Главные вкладки

    урок русского языка в 7 классе "Дефисное написание наречий"
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

    Урок в 7 классе отражает все примеры дефисного написания наречий. Тексты для работы взяты из произведений татарских писателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл defis_mezhdu_chastyami_slova_v_narechiyah.docx20.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме

    «Дефис между частями слова в наречиях»

    уч. русского языка и литературы первой квалификационной категории

    Мишагина Анна Васильевна,

    МБОУ «СОШ № 31» Ново – Савиновского района г. Казани

    Цель урока:

    1. Формирование навыка написания дефиса в наречиях.
    2. Умение находить в тексте наречия
    3. Развитие навыков связной речи

    Оборудование:

         1. Доска

         2. Опорные схемы

         3. Карточки с текстами

         4. Репродукции художников: Ефимов «Провожают на фронт»,

             Никулин  «Портрет мальчика»

    Ход урока:

    На уроке литературы мы с вами познакомились с рассказами известного

     мастера татарской прозы Фатыха Хусни «Мальчик и солдат», «Мальчик, ведро, бабушка».

    - О чем эти рассказы?

    - Какой период в истории нашей страны описывает Ф.Хусни в этих произведениях?

    - Что вы можете сказать о писателе?

    - Что означает слово «патриот»?

    («Патриот», в переводе с греческого, «земляк, соотечественник». Тот, кто любит Родину, предан Отечеству)

    - Предполагают, что слово «патриот» впервые употреблено Петром I. Однако до самого конца 18 века более распространенным был его синоним – словосочетание «сын Отечества». В последнее время значение слова расширилось: патриотом называют человека, который горячо любит то место, с которым он связан жизнью, работой.

    Организационный момент.

    - Подберите однокоренные слова к слову «патриот», запишите.

     (Патриотизм, патриотический)

    - Кого из татарских поэтов и писателей мы можем назвать патриотами?

    (А. Алиш, Абсалямов, М.Джалиль, Ф.Хусни, Хасан Туфан, Урманчи Салахов…)

    Беседа по репродукциям.

    Не только писатели и поэты, но и мастера кисти создавали произведения на военную тему. Так, например, художник Ефимов в картине «Провожают на фронт» своих персонажей словно приподнимает на игровую площадку, что усиливает ощущение неторопливости, величия расставания. Автор достоверно рисует каждую деталь картины: показывает самые разнообразные деревенские типы… «чахлая трава, мертвое небо, изгородь, вырастающая над людьми как ореол, разделяющий жизнь до войны и дороги, уходящей в неизвестность».

    Сегодня в качестве примеров мы будем использовать предложения из рассказов Ф.Хусни.

    На доске – текст.

    а) Из 1-го предложения найти наречия, определить разряд;

    б) Объясните правописание отрицательных наречий во 2-ом предложении;

    в) Во всем тексте найти сравнительную степень наречия, доказать, что это не сравнительная степень прилагательного.

    1. Раньше Наилю казалось, что война шла прямо за этим лесом.
    2. Некогда размеренная жизнь деревни изменилась.
    3. Нигде не мерцал огонек.
    4. Парень рос и понял, что война была не за лесом, а дальше Глюлячей, где – то далеко – далеко.
    5. Нет ни шапки со звездочкой, ни ремня, и в избе пусто и сиротливо.
    1. Раньше – время; прямо – места)
    2. Под ударением в отрицательных наречиях пишется не -, без ударения – ни -)
    3. Раньше, дальше)

    Обратите внимание на написание наречий (в 4-м предложении)

    Где – то, далеко – далеко.

    - Как они пишутся?

    - А почему через дефис?

    Тема нашего урока «Дефис между частями слова в наречиях».

    Сегодня мы с вами изучим случаи, в которых пишется дефис между частями слова в наречиях; повторим, как пишутся местоимения

     а) упр. 223, стр. 100 (устно) Ученики работают по «цепочке»

     Составить однокоренные наречия к данным словам.

    б) К доске – ученик, остальные  - на местах, записываем словосочетания:

    куда – то, кое – как, кто – либо, кое у кого, откуда – нибудь, кое с кем.

    - Почему словосочетания кое у кого, кое с кем пишутся раздельно?  

    ( т.к. местоимения с предлогом пишутся раздельно)

    в) Наречия через дефис пишутся еще в двух случаях

    Упр. 220, 222 (устно).

    - Как графически, изображается эта орфограмма, посмотрите, пожалуйста, на таблицу.

    Чтение правила на странице 99.

    Слуховой диктант (выборочный)

    Из произведений выписать наречия, пишущиеся через дефис. Графически прокомментируйте.

    1. Березки на влажной, гнилой почве росли вкривь и вкось, кое – где на ветках бились сухие листья.
    2. Солнце по - прежнему нещадно накаляло землю.
    3. Небо чуть – чуть прояснилось.
    1. По ясному небу неслись куда – то высокие и редкие облака, изжелта – белые.

    Тексты на столах. Вставить вместо точек подходящие по смыслу наречия, которые пишутся через дефис.

    1. В лесу…(по – прежнему, по – вечернему) стало тихо.
    2. Солдат и паренек успели… (по – настоящему) подружиться.
    3. Вот если бы Салим успел хоть … (чуть – чуть) поесть.
    4. Шутка ли: принести почти ведро воды, и не … (откуда – нибудь), а из дальнего ключа.
    5. … (кое - как) бабушка Хадмия поднялась с постели и заковыляла к кадке с водой.

    Кодированный диктант.

    а) в первой группе наречий надо выписать такие, которые  пишутся через дефис:

    1.(по) больше

    2.(по) новому

    3.(по) прежнему

    4.(по) реже

    5.(кто) нибудь

    6.(не) высоко

    7.(с) лева

    8.(за) темно

    (2,3,5)

    б) в каких наречиях нет дефиса

    1. волей (неволей)

    2.(мало) помалу

    3.(в) четвертых

    4.(в) право

    5.(из) давна

    6.(как) нибудь

    7.(кое) куда

    8.(не) громко

    (4,5,8)

    Сегодня на уроке были использованы предложения из произведений Ф.Хусни. Напишите небольшой отзыв (5-6 предложений) на тему «Чем мне запомнились рассказы Ф.Хусни». Используя, по – возможности, наречия, которые пишутся через дефис.

    Домашнее задание:

    1. Подготовить рассказ о правописании наречий через дефис.
    2. Написать 9 предложений из любых произведений татарских поэтов и писателей, где встречаются наречия, которые пишутся через дефис.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Правописание не с наречиями на-о, -е"

    Цель урока: закрепить изученное о правописании не с наречиями на -о, -е и другими частями речи, развитие навыков работы в группе, активизация познавательной деятельности школьников, воспитание любви к...

    Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

    Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

    Разработка урока русского языка по теме "Употребление наречий в тексте".

    Для изучения материала использовались технические средства при просмотре эпизода художественного фильма о народном гулянии на Масленицу, ученическая презентация, картина Б.Кустодиева "Широкая Маслениц...

    урок русского языка в 7 классе наречие как часть речи

    урок изучение нового мватериала с использованием пректной и исследовательских технологий...

    Урок русского языка в 7 классе Наречие

    Урок русского языка в 7 классе...

    Технологическая карта урока русского языка "Правописание НЕ с наречиями на -О-Е-" в 6 классе

    Данный документ представляет собой технологическую карту урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода  Л.Г.Петерсон. Данная технология полностью соответствует требованиям ФГОС...

    Урок русского языка по теме "Удивительное наречие"

    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Наречие"     Базовый учебник:Русский язык:Учеб. для  7 класса. / М.Т.Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская  и др. - М.:Просв...