Культура речи
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Петрова Ольга Владимировна

Програма к  курсу ,,Стилистика и культура речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx147.1 КБ

Предварительный просмотр:

КА

Образовательная программа «Культура русской речи» (далее Программа) составлена на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») Л.Г.Смирновой «Культура русской речи» в количестве 34 часов.

Предмет «Культура русской речи» имеет итоговый характер, по­скольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы: умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью привести в систему развитие коммуникатив­ных навыков, приобретенных учащимися, но и в максимальной степе­ни подготовить их к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку: написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.

Базовый курс русского языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогиче­ской. Наконец, в рамках школьной программы практически мало уделя­ется внимания такой важной составляющей культуры речи, как куль­тура общения.

Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по русскому языку наглядно продемонстрировал тот факт, что наиболее трудным этапом экзамена для выпускников является написание сочи­нения в жанре отзыва, эссе, рецензии на прочитанный текст. Ученики испытывают трудности прежде всего в понимании текста, уяснении его смысла. Кроме того, комму­никативные умения большинства выпускников сформированы недо­статочно, что не позволяет им создать собственный текст на уровне предъявляемых требований.

Коммуникативная несостоятельность многих выпускников сред­ней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уро­вень владения речью. Огромное количество нарушений норм литера­турного языка, которые допускают даже журналисты, политики и дру­гие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нели­тературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправдан­ными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют необходимость в корректировке речи учеников средней школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.

Кроме того, существуют определенные социальные потребности введения в школьную программу курса «Культура русской речи». Ста­новление гражданского общества предполагает, что каждый гражда­нин должен уметь формулировать свои мысли, запросы, требования в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструк­тивный диалог с оппонентами, с представителями государства, доби­ваться согласия в целях эволюционного развития общества. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идео­логий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Предлагаемый курс призван дать некоторые теоретические представления о риторике, сформировать у школьни­ков начальные риторические навыки.

Владение родным языком — это один из самых главных показате­лей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом свя­зано с умением мыслить, рассуждать.

Немаловажным представляется еще один аспект. Само название курса — «Культура русской речи» — подразумевает обращение к наци­ональной культуре, введение школьников в пространство националь­ных культурных символов, текстов, приобщение к национальным и общечеловеческим проблемам. Таким образом, курс «Культура рус­ской речи» оказывается связанным не только с курсом «Русский язык», но и с другими курсами гуманитарного профиля: «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Обществознание». Школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, вводятся в круг проблем взрослых людей, пытаются найти и сформулировать свои ответы на актуальные вопросы современной действительности. Кроме решения подобной перспективной задачи, предлагаемый курс имеет и конкретную практическую цель: обсуждение важных общест­венных проблем в процессе освоения тем «Риторика» и «Дискутивно-полемическая речь», несомненно, позволит выпускникам глубже по­нять текст, который будет предлагаться им для анализа в рамках ЕГЭ по русскому языку, сформулировать собственное отношение к пробле­мам, затронутым в этом тексте.

^ Цель элективного курса –

развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора.

^ Задачи курса:

углубить теоретические представления обучающихся о базовых филологических категориях;

существен­но развить навыки практического использования знакомого теоретического материала;

скорректировать речевое поведение школьников в обществе;

способствовать воспитанию вежливого и тактичного собеседника;

формировать такие черты характера, как уважение к старшим, вежливость, доброжелатель­ность, тактичность.

^ Место элективного курса «Культура русской речи» в базисном учебном плане МБОУ «Первомайская сош».

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает включение вариативной части на этапе среднего (полного) общего образования в 11 классе профильного уровня.

Преподавание курса «Культура русской речи» возможно по учебному пособию: ^ Смирнова Л.Г. «Куль­тура русской речи». — М.: «Русское слово», 2004.

Программа модифицированная. Рассчитана на 34 часа учебного материала, предусматривает отбор методов и приемов, активи­зирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за ис­пользованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.

Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

  •  личностно-ориентированное обучение;
  •  ИКТ;
  •  метод проектов;
  •  исследовательские работы обучающихся;
  •  технологии творческих мастерских;
  •  технология подготовки к ЕГЭ;
  •  игровые технологии.

Формы контроля

Устные работы

• Выразительное чтение учащимися любимого поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

• Составление текстов одинакового содержания в разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном, публи­цистическом.

• Описание картины любимого художника с использованием сино­нимов, антонимов, паронимов, средств речевой изобразительности.

• Краткий пересказ содержания понравившегося фильма.

• Рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого.

• Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах).

• Проведение конкурса публичных выступлений агитационного ха­рактера.

• Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.

• Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс-конферен­ции и т.д.

Письменные работы

• Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.

• Художественное описание пейзажа, внешности товарища.

• Написание текстов в различных жанрах официально-делового сти­ля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

• Написание сочинений на тему «Город моей мечты», «Человек, которому я многим обязан», «Размышления перед экраном телевизора».

• Составление развернутого плана-конспекта публичного выступле­ния агитационного характера.

^ Базовые понятия и категории, которые должны быть усвоены обучающимися

Курс «Культура русской речи» основывается на тех лингвистичес­ких и филологических знаниях, которые получены учениками в про­цессе изучения таких предметов, как «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура».

По завершении изучения элективного курса «Культура русской речи» школьники должны усвоить следующие понятия:

  •  Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литера­турный язык и разговорная речь. Культура речи как научная дисциплина. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.
  •  Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологи­ческие, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.
  •  Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Акцентология как раздел языкознания, изучаю­щий особенности постановки ударения и его функцию в словах. Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.
  •  Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окон­чаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.
  •  Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки.
  •  Лексические и фразеологические нормы русского языка.
  •  Стилисти­ческая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.
  •  Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, исполь­зуемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксю­морон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессою­зие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.
  •  Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соот­ветствии с их основной установкой: развлекательное выступление, ин­формационное выступление, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Композиция и язык публичного выступле­ния. Функционально-смысловые типы текста в публичной речи: описа­ние, повествование, рассуждение. Цитаты и аллюзии в публичной речи.
  •  Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
  •  Культура общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета.

^ Содержание учебного материала

Элективный курс «Культура русской речи» включает темы: учение о нормах русского литературного языка (ортологию), сти­листику, риторику, понятия о дискутивно-полемической речи и о культуре общения, которые можно раздробить на микротемы.

  1.  Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, ком­муникативный, этический

аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богат­ство, выразительность.

Национальный язык и его основные разновидности: литератур­ный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. (2 часа)

^ Теория русского языка. Формирование представления о понятии «национальный язык» и о его основных разновидностях. Разграниче­ние кодифицированного литературного языка и разговорной речи, устной и письменной речи.

^ Развитие речи. Сравнение письменного и устного текста одина­кового содержания (составление письма товарищу и изложение его со­держания в телефонном разговоре). Подготовка устного рассказа о словаре местного диалекта.

Краеведение. Знакомство с местным диалектом, с историей его формирования и развития.

^ Связь с различными видами искусства. Отражение местного диа­лекта в художественных произведениях местных авторов.

Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы по культуре речи «Молодежный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?».

^ Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы лите­ратурного языка. 

  1.  Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические,

морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка. 

^ Теория русского языка. Формирование представлений о лингвисти­ческом понятии «языковая норма», о динамике норм, о том, какие нормы представлены на разных уровнях языка.

^ Связь с различными видами искусства. На примере литературных текстов XVIII—XX вв. из школьной программы проследить, как изме­нились нормы литературного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...