия в повести В. Крапивина «Оранжевый портрет с крапинками» Фаддейка Сеткин, четвероклассник, не находит понимания среди ровесников. Его друзьями становятся студентка-практикантка библиотечного техникума Юля, молодой художник Володя. Мальчик безоглядно верит Юле, поэтому  порой его очень сильно обижает её недоверие. Юля не верит, что мечтатель и фантазёр, Фаддей, не забывает ежедневно заходить на почту, чтобы узнать о письмах, которые с нетерпением ждет девушка.  В истории с монетой, например, её убедили, что старинную  монету Фаддейке подарили в прошлом году. Однако мальчик доказал, что нашел удивительную монету сам.  Маленький Фаддей учит взрослых доверию.

Проблема сочувствия и сострадания В центре рассказа Т. Толстой "Соня" судьба женщины, способной к состраданию, милосердию, но воспринимаемой окружающими из-за этого дурой. О Соне легко рассказать: она ровесница века, работает хранительницей в музее, знакомится с Адой и её приятелями, которые долгие годы будут "перебрасывать" её из семьи в семью, где нужна помощь. В 1941 году героиня остаётся в блокадном Ленинграде. Отдав Николаю, думая, что на самом деле отдаёт Аде, баночку томатного сока, Соня гибнет. "Сока там было  ровно на одну жизнь", -кратко отмечает Т. Толстая.  И эту жизнь Сонечка спасает ценой собственной жизни.
         Судьба героини Т. Толстой заставляет вспомнить другое "любящее сердце" - Сонечку Мармеладову, её бескорыстие, умение любить, готовность к самопожертвованию и состраданию.

Понять боль другого человека способна героиня романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". 
Видя глаза Фриды, Маргарита просит у Воланда избавления этой женщины от мук. Удивление Воланда так велико, что он, говоря о милосердии, замечает его спсособность "иногда совершенно неожиданно и коварно" пролезать "в самые узенькие щёлки".

Проблема разрушения (сохранения) семьи.

Непростым отношениям в семье посвящены повести и рассказы А. Алексина. В рассказе «Звоните и приезжайте» мальчик-шестиклассник рассказывает о своей семье. Его отец работает врачом-хирургом, и бабушка часто упрекает его  в том, что он не достиг высот в жизни и карьере. Её упрёки отравляют жизнь всей семье: мама нервничает, мальчику неприятно слушать комментарии бабушки в адрес отца. Всё меняется, когда отец заболел. Люди искренне беспокоились о состоянии его здоровья, звонили и приезжали, даже приносили градусники. «Нельзя недооценивать людей»-, учит нас Алексин. Отец хорошо делает своё дело, он спасает жизни людей.

В рассказе Л. Петрушевской «Гигиена» мы видим лишь подобие семьи. Внешне всё благополучно: в одной квартире живут три поколения людей, объединенных кровным родством. Но назвать их семьёй, язык не поворачивается! Как только над семьей нависла угроза заражения, эти люди забыли о родственных отношениях и стали превращаться в нелюдей: заперли пятилетнюю девочку в комнате, обрекая на муки. Николай запирает протестующую жену в ванной, а мать не предпринимает никаких шагов по спасению дочери. (Мне этого не понять!)  Николай совершает целый ряд убийств. В итоге все гибнут. На мой взгляд, одна из причин их гибели заключается в утрате родственных отношений.

Варвара Тимофеевна из рассказа В. Токаревой «Центр памяти» когда-то разрушила семью, увела отца и мужа, да ещё и сделала это на виду у всей деревни. Это не принесло ей счастья: Сергей погиб на фронте, Варвара осталась одна, без семьи, без детей.  

О роли чтения рассказывает повесть В. Крапивина «Сказки Севки Глущенко». В семье Романевских любят читать вслух. Эта привычка появилась в тяжёлые военные годы.  Чтобы скоротать длинные, голодные вечера, семья собиралась вместе и читала. Читали всё: и русскую классику, и зарубежную литературу. Вместе обсуждали прочитанное, делились впечатлениями.  Любовь к чтению помогла семье выжить и в послевоенное время, почувствовать себя единой семьей.

В повести А. Лиханова «Мужская школа» любовь к чтению спасает героя, приводит к знакомству с замечательными людьми: Изей, каперангом. Читая, он преображается в героев прочитанных произведений, путешествует сквозь время и пространство.  Он убеждён, что каждый человек должен иметь свою библиотеку, что есть книги, которые надо читать по нескольку раз. Прочитал, потом подрос и снова прочитал. Но чрезмерное увлечение чтением, предупреждает автор, может привести к тому, что подросток замкнется в себе, уйдет с головой в вымышленный мир.

О проблемах взросления рассказ А. Алексина «Поздний ребёнок». Лёня – поздний ребёнок. Он живёт, окруженный заботой и вниманием близких людей, иногда эта забота чрезмерна и тяготит мальчика. Он стремится повзрослеть.  Его сестра Людмила собирается замуж. Вся семья готовится к свадьбе. Иван, жених Людмилы, просит Леонида подготовить домашних к тому, что свадьбы не будет, потому что он встретил другую женщину. Просит «как мужчина мужчину». Впервые Лёня не хочет быть взрослым. Но именно эта ситуация заставляет его повзрослеть. «Я никогда не думал, что это так трудно»,- говорит герой.

Проблема влияния детства на формирование характера человека

Детство – период, когда человек очень чувствителен. Часто детские воспоминания не отпускают нас всю жизнь.

В рассказе Л. Улицкой «Бумажная победа» главный герой – Генка, или, как его называют во дворе, Генька, тщедушный мальчик, не имеющий друзей. Мальчика воспитывает мама, он часто болеет и, возможно, поэтому с завистью смотрит на игры других детей. Мама приглашает на его день рождения всех детей, живущих с ними по соседству. У детей нет общих интересов, поэтому в начале праздника атмосфера довольно напряженная. А потом Генка делает бумажный кораблик, самолёт и другие игрушки, которые очень понравились детям. Он дарит их ребятам. Этот момент зарождения дружбы Генка запомнил на всю жизнь.

В рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой вспоминает о поступке, совершенном им в детстве. Однажды он обманул бабушку: положил в корзинку травы и присыпал её сверху ягодами. Чувство глубокого стыда испытала бабушка, когда невольный обман был раскрыт. И всё же она выполнила своё обещание и купила внуку гостинец: пряник в виде коня с розовой гривой. А рассказчик на всю жизнь запомнил чувство жгучего  стыда, муки совести и охватившее его раскаяние. Он уважал бабушку за житейскую мудрость. Но эта история стала ему уроком на всю жизнь. Он больше никогда не обманывал близких людей.

О формировании характера подростка рассказывается в повести А. Лиханова «Мужская школа». Много непростых испытаний приходится пройти главному герою на пути взросления. Это, и унижения, которым он подвергается в классе, и муки взросления, когда он не понимает, что происходит с его телом, а спросить не у кого.  Портятся отношения с родителями. Юноша не понимает, как отец, которого он ждал с нетерпением с фронта, может наказывать его: пороть ремнём из-за оценок или прогулов, не желая понять, а почему такое происходит с его сыном.  Мальчик даже готов к самоубийству. Спасают его чужие люди, каждый из которых случайно оказывается рядом. Один приводит его в лыжную секцию, другой прививает вкус к чтению, любовь к книге, внимание к слову. Как только герой поверил в себя, его жизнь наладилась: одноклассники стали уважать, появились друзья, пришло взаимопонимание с родителями.

Проблеме русского национального характера посвящен рассказ  Толстого «Русский характер». Герой рассказа лейтенант Егор Дрёмов  горел в танке, перенес много операций, в результате внешность его изменилась, лицо было сильно изуродовано. При этом он был очень скромным человеком, не любил хвастаться своими подвигами, старался ничем не обременять окружающих. После всего происшедшего лейтенант подумал, что теперь родители испугаются его внешнего вида, невеста Катя откажется от него. Поэтому, приехав домой в отпуск, назвался чужим именем. Но для родителей и Кати самым главным оказалось, что он жив, а не его внешность. Автор восхищается в этом рассказе русскими характерами. Он замечает, что внешняя простота, скромность человека, неказистая внешность — все это лишь первое впечатление о человеке. А раскрывается глубина человеческой натуры в минуты суровых испытаний: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила — человеческая красота!»

Национальные черты характера наиболее остро проявляются в экстремальных ситуациях. Именно так происходит в рассказе А. Борзенко «Пасха».
Проблема возмездия представлена в повести А. Калинина «Эхо войны».  Одна из героинь повести – Варвара Табунщикова. Её сыновья в годы войны добровольно стали полицаями, их в своей же избе захватили разведчики. Но неожиданно на хуторе появляются каратели, и Варвара указывает место, где спрятались красноармейцы. Братья-разведчики погибают в схватке с Табунщиковыми. После войны Варвару судили и оправдали, потому что соседка не смогла дать чётких показаний, ведь прошло время, и многое стерлось из её памяти. Но спустя годы на хуторе поселилась мать погибших разведчиков. Каждый день она ходит на могилы сыновей мимо дома Варвары, являясь живым укором матери, способной на предательство и убийство. Варвара не выдерживает: её разбивает паралич. Возмездие наступило.

Проблема ревности ярко представлена во многих произведениях  русской и мировой литературы. Обратимся к роману М.Шолохова «Тихий Дон», где ревность и любовь идут рука об руку. Вспомните, сколько пришлось пережить Аксинье от ревнивца Степана. Да и саму её не обошло это коварное чувство. Аксинья ревновала Григория к Наталье, к детям, к семье. Ревность разъедает душу героев, толкает на безумные поступки.

В повести Г. Севериной «Легенда об учителе» героиня, влюблённая в своего классного руководителя, не может видеть его с другими девочками. Ей кажется, он с ними слишком любезен, а к ней придирается. Она пытается найти недостатки в его характере и поступках,  нелестно отзывается о нем.  Это в ней  говорит ревность.

Человек и общество. Общественные нормы.

В  рассказе В. Токаревой «Центр памяти» судьба  приводит героиню в специальный центр по удалению памяти, где она встречает мужчину с «обратными реакциями». Когда все смеются, он плачет и наоборот.  Нормально ли это? Смотря, что считать нормой. Один из героев убеждён, что нельзя устанавливать  нормы самостоятельно. Человек живет в обществе и должен подчиняться его законам.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского  Раскольников нарушил общественные и нравственные нормы и законы, совершив преступление. Наказанием для него стали не только годы каторги, но и муки совести.

Проблеме памяти  (совести) посвящены многие повести А. Алексина.  Героиня повести «Безумная Евдокия», учительница  Евдокия Савельевна, убеждена, что честные и порядочные люди имеют право на внимание к себе и память. Чтобы о тебе помнили, не обязательно быть знаменитым, но обязательно – честным и порядочным.

В центре  рассказа В. Токаревой «Центр памяти» судьба Варвары Тимофеевны. Что-то непонятное происходит в её квартире и  жизни. Вдруг начинают сниться давно забытые люди, вспоминаются  события минувших лет.  Эти воспоминания тревожат Варвару Тимофеевну до такой степени, что она решается обратиться в Центр памяти и удалить их. Проснувшаяся вместе с памятью совесть  заставляет её искать причины сегодняшних событий  в прошлом.  Она едет в далёкий Ленинград, чтобы просить прощения у обиженной ею когда-то Сони. Варвара отбила у неё мужа, разрушила семью, в которой был ребёнок, да ещё и насмехалась над брошенной Соней. Одна из мыслей рассказа: старость смолоду готовить надо.

Тема памяти в рассказе А. Мошковского «Солнце и паруса». Герой вспоминает предвоенное лето, увлечение парусным спортом, знакомство с девочкой Катей, которая погибнет  под Брестом в годы войны.  Война лишила её будущего, у неё уже никогда не будет первого поцелуя, не будет детей. Герой рассказа говорит о том, что он всегда будет помнить её, всегда будет благодарен ей.

А если забудет все, значит, напрасно прожил жизнь.

Проблема экологии спасти природу, оставить потомкам цветущую планету, а не выжженную землю – задача каждого из нас. Об этом и повесть В. Г. Распутина  «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Это необходимо для строительства электростанции. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.

О трагических событиях на Чернобыльской АЭС  рассказывается в повести В. Яворивского «Мария с полынью в конце столетья». Повесть поражает своей реалистичностью. Автор описывает катастрофу, показывает, как трагедия отразилась на жизни окружающего крестьянства.

О проблемах экологии пишет в повести «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильев. Егор Полушкин, главный герой повести,  наделён редким даром — видеть красоту родной природы. Его сердце обливается кровью, когда он видит сожжённый туристами муравейник, гибнущую без лыка липовую рощу. Он мечтает возродить Лебяжье озеро и искренне не понимает, почему человек считает себя  царем природы. «Сын он ей, матушке-природе. Сынок младший, неразумный,» -  уверен Егор.

Проблема взаимодействия/взаимопонимания (связи) человека и природы

 Природа богата и готова поделиться своими запасами с человеком, если люди относятся  к ней с уважением, как делают это Настя и Митраша, герои сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца». Дети собирают клюкву, ходят на охоту, взрослые добывают торф. Когда Настю охватывает жадность при сборе клюквы, она уподобляется животным, и они не видят в ней человека, совсем её не боятся. Митрашу спасает из трясины собака. Дети хорошо знают природу родного края и с уважением и любовью относятся к ней.

Рассказ К. Паустовского «Заячьи лапы». От лесного пожара деда спасает самый обычный заяц, в нем дед узнаёт старого знакомого, которому однажды во время охоты прострелил ухо. Доверившись инстинктам животного, дед спасся. Это рассказ о том, что хорошо знать и понимать окружающий тебя мир, ведь человек – часть природы. Заяц спас деда от пожара, а дед сделал всё, чтобы спасти жизнь обгоревшего зайца.

Проблема сохранения (бережного отношения) русского языка Максим Кронгауз в  статье «Русский язык на грани нервного срыва» убедительно доказывает, что языку ничто не угрожает. Процессы, протекающие в нём – временные. Пройдут годы, и мы в этом убедимся. Так, в 20-е-30-е годы 20 века появилось много заимствованных и сложносокращенных слов, а «прижились» только необходимые. В то же время автора возмущает небрежность, с которой мы относимся к своему национальному языку. Слова, употребленные небрежно, формируют неправильное представление о языке у целых поколений.

Судьбой языка обеспокоен и учёный, публицист, Д.С. Лихачёв. Язык отражает наше сознание, писал Лихачев, без больших усилий наше срединное поле языка засеивается сорными семенами, из которых даже при незначительных падениях нравов произрастают разрушительные ростки. Надо быть очень внимательным к языку, беречь и защищать его.

В романе Т. Толстой «Кысь» люди настолько испортили русский язык, что в нем уже не узнать прежнюю певучесть, они «кидаются» словами, при этом произнося их отнюдь не правильно. После прочтения подобных книг хочется беречь и защищать наш язык от жаргона и сленга.

Проблема взаимопонимания, разделения интересов

Роман  воронежского писателя В. Кораблинова «Жизнь Кольцова». Отец не понимал увлечения сына поэзией. Он заваливает Алексея тяжелой работой, чтобы у него не было времени на «ерунду». Лишь младшая сестра Анисья с пониманием относится к брату. А он поддерживает её увлечение музыкой, заставляет отца купить пианино. Тем больнее для Алексея её предательство. Анисья со временем забросила музыку и стала на сторону семьи.

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Молодая женщина, увлекшись покупками, наделала долгов, обманывает мужа. Целью её жизни становится приобретательство. Она превращается в рабу вещей. Муж, узнав о долгах, уходит от неё. В конце рассказа автор называет её «существо». Сегодня часто можно услышать истории   неудачливых заёмщиков, которые совершают покупки в кредит, берут микро займы, а затем, чтобы расплатиться с долгами, влезают в ещё большие долги. Таким образом, мы видим, что проблема эта имеет глубокие корни и остаётся актуальной в наши дни.

Проблема влияния искусства на жизнь человека. Роль искусства в жизни человека, так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство. Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается передать своим творчеством восприятие и свое видение чего-то особенного, что нас окружает, занимает важное место в культурном развитии человечества. Искусство преобладает не только в картинах и скульптурах, оно существует везде: в кулинарии, дизайне квартир, мебели, посуде, во всем, что нас окружает. Оно никогда не стареет, оно всегда было, есть и будет интересным для изучения и познания человечеством. Только благодаря искусству мы можем поделиться с людьми своими чувствами, опытом и оставить свой след в истории. Главное - это желание творить.

1)Петрусь, герой повести В. Короленко «Слепой музыкант», родился слепым.  Музыка помогла ему не замкнуться в себе и своем горе, с помощью родных и друзей он смог выбрать свой жизненный путь и стать известным пианистом. «Музыка – великая сила, дающая возможность владеть сердцем толпы» - говорит  Петрусь.

2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, и солнце светит... Я как будто выздоровела, за что огромное вам спасибо».

 3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

Любовью к Родине пронизаны стихи С.А. Есенина. В его стихах темы природы и родины тесно связаны. «Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю». Я скажу: не надо рая, дайте родины мою». Как говорится, комментарии излишни.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы

Материал взят из пособия Г.Т.Егораевой, который предназначен уителям русского языка и учащимся 10-11 классов для подготовки к написанию творческой работы по части С ЕГЭ по русскомй языку. Здесь собран...

Банк аргументов для части С в ЕГЭ

Банк аргументов предназначен для учащихся выпускных классов...

Банк аргументов (11 кл.) Часть С

Этот материал поможет при написании сочинения, где нужно привести два аргумента....

Банк аргументов к сборнику Л.И.Мальцевой, Н.М.Смеречинской.Подготовка к ЕГЭ 2015.

В данном банке аргументов представлены сочинения, написанные учениками 11 класса  2015 года....

Банк аргументов для ЕГЭ

Банк аргументов для сочинений ЕГЭ из художественной и публицистической литературыПроблемаПозиция автораАргументыПроблема души, внутреннего мирапо-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нрав...

Банк аргументов для ЕГЭ

Банк аргументов для сочинений ЕГЭ из художественной и публицистической литературыПроблемаПозиция автораАргументыПроблема души, внутреннего мирапо-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нрав...