Составление рассказа по вопросам и картинкам
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Сонина Татьяна Олеговна
Цель урока. Учить составлять рассказ по вопросам и картинкам.
Задачи.
Отрабатывать умения составлять предложения и употреблять их в письменной речи.
Работать над восстановлением целого из частей, употреблять глаголы.
Учить строить текст в определённой композиционной последовательности.
Показать, как в письменном виде можно выразить содержание картинок.
Обогащать словарный запас.
Воспитывать самостоятельность и творческую активность ребёнка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_vik.docx6.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по письму и развитию речи по теме: Составление рассказа по вопросам и картинкам.

Цель урока. Учить составлять рассказ по вопросам и картинкам.

Задачи.

Отрабатывать умения составлять предложения и употреблять их в письменной речи.

Работать над восстановлением целого из частей, употреблять глаголы.

Учить строить текст в определённой композиционной последовательности.

Показать, как в письменном виде можно выразить содержание картинок.

Обогащать словарный запас.

Воспитывать самостоятельность и творческую активность ребёнка.

Оборудование урока: сюжетные картинки  6 экз, наглядный материал на доску.

Ход урока:

Учит. Как вы думаешь, ребята, все приготовились к уроку?                        

Долгожданный дан звонок, начинается урок! Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке.

Рзвитие слухового воспириятия

Учит. Какой сегодня день недели?

  Какой будет урок?

  Кто сегодня дежурный?

  Говорим хорошо! Думаем!  

Сюрпризный момент.

 Учит. Ребята, у вас на партах лежат картинки, как вы думаете,  что на них. Давайте  разгадаем загадку?

У. Загадка. Послушайте загадку. Длинное и гибкое охотится за рыбками. Что это?

Реб. Я думаю это удочка, потому что ….

Учит. Удочка зачем нужна?                                                      

Реб. Чтобы ловить рыбу.

Учит. Кто ходил на рыбалку?

Учит. Каких рыб ты поймал?

Учит. Ребята, какие рыбы обитают в наших реках и озёрах, назовите?

Реб. Карась, щука, окунь, сом и другие.

 Учит. Как вы думаете, о чём картинки?  

Реб.  Наверное картинки про  рыбалку.

      Учит.  Давайте посмотрим ( дети переворачивают картинки и смотрят на  них).

      Учит. Как вы думаете что мы будем делать на уроке?

      Реб. Составлять рассказ по картинкам

     Учит.  Правильно. Читаем тему урока на доске.

Сообщение темы  и цели урока  

Учит. Давайте определим цель урока?          

Реб.     Цель урока. Мы будем учиться    составлять рассказ по вопросам и картинкам.

Учит. Чтобы написать рассказ, что надо?

Реб.                      1)Составить план рассказа.

Учит добавляет: 2) Написать рассказ по плану.

                              3) Составлять предложения и правильно употреблять глаголы.

   В конце урока мы послушаем  у кого  получился рассказ.

2. Восстановление последовательности событий.    

Учит. Реб,  положите картинки правильно.

             

(Дети выкладывают правильную последовательность  расположения картинок, а один реб, выполняет это же задание у доски. Сравниваем результаты, выясняем правильный вариант.)

Составление плана по картинкам.

Учит . Давайте составим план рассказа.

 Посмотрите на первую картинку. Как её назовём? (Удачные ответы записываю на доске) (на речку)

Учит. Прочитаем словарь, который нам может понадобиться.

Учит. Что главное на второй картинке? (первая рыбка)

Учит. Прочитаем словарь, который нам может понадобиться

Учит.Как озаглавим третью картинку?. (Возвращение с рыбалки)

Учит. Прочитаем словарь, который нам тут может понадобиться.

      Учит. Что главное на четвёртой? (Ужин.)

      Учит. И словарь к четвёртой части рассказа.

Учит. Что у нас получилось?

Реб. У нас получился план.

Учит. Давайте его прочитаем.

Учит. Для чего нужен план?

Реб. Чтобы последовательно записать рассказ.

Учит. Как можно озаглавить весь рассказ?

Реб. На рыбалке, рыбная ловля, удачная рыбалка.

.

Ребята вам встретятся трудные слова, которые вы может быть не знаете, давайте их вспомним ( презентация)

Словарь:

Удочки, баночку с червяками, нацепили наживку, стали ждать.

Большого карася, обрадовался

Наловили, довольные

Почистил, стала жарить, рассказывал об удачной рыбалке

Устное составление предложений по картинкам. (индивидуальное и фронтальное проговаривание)

Вопросы.

 Куда пошли в выходной день папа с Вовой?

       Что они взяли?

       Что сделали потом?

2)   Кто поймал первую рыбку?

      Что сделал папа, когда увидел карася?

3)   Сколько рыбы наловили папа и сын?

      С каким настроением они пошли домой?

4)   Что папа сделал дома с рыбой?

      Что мама стала готовить на ужин, и что делал Вова?

Учит. Мы ответили на все вопросы.

Учит. Кто может рассказать I часть плана?

Учит. Кто расскажет II часть? Ш часть? IV часть?

Учит. А теперь кто попробует рассказать весь рассказ от начала и до конца?

Реб. (рассказ учащегося)

Самостоятельное написание рассказа.

Учит. Ребята, теперь мы запишем этот рассказ в тетрадь. Помните о  красной  строке. Писать надо строго по плану.

(дети самостоятельно пишут.)

Зачитывание одного рассказа.

Остальные ребята слушают и следят за рассказом, где есть ошибки. Потом будут поправлять своего одноклассника.

Итог урока.  Что мы сегодня делали на уроке?

Реб. На уроке мы учились составлять рассказ по картинкам (по плану).

Реб.     Учились правильно составлять предложения.

Оценивание.

 Учит. Ребята, как вы думаете кто сегодня хорошо работал на уроке?

Домашнее задание. Дописать, если не успели.

Учит. Урок закончен. Всем спасибо за внимание!

                                         

     Примерно составленный рассказ.

На рыбалке.

    В выходной день папа с Вовой пошли на речку. Они взяли удочки, баночку с червяками, вёдра. Папа и Вова сели в лодку. Они нацепили наживку и стали ждать.

     Вова первый поймал большого карася. Папа очень обрадовался.

    Папа и сын наловили полные вёдра рыбы. Довольные они пошли домой.

     Дома папа быстро почистил рыбу. На ужин мама стала жарить карасей, а Вова рассказывал об удачной рыбалке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по серии сюжетных картинок со сжато представленным действием на тему: «Служу России»

Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию...

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным действием на тему: «Собака на льдине»

Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...