Открытый бинарный урок
материал по музыке по теме

Букарова Надежда Нурмагомедовна

Цель данного урока - определить понятия, формирующие образную сферу музыкального произведения. Сформировать правильное слуховое представление в работе над аппликатурой и образным содержанием произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ 1945

Музыкально-хоровая студия «Синяя Птица»

Открытый  бинарный урок

Педагогов дополнительного образования Букаровой Н.Н.

Чмуранковой Е.А.

Тема:

«Формирование образного содержания  и аппликатурных принципов в связи с эволюцией жанра фортепианной миниатюры ».

Урок проводится с учениками 0 класса Басанец О., 3 класса Шестаковой Н., 3 класса Целковской С.,  4 класса Ходаковой К.

ЦЕЛЬ УРОКА: Определить понятия, формирующие образную сферу муз.   произведения. Сформировать правильное слуховое представление в работе над аппликатурой и образным содержанием произведений.  

Задачи:

1.Работа над целостностью образа  произведения.

2.Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых музыкальных произведений, тщательного слухового контроля.

3.Работа над интонированием мелодической линии, штрихами.

4.Развитие навыка координации движений, ощущения фактурного изложения.

5.Выработать тонкое ощущение разных способов педализации для решения художественно-звуковой задачи.

Ход  урока.

      1.Знакомство и представление участников открытого урока. Обьявление темы, цели  и задач  урока.

 2.Вступительное слово о зарождении и развитии жанра фортепианной миниатюры.

3.Практическая часть: исполнение произведений И. Ласковский «Вальс», М. Парцхаладзе «Вальс», О. Дюран «Вальс», Н. Раков «Скерцино».

4.Работа над элементами фактуры, соотношением звучности, над выразительностью и яркостью исполнения, аппликатурой, ритмом, педалью.

5.Подведение итогов урока, домашнее задание. Поощрение учащихся.

6. Обмен  мнениями об уроке, обсуждение.

Содержание урока.

Небывалый расцвет в эпоху романтизма 18-19 в. в. приходится на жанр фортепианной миниатюры. Этот жанр широко представлен в творчестве Шуберта, Шопена, Мендельсона, Грига… Правдиво отражая внутренний мир людей, открыл в искусстве новую сферу чувств. Ведущими жанрами становятся тонкие лирические зарисовки: прелюдии, романсы, вальсы, скерцо….        Работа над лирическими миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика. Благодаря открыто проявляющимся в музыкальном языке различным элементам образности, мелодико-интонационным, ритмическим, фактурным средствам, дети с удовольствием запоминают и воплощают романтические образы.

И. Ласковский. «Вальс».

Миниатюра, написана в простой двухчастной форме. По характеру напоминает пьесу-размышление, нежели традиционный вальс. При исполнении пьесы, нужно обратить внимание на мелодию, вытекающую из фигурации аккомпанемента. Ее изложение (мелкие лиги, паузы, перекрестное движение) требует развития ощущения широкого дыхания, вокального восприятия  диалогичной  фактуры. Для того чтобы добиться глубокого, нежного, проникновенного звучания необходимы полнейшая гибкость пианистического аппарата, свободный вес руки, слуховой контроль. Работая над фразировкой, прослеживаем направление мелодии, выявляем ее кульминацию. С помощью динамики, внутреннего ощущения движения, интонирования, добиваемся ощущения целостности произведения.

М.Парцхаладзе «Вальс».

В 20 веке, жанр вальса трансформируется. Это уже не просто танец, но и способ передачи различных чувств и настроений. В мелодии преобладают интонации неопределенности, недосказанности. Фразы, как бы повисают в воздухе,  создавая атмосферу мечтательности, приятных воспоминаний. Вальс написан в  сложной двухчастной форме. Во 2-й части появляется средний голос-элемент полифонии. При работе над мелодией нужно выявить гармонический план, отклонения, поработать вокально. Отдельно поучить аккомпанемент: проследить линию баса, поучить аккордами в собранном виде, для правильного баланса поиграть партию аккомпанемента октавой ниже, тем самым слуховой контроль направить на звучание мелодии. При  работе над формой уделить внимание кульминации, динамическому плану, штрихам. Особое место в работе уделяется педали. Здесь она прямая.

О.Дюран «Вальс».

Вальс Дюрана  - яркий пример блестящего вальса, где явно чувствуется влияние Шопена. Музыкальный образ виртуозной салонной пьесы рисует  картины  петербургских  балов.  Атмосфера головокружения от счастья пронизывает всё произведение. Трудности в исполнении связаны с виртуозными пассажами и общим, достаточно быстрым темпом, в котором особенно трудно добиться звуковой выравненности на «p». Игра активными кончиками пальцев,  внутри клавиш помогут добиться хорошей артикуляции, что свойственно «жемчужной» игре Шопена. Особенное место уделяется левой руке. Выверенная позиционная аппликатура помогает объединить гармоническую линию и найти верное пианистическое движение руки. Найти правильное соотношение между басом и аккордами поможет игра  аккомпанемента двумя руками. С увеличением темпа  важно  мыслить  более крупными ритмическими единицами, чувствуя дыхания между музыкальными  построениями. Кульминация  прозвучит более убедительно, если подчеркнуть альтерированные аккорды и выразительные интонации в басу, сыграв их более значительно. Подчеркнуть красочность и колорит вальса поможет прямая  педаль.

               Н.Раков «Скерцино».

Пьеса подвижного характера с элементами виртуозности. Светлая, радостная по содержанию, требует точности  штриха staccato и микродинамики. Для целостности образа  необходимо собрать фактуру в единую гармонию и поучить мелодию вокально.  При работе над беглостью и независимостью пальцев, необходимо уделить внимание свободе руки, обьединяющим пластичным движениям кисти. Происходит последовательное перерастание крупных движений в более собранные и внешне незаметные, позволяющие сосредоточиться на художественно-звуковых задачах. Отдельное внимание нужно уделить гармоническому плану (отклонениям, модуляциям), а также ритмическо-темповой свободе. Добиться яркости  в кульминационных проведениях.        

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Рассмотренные нами принципы и приемы работы над  миниатюрой не исчерпывают все их художественное многообразие. Мы попытались  раскрыть основные черты взаимодействия и модификации жанров фортепианной миниатюры, размывания границ между ними. Хочется подчеркнуть основные условия успешности работы: осмысленность занятий,  сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели.

«По-моему, настоящий педагог тот, который идет рядом с учеником, устраняя с его пути препятствия, облегчает трудности, а не навязывает ему обязательно свой путь». А.Д. Артоболевская.

        

ЛИТЕРАТУРА.

  1. А.Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».

    2. Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста в 3-4 классах ДМШ. Киев, 1982.

 3.  Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1967.

 4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974.

 5. Фейгин  М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.,1968.

 6. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.

 7. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...