Конспект открытого бинарного урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

По теме "Употребление местоимений в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение по теме Местоимение31.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект

бинарного открытого урока по русскому языку в 6 классе общеобразовательной школы ( с участием учащихся 5 класса ) учителя русского языка Мовсисян Р.А. и педагога-психолога Мурзовой О.Е.                            

   

Тема урока : « Я, ты, он, она, вместе – дружная семья. – Употребление местоимений в речи».

Цели урока:

образовательные: обобщение и систематизация полученных знаний о местоимениях; формирование умений правильно использовать местоимения в речи; расширение кругозора учащихся при выполнении заданий.

развивающие: активизация мышления и  самостоятельной деятельности  учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); развитие познавательной активности.

воспитательные: воспитание коммуникативности, интереса к предмету; привитие культуры общения.

Оборудование: запись песни: « Я, ты, он, она, вместе – дружная семья»; плакат со словами К.Д.Ушинского: « Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего»; карточки, таблицы, раздаточный материал, карточка-светофор.

 Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН

Форма проведения урока: урок-практикум.

                             Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

  - Ребята, сегодняшний урок у на не совсем обычный. Мы объединим уроки по двум казалось бы разным предметам, направлениям – русский язык и психология. Но это лишь на первый взгляд разные, но на самом деле на каждом уроке по каждому предмету присутствует психологический аспект. Мы с Олесей Евгеньевной решили попытаться вместе с вами окунуться в мир местоимений, обобщить тот материал, который вы изучили на предыдущих уроках и показать, как местоимения помогают нам понять окружающий мир, выразить наши мысли, эмоции, чувства по отношению друг к другу как в семье, так и в целом обществе.

Звучит песня « Я, ты, он, она, вместе – дружная семья…»

2.Фронтальный опрос.

- О чём эта песня? ( о дружбе, о семье, о стране, о единстве)

- Назовите местоимения, которые прозвучали в этой песне.

- К какому разряду местоимений они относятся?

- Какие разряды вы ещё знаете?

- Можно ли к этой песне применить пословицу: « Любой мир лучше всякой вражды»?

- Назовите местоимения, которые прозвучали в зтой пословице и их разряд.

- По частоте употребления в речи местоимение занимает 3-е место, а 1-е и 2-е место, как вы думаете, каким частям речи принадлежат?

(1 – имени сущ., 2 – глаголу)

-Почему местоимение так называется? Кто даст определение местоимению как самостоятельной части речи? Местоимения широко представлены в пословицах, поговорках, загадках, сказках, песнях, афоризмах, фразеологизмах и т.д. Сейчас мы проведём конкурс «Кто больше?» Жюри из присутствующих учителей определит по баллам победителя. Каждый правильный ответ 1 балл.

- Кто больше приведёт пословиц и поговорок с местоимениями?

- Кто знает загадки, где есть местоимения?

- /-/-/-   стихи?

- Как обычно начинаются сказки? ( В некотором царстве, в некотором государстве…). Я сейчас прочитаю вам сказку, вы должны назвать местоимения, их разряд и написание.

Учитель читает текст.

- Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал: - В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?

 А второй и говорит: - Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?

Третий посмеялся и сказал: - Ни в каком царстве, ни в каком государстве, Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

- Какой разряд имеет лишь одно местоимение?

3.Индивидуальная работа у доски.( Предложения заранее написаны на доске; выполняют 2 ученика)

А) Синтаксический разбор предложения (со схемой):

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Б) Определить разряд местоимений, графически доказать свою точку зрения:

Его взгляд показался учителю грустным. – Его попросили прочитать стихотворение выразительно.

Пока ребята выполняют задания у доски, проводится физминутка.

4.Физминутка.

-  Сейчас я буду называть местоимения. Если местоимение пишется слитно – вы поднимаете руки вверх, если раздельно – руки в стороны, если через дефис – приседаете.

Некого, не у кого, кое-кто, никого, ни у кого, кого-то, нечем, не за чем, чем-нибудь, некоторый, кое у кого, кое-кому, ничему, ни к чему, чему-либо, никем, ни с кем, кем-нибудь, некем, не с кем, кем-то, что-нибудь, ничто, ни за что, за что-то, не за что.

 5.Составление диалога по вопросам.( Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают местоимением).

- Кто сегодня опоздал? – Никто.

- Какое задание тебя затруднило? – Никакое.

- Чей ответ был неверным? – Ничей.

- Кого винить, если сам виноват? – Некого.

- Что исправить, если нет ошибок? – Нечего.

6.Работа с дидактическим материалом.

(Прочитать текст, исправив речевые ошибки).

 И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я сделал свои уроки, оделся, причесался и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошёл, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У их мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.

7.Игра на сообразительность.

1) Какие личные местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-мы)

2) Какие местоимения самые чистые? ( Вы-мы- ты)

3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь)

4) Какое местоимение можно записать одной буквой?( Я)

5) 1-ый слог – личное местоимение, 2-ой – то же, что несчастье. Вместе обозначает – клеветник, жалобщик. (Я-беда)

6) 1-ый слог – местоимение, 2-ой слог -  звук, который издаёт лягушка. А вместе  они овощ. (Ты-ква)

7) Из какого указательного местоимения, если прибавить к нему сотню, можно испечь пирог. (Те-сто)

8) Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? (Он)

9) Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения. (Темы)

10) 1-ый слог – личное местоимение; 2-ой – вы найдёте в словах сварщик, пильщик. Целое  - вместилище для чего-нибудь. (Я-щик)

11) Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мышь)

8.Игра «Четвёртое лишнее»

1) Он, она, оно, я.

2) Я, ты, они, он.

3) Мы, он, но, вы (союз, остальные – местоимения).

4) Мне, мну, мни, мнём ( мест., остальные – глаголы)

9. Чтение учителем « Притчи» о дружбе, об умении прощать обиды. Объяснение слова притча ( краткий иносказательный поучительный рассказ).

   Двое друзей много дней провели в пути.

   Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Обиженный ничего не сказал. Он молча написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

   Друзья продолжили свой путь. Вот они подошли к озеру, в котором решили искупаться. Тот, кто получил пощёчину, едва не утонул, а друг спас его. Когда тонувший пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»

   Его товарищ задал ему вопрос: «Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?»

   Ответ был таков: «Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это»

 - Чему учит нас эта притча? Какова её основная мысль? ( Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне! И пусть тебе будет легко и светло!..)

10.Подведение итогов урока. Выводы.

  Итак, ребята, мы сегодня с вами повторили, обобщили изученный материал по теме «Местоимение». Вы хорошо справились со всеми заданиями и неплохо проявили себя в творчестве. Думаю, что сегодняшний урок не прошёл для вас даром. Вы смогли повторить и объективно оценить себя. И вы ещё раз убедились, что местоимение играет очень важную роль в языке ив нашей речи. А главное, я надеюсь, что вы не забудете наш урок и не станете нарушать правила правописания местоимений, будете правильно употреблять их в своей речи. Ведь благодаря местоимениям наша речь становится более выразительной, яркой и точной.

   Ребята, я желаю вам, чтобы ваши уши были открыты умным советам, а память была кладовой знаний.

   Как вы думаете, в чём разница между умными и глупыми людьми? Вот что по этому поводу сказал один из восточных писателей-философов. Возьмите это себе на заметку.

     «Умный человек стремится познать окружающий мир и принести пользу людям: уши его открыты советам, а память – кладовая знаний. Он постоянно увлечён и ищет в жизни удивительное, необычное, и дни его поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни. Он не жалеет о своём прошлом. Глупый же не найдёт своего места в жизни. Он увлекается чем попало, заполняя дни бесплодными, бесцельными затеями. Молодость не вечна, но глупец не задумывается над этим… И однажды, слишком поздно, замечает – время согнуло его, лучшие годы прошли в собачьих хлопотах, а старость омрачена горьким раскаянием. ( Из «Слов назидания» Абая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок

Цель данного урока - определить понятия, формирующие образную сферу музыкального произведения. Сформировать правильное слуховое представление в работе над аппликатурой и образным содержанием произведе...

Открытый бинарный урок по англо-русской литературе "Проблема добра и зла в романе Р.Толкиена "Властелин колец"

Открытый  бинарный урок по англо-русской литературе "Проблема добра и зла в романе Толкиена "Властелин колец"...

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс...

Открытый бинарный урок по английскому языку и ИТПД "Прием на работу"

Тема занятия: Прием на работуВид занятия: практическое занятиеТип занятия: урок – обобщение Цели: Образовательные:- развитие умений использовать иностранный язык как инструмент общения по пройден...

Открытый бинарный урок Построения в СКЧ КОМПАС

Построения в системе компьютерного черчения КОМПАС - открытый урок, проведенный в 7 классе. Работа на уроке включала этапы решения геометрических задач с помощью компьютерной программы КОМПАС....

План-конспект открытого бинарного урока (физика + английский язык) на тему: «Electricity, lightning and aircraft design. (Электричество, молнии и проектирование воздушных судов)».

Британский Совет и посольство Великобритании в РФ при участии российского Министерства образования и науки объявили 2017 год перекрестным годом науки и образования Великобритании и России. В рамках эт...