Сценарный план урока Дефисное написание наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ланина Лидия Сергеевна

Сценарный план урока русского языка в 7 классе в соответствиями с требованиями ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»

герб

Дефисное написание наречий

Урок русского языка в 7 классе

Подготовили учителя

русского языка и литературы

Ланина Лидия Сергеевна,

Шилина Надежда Николаевна.

Адрес: Курская обл.,

г.Железногорск,

ул.Воинов-интернационалистов, д.1

тел., факс (847148) 3-40-51

г. Железногорск

2012 г.

     

          Тема: «Дефисное написание наречий»

Цели урока:

1.Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Дефисное написание наречий».

2.Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;  формировать орфографическую зоркость.

3.Воспитательные: воспитывать чувство  самосознания, культуры.

4.Развивающие:  обогащать словарный запас учащихся, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные   УУД:   целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД:

определение целей, функций участников,способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и отработке информации, владение монологической и диалогической  формой

 речи.

Сценарный план  урока

1.Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности.

-   Здравствуйте ребята! У нас сегодня гости! Посмотрим на них, улыбнемся!

Расскажите, как ваши дела, как вы учитесь?

     ( Хорошо и отлично) 

-Охотно? Прилежно?  Увлеченно?    

Какая часть речи помогла нам об этом рассказать?

(Наречие)

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения и познания нового.

2.Этап актуализации знаний обучающихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-  А знаете ли вы игру «Что? Где? Когда?»

Я предлагаю  сыграть в игру «Что? Где? Почему?»

Обучающиеся 7Б класса нашей школы специально  для вас составили вопросы по теме «Наречие».

В поисках правильного ответа будем работать по группам.

Итак, приступим.

С вами играет Сосиков Владислав.

Внимание – вопрос!

-Скажите, какая часть речи не изменяется и обозначает признак действия или признак признака?

(Наречие)

С вами играет Рудской Иван.

Внимание – вопрос!

-В семье слов родилось Наречие, определим, что общего у него с предками:

1)Существительным    2) Прилагательным     3) Глаголом

(1)Общее – основы многих слов;

2)Общее  - значение признаков;

3) Общее – желание объяснить более подробно смысл действия)

С нами играет Сошников Владислав

-Объясните написание этих наречий:

Написан (не)брежно

Спросил (не)вежливо

Выглядел отнюдь (не)красиво

        

 (небрежно- не употребляется без  не; невежливо – синоним грубо; не красиво  - частица «отнюдь не»)

С нами играет Симин Олег.

-Расскажите правило и приведите примеры «Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий».

(НЕ- пишется под  ударением, а в безударной позиции НИ-)

С вами  играет Иванова Соня.

-Объясните написание наречий: свежо, пахуче.

(на конце наречий после шипящих под ударением пишем о, без ударения е).

С вами играет  Обухова Ангелина.

-Найдите наречия в предложении, объясните их правописание:

Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.

Правильный ответ:

(Слева, справа; в наречиях с приставками –из, -до, -с, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, пишется суффикс А. Можно проверить «правилом «окна»)

Как много вы уже знаете о правописании наречий! В таком случае выполните это упражнение. Задание: запишите слова, раскрывая скобки, вставляя пропущенные орфограммы.

(Не)давно; (не)лепо; совсем (не)громко, (не)быстро, а медленно; отнюдь (не) красиво; ничуть (не)трудно; (н..)куда, (н..)когда, горяч.., певуч.., снов.., занов.., (по)иному, (по)зимнему, (по)птичьи, (по)братски, (по)немецки, (во)первых, (в)третьих, (чуть)чуть, (еле)еле, (давным)давно, (кое)как, где(нибудь), когда(то), где (либо).

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Вы справились с заданием?

(Не совсем).

Давайте проверим то, что удалось написать.

(Проверка)

Что не смогли написать? Почему? (Не знаем, как писать)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Какие есть предположения? Может, вы сталкивались с подобными написаниями при изучении другой части речи?

(Да. Мы знаем, что местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

Может быть, это относится и к наречиям?

Как убедиться,  так это или нет?

(Можно посмотреть в словаре или позвать на помощь компьютер).

Какой словарь вам понадобится?

(Орфографический).

5.Этап реализации проекта.

1 группа ищет информацию в компьютере, 2 –в словаре.

Подтвердилось ли наше предположение?

(Да)

Сделайте вывод.

(Наречия с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис).

Так как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(О дефисном написании наречий).

Какой цели мы должны достичь?

(Научиться писать наречия через дефис).

Безусловно, это так. Но, кроме этого, мы продолжим учиться работать с источниками информации, планировать свои действия и, конечно же, общаться друг с другом.

Вернёмся к записи на слайде. Часть слов мы уже выяснили, как правильно писать, а как быть с другими словами? Какие ваши предположения об их написании?

(Очевидно, они тоже пишутся через дефис).

И что же, написание каждого слова нам придётся проверять по словарю или искать его в компьютере?

(Нет, я думаю, что есть какие-то правила ещё.)

Давайте попробуем эти правила сами найти.

Посмотрите на оставшиеся слова. Есть ли у них что-то общее?

(По)иному, (по)зимнему, (по)птичьи, (по)братски, (по)немецки, (во)первых, (в)третьих, (чуть)чуть, (еле)еле, (давным)давно.

(Да, в некоторых словах есть приставка по-, в других – приставка в-, а в трёх  последних словах повторяется один и тот же корень).

Так давайте распределим слова на группы. Сколько будет таких групп?

(Три).

по- иному                                 во-первых                         чуть-чуть

по-зимнему                              в-третьих                           еле-еле

по-птичьи                                                                            давным-давно

по-братски

по-немецки

Выделите те морфемы, которые объединяют слова в каждой группе.

по- иному                                 во-первых                         чуть-чуть

по-зимнему                              в-третьих                           еле-еле

по-птичьи                                                                            давным-давно

по-братски

по-немецки

А суффиксы в первых двух группах похожи?

Выделите суффиксы в словах первых двух групп.

по- иному                                 во-первых                         чуть-чуть

по-зимнему                              в-третьих                           еле-еле

по-птичьи                                                                            давным-давно

по-братски

по-немецки

Попробуйте сформулировать правило о дефисном написании наречий.

(Через дефис пишутся наречия, которые

  • имеют
  • приставку кое- и суффиксы –то, -либо, нибудь;
  • приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -и, -ски, -ки;
  • приставку во- (в) и суффиксы –ых, -их;
  • образованы повторением основ, однокоренных слов.)

Обратимся к таблице учебника на стр.37. Поработайте самостоятельно. Постарайтесь найти новую информацию о дефисном написании наречий.

(Работают с учебником)

Что нового вы узнали из учебника?

(Через дефис пишутся наречия, образованные повторением слов-синонимов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову).

Нужно ли эту информацию добавить в таблицу правил?

(Да)

Какие же правила о дефисном написании наречий вы сегодня узнали?

(Через дефис пишутся наречия, которые

  • имеют
  • приставку кое- и суффиксы –то, -либо, нибудь;
  • приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -ьи, -ски, -ки;
  • приставку во- (в) и суффиксы –ых, -их;
  • образованы повторением основ, однокоренных слов или синонимов.)

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Для закрепления материала выполните по группам упр.553. Для этого постройте план работы в группе.

(План.

1.Распределить роли.

2.Организовать наблюдение за материалом.

3.Сформулировать вывод.

4.Оценить работу.

Проверка выполненной работы.

Оценка.Подведение итогов работы.

1.Смогли ли вы распределить роли для работы в группе?

2.Эффективно ли было взаимодействие?

3.Удалось ли сделать вывод?

4.Какой был вклад каждого в работу группы?

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа по группам:

а) выразительно прочитайте текст;

б) выясните значения непонятных слов;

в) выпишите из текста наречия, раскрывая скобки.

                                      Где живет Совесть?

   Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов. Им (не)когда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы (волей)неволей схватить кусок,  (по)свойски обмануть ближнего, кого-нибудь (на)черно оклеветать, (во)время польстить, (на)показ сыграть хорошую роль.

    Настрадалась Совесть (до)сыта. (Кое)как  найдет себе хозяина: (с)начала чиновника, потом купца. Но они, не выдержав ее суда, (по)новому выбрасывали бедняжку (куда)нибудь.

    «Сделай  (по)моему , Господи, - (не)вольно взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем, и исчезнут (на)всегда все неправды и насилия».

                                                               /М.Е.Салтыков-Щедрин/

 - Где же, по мнению автора, живет совесть?

 - Какое предложение помогает понять это?

-Значения каких слов вам пришлось находить в словаре? Какой словарь вы использовали?

(Толковый словарь, призреть – дать приют)

Проверьте, правильно ли вы написали наречия.

(Некогда, волей-неволей, по-свойски, начерно, вовремя, напоказ, досыта, кое-как, сначала, по-новому, куда-нибудь, по-моему, невольно, навсегда).

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

А теперь посмотрите на предложения на слайде.

Что вы можете сказать о написании выделенных слов?

Солнце светило (по)зимнему, неярко.

(По)зимнему  небу плыли снеговые облака.

(Пишутся по-разному)

-Почему мы эти слова напишем по-разному?

(Потому что здесь употребляются разные части речи, в 1 предл. – наречие, во 2 предл. – прилагательное с предлогом)

-Как это можно доказать?

(Наречие относится к глаголу, прилагательное к существительному).

Какой вывод из этого можно сделать?

(Прежде чем написать слово, нужно определить, какая это часть речи).

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Ребята, я благодарна вам за эффективную и плодотворную работу на уроке.

А теперь выразите ваше впечатление от урока. Продолжите предложения:

   Я узнал…

   Мне понравилось…

   Открыл для себя…

   Было интересно…

В заключение нашего урока я попрошу вас написать синквейн. Работать можно в группах.

1.Запишите  одно существительное, которое было на сегодняшнем уроке важным.

2.Запишите два связанных с ним прилагательных, выражающих главную мысль.

3.Запишите три связанных с ним глагола, описывающие действие.

4.Запишите крылатую  фразу, отражающую суть урока.

5.Запишите слово-синоним для первой строки.

Чтение синквейнов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 7 классе "Дефисное написание наречий"

Урок в 7 классе отражает все примеры дефисного написания наречий. Тексты для работы взяты из произведений татарских писателей....

Дефисное написание наречий (конспект урока в 7 классе)

Изучение нового материала с использованием элементов технологии разноуровневого обучения, деятельностного подхода, дифференцированной работы...

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Слитное, раздельное и дефисное написание наречий".

Урок получения новых знаний с последующим закреплением умений и навыков по данной теме....

Урок открытия нового знания: Дефисное написание наречий

Цели как деятельность учеников:- опознавать наречия, которые пишутся через дефис, выявлять закономерности дефисного написания наречий, правильно их писать, объяснять условия выбора написаний уст...

Презентация к уроку "Дефисное написание наречий"

Презентация к уроку "Дефисное написание наречий"...