Разработка урока русского языка по теме "Употребление наречий в тексте".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Для изучения материала использовались технические средства при просмотре эпизода художественного фильма о народном гулянии на Масленицу, ученическая презентация, картина Б.Кустодиева "Широкая Масленица". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Употребление наречий в тексте.412.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                 Употребление  наречий в тексте.

Цели урока:

1.Образовательные:  повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; закрепить  умения находить наречия в тексте, определять их роль в художественном произведении.

2. Воспитательные: воспитывать культуру речи,  развивать эстетический вкус.

3. Развивающие: развивать  умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать  умения аргументировать, доказывать; умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Объект исследования – наречия в речи

Предмет исследования – текст по картине Кустодиева «Масленица»

Методы исследования – анализ текста, обобщение и систематизация полученной информации

Круг задач – находить наречия в тексте

                      - применять (использовать) в построении собственных текстов

Класс делится на 3 группы по желанию.

За отдельным столом два специалиста из класса: специалист по теме и специалист по культуре речи.

Этапы:

  1. Погружение в проект
  2. Организация деятельности
  3. Осуществление деятельности
  4. Презентация результатов

Вначале урока демонстрируется фрагмент из фильма «Сибирский цирюльник».

Ход урока.

Наречие – особенная часть речи:

и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол.

А.С.Пушкин

  1. «Мозговой штурм»

- Назовите главный признак наречия.

- по каким признакам определяете наречие в предложении?

- каким членом предложения выступает в предложении?

- Разберите по составу наречия и определите способ образования: веселее,  нигде,  по-зимнему, слева, кое-где, влево, изначально.

- Образуйте простую форму сравнительной степени от следующих наречий: бледно (бледнее), важно (важней), сладко (слаще), горько (горше), дёшево (дешевле), красиво (краше), плохо (хуже), хорошо (лучше).

- объяснить написание слов: нигде не дышится, нестись вскачь, запоминать крепко-накрепко, по-прежнему радостно, по своему усмотрению, издавна, свежо, искусно рисовать, лицо разрумянено,

УЧАЩИМИСЯ: Постановка цели: Наша задача – научиться видеть изобразительную и оценочную функцию наречий в художественной речи и  научиться использовать их в собственных творческих работах.

  1. Презентация и слово учащихся.

Слайд 1.

Слайд 2. Слова со слайда.

Слайд 3-10. Текст:

Ученик 1. Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Ученик 2. Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».

Ученик 1. Среда — лакомки. В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Ученик 2. Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам.

Ученик 1. Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Ученик 2. Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Ученик 1. Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Торжественно сжигали «чучело Масленицы».

  1. Работа с текстом.

Б.М. Кустодиев. Масленица. 1916

    Атмосфера веселого раздольного праздника захватывает нас целиком с первых мгновений. В «Масленице» есть все, что присуще народному гулянию: и веселая карусель с шумным балаганом, и лихая езда в расписных санях с важными бородатыми кучерами, и игра в снежки, и залихватские песни под неизменную задорную гармошку. А внизу, у подножия холмов, важно раскинулся сказочный заснеженный город.  Ярко искрятся морозным инеем крыши домов, светлые купола храмов и разноцветные колокольни устремляются ввысь к изумрудно-зеленому небу, по которому нежно плывутжелто-розовые облака и плавно кружат стаи птиц.

   Перед нами раздольная красота России с ее многовековыми традициями. Но это не столько реальность, сколько та красивая жизнь, какой она представлялась всегда в мечтах народных. Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Бориса Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица, длящаяся целую неделю перед Великим постом. Глядя на эту картину, трудно представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже  неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил о себе: «Мой мир теперь – это моя комната». Но, вопреки всему, именно в этой комнате рождались такие яркие, жизнелюбивые и полные оптимизма творения, как «Масленица».

   Вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города, открывающегося на возвышенности. Наперерез друг другу мчатся весело тройки, в лощине празднично расположилсябазар, и вся площадка перед ним полна людьми, а въезжающая на пригорок главная тройка чуть притормозила свой бег, словно для того, чтобы зритель мог вдоволь полюбоваться красотой ее убранства. Это собирательный образ России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа.

Задания.

1. Выразительно прочитайте текст. Какое настроение он передает?

2. Что вы почувствовали при чтении текста? При просмотре презентации?

3. Определите тип речи. Докажите. (описание)

4. Докажите, что это текст художественного стиля.(по наличию средств выразительности)

5. Назовите, какие изобразительно - выразительные средства использованы автором. (эпитеты, однородные члены предложения, метафора (важно раскинулся город), олицетворение

4. Есть ли в нашем тексте наречия? Выпишите их.

Группа 1. Целиком, а внизу, важно, ярко, ввысь, нежно, плавно.

Группа 2.  Всегда, среди, трудно, уже, неизлечимо, навсегда, теперь.

Группа 3. Наперерез, весело, празднично, чуть, вдоволь.

5. Устно укажите, к какому разряду относится каждое наречие.

– Что они обозначают?

6. Попробуйте прочитать текст  про себя, пропуская наречия. Что получится? Сделайте вывод о том, какую функцию в тексте выполняют слова этой части речи.

Выводы: Употребление наречий характерно для художественной речи. Наречия выполняют изобразительную и оценочную функции, эмоционально окрашивают речь, передают настроение автора.

 (Наречия придают речи особую точность, детальность, создают настроение)

7. Как связаны предложения в 1 части текста? Какие средства связи можно назвать? (синонимы контекстуальные, наречия.)

– Итак, мы с вами определили одну из важных функций наречия в художественном тексте: характеризуя действие или признак, оно способствует точности описания и служит средством связи предложений.

8.Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, экспрессия, точность авторских характеристик.

Задание по выделенному предложению. Выписать наречия с глаголами.

Ярко искрятся, важно раскинулся, нежно плывут, плавно кружат, празднично расположился.

– Почему писатель выбрал именно эти наречия? Как вы их понимаете?

(Эти наречия помогают уточнить характеристику действия, выраженного глаголом.)

Вывод: обращаемся к эпиграфу. Итак, наречия живописуют глагол, давая ему образную выразительную характеристику.

Роль в тексте наречий:

- Помогает ясно, образно представить описываемый предмет;

- Передать свое отношение к этому предмету;

- делают текст выразительным, конкретизируют действия.

  1. Работа в группах по составлению текста.

Задание:  Попробуйте описать эту картину, используя олицетворения, передавая динамику, яркость, праздничность изображаемого веселья с помощью подбора соответствующих  прилагательных, глаголов и наречий при них.

Например: Глядя на картину, ощущаешь, что воздух пронзительно по-весеннему радостен, хотя кругом снежные сугробы…

  1. Обсуждение работ.
  2. Подведение итогов.
  3. Домашнее задание: записать текст по картине; найти и выписать пословицы о Масленице.

Пословицы: Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов - не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Урок был проведен на семинаре 18 февраля 2011 года в СОШ №15 в 7 б классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе Тема: «Текст как средство подготовки к ГИА».

Работа по русскому языку в 9-ом классе состоит из трёх частей. На выполнение работы отводится 4 часа. Первая часть работы (С 1.) – это написание сжатого изложения по тексту. Мы должны определить микро...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Петербургский текст"

Данная разработка урока может быть использована как в 5-ом, так и в 6-ом классах....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку

Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...

Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"

Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме....

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»

Разработка урока  по формированию  грамотного чтения  литературного текста,  развивающего умения   формулировать  тему текста и   основную мысль,  пон...