Склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сонина Татьяна Олеговна
Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существительных;  развитие связной письменной и устной речи, памяти, орфографической зоркости.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imen_sushch.docx7.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: " Склонение имён существительных"  

Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существительных;  развитие связной письменной и устной речи, памяти, орфографической зоркости.

        Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Мы за парты тихо сели

И на доску поглядели.

2. Сообщение темы.

Упражнение на развитие зрительного восприятия

-Из букв расположенных на доске составить слово: «Склонение.

3.Повторение .

Пора за работу нам всем приниматься

В тетрадях красиво писать и стараться.

_Что такое имя существительное?

_Как изменяется имя существительное ?

_Сколько склонений у имён существительных ?

_Какие существительные относятся к 1 склонению ?

_Какие существительные относятся ко 2 склонению ?

_Какие существительные относятся к 3склонению ?

4.Работа над ошибками.

Задание. Прочитайте стихотворение  «Сделай выбор» букв

Вот з_ма катит как раз,

Чем засыпает она нас?

Вьюгами , м_телями

И сн_гами белыми.

_Как проверить правильность написания этих слов?

Если буква гласная

Вызвала сомнение

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

_Вставьте пропущенные буквы , подберите проверочные слова.

_О каком времени года это стихотворение?

_Найдите слова о зиме. Запишите их в столбик.

  М_телями_

С_негами _

В _югами _

_ В каком числе стоят эти существительные ?

_Поставьте существительные в единственное число и запишите их во второй столбик.

_ Определите склонение существительных.

5. Закрепление .

1 Сравнить рисунки и найти отличия.

_ Работа по картинке .

_Какое время года наступит после зимы ?

_ Назовите месяцы весны.

_ Посмотрите внимательно на картинку.Нам она поможет составить небольшой рассказ. Для этого должны дополнить предложения , которые изображены на картинке.

2. Как проверить звонкую или глухую согласную в середине или в конце слова ?

Если слышишь парный звук ,

Будь внимательней, мой друг !

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд на льды-

Будешь грамотным и ты.

3.Что обозначает мягкий знак ?

Мягкий знак ,мягкий знак-

Без него нельзя никак !

Банька в банку превратится

Вот что может получится.

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

4.Синеет над головой _ _ _

Ярче светит_ _ _

С крыш свисают длинные _ _ _

Проваливается под ногами рыхлый _ _ _

Зазеленела на пригорках _ _ _

Радостно чирикает _ _ _

Задание. Вставьте пропущенные слова. Прочитайте текст.

_О каком времени года прочитали?

_Какой месяц начинает весну?

_Озаглавьте рассказ.

_Запишите заглавие.

_ Составленный рассказ запишите, вставленные слова подчеркните одной чертой.

_Поставьте к ним вопросы.

_Какая часть речи отвечает на вопрос что?

_Определите род и склонение этих существительных.

 5.Релаксация.

Дети сидят с закрытыми глазами, слушают звон ручьёв и пение птиц.                        

6.Сравнить рисунки и найти на них отличия.

_Написать названия различных предметов в единственном числе.

Девочки работают по рисунку : «На катке».

Мальчики работают по рисунку : «В столярной мастерской».

Задание. Определить склонение имён существительных. Выполнить самостоятельно ,с последующей проверкой.

Девочки. Ель, берёза, портфель, сумка, шапка, шарф.

Мальчики. Долото, щипцы, стол, скамейка, линейка, треугольник.

Запомнить: слово щипцы употребляется только во множественном числе, поэтому склонение не определяется.

7.Работа по иллюстрации.

Посмотрите на иллюстрации . На них изображено , то о чём мечтают девочка и мальчик.

Мальчики записывают: о чём мечтает мальчик

Девочки записывают: о чём мечтает девочка.

Задание. Определить склонение имён существительных.

8.Какое время года следует за весной?

_ Что растёт и созревает в огороде?

1.ряд ( сообща) на листке записывают название овощей 2 склонения.

2.ряд ( сообща )на листке записывают название ягод 1склонения.

Огурец, помидор, перец, лук, чеснок, кабачок, баклажан, картофель.

Клубника, земляника, малина, смородина, клюква, рябина, черника.

Условие: выигрывает тот ряд , который запишет больше слов.

9.Какое время года следует за летом?

Назовите осенние месяцы.

Работа по учебнику. Упражнение  312, стр. 123.

Задание. Прочитайте текст. Найдите предложение , в котором говорится о рябине. Прочитайте и запишите.

Найдите предложение о берёзе . прочитайте и запишите.

По каким признакам можно судить , что наступила осень?

10. Разгадывание кроссворда.

_У существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

_У существительных какого рода на конце после шипящих мягкий знак не пишется?

По вертикали.

2.Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак»

Червякам враг.

3. Маленький мужичок –

 

5.На зелёном шнурочке

Белые звоночки.

6.Бьют его рукой и палкой-

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют?

А за то , что он надут.

По горизонтали.

1.Чёрный Ивашка ,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдёт,

Там заметку кладёт.

4.Под соснами , под ёлками

Лежит мешок с иголками.

6. Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.

 Задание. Записать отгадки, определить склонение, род.

11.Итог урока. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

12.Оценки.

13. Домашнее задание .Упр. 333, с.129.

 Список  литературы.

         1..Бетенькова Н. М. , Фонин Д. С. Конкурс грамотеев : Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы :кн. Для учителя/Н. М. Бетенькова,. Д. С. Фонин - М. : Просвещение : АО   «учеб. лит.» , 1995,- 208 с.

2.Волина В. В. Русский язык. /В.В Волина – Екатеринбург :Изд – во « АРГО». 1996. – 496 с. ( Серия « Учимся играя» ).

3.Программы для 5 -9 классов специальных ( коррекционных ) учрежденийVIII  вида : Сб. 1. – М : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 224 с. Под редакцией

В. В. Воронковой.

4.Векеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку : тетр. для учащихся 5 кл. спец.( коррекц. ) общеобразоват. школы VIII вида / И.В. Веркеенко. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 111 с. : ил. – ( Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида.)

5.Воронкова  В. В. Русский язык учебник для 5 класса специальных

( коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида/ В .В. Воронкова, Москва« Просвещение» 2005.

6. Галунчикова Н.Г.,  Якубовская Э. В,  Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку « Состав слова» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/ Н.Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская Москва « Просвещение» 2005. 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...