Методическая разработка урока русского языка по теме "Петербургский текст"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Отрепьева Анна Григорьевна

Данная разработка урока может быть использована как в 5-ом, так и в 6-ом классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peterb._tekst_moy_urok_2.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №376

Московского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока русского языка

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ»

(для учащихся 5 класса)

Интегрированный урок с использованием технологии диалогового взаимодействия и ТРКМ, с элементом творческой мастерской.

Автор разработки:

учитель русского языка

и литературы

Отрепьева Анна Григорьевна

Санкт-Петербург

2014

УРОК: «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ»

Урок развития речи по теме «Петербургский текст» с  элементом творческой мастерской.

Межпредметные связи:

  • Русский язык
  • Литература
  • История и культура Санкт-Петербурга

Использованные технологии

  • Технология диалогового взаимодействия
  • ТРКМ
  • Информационно-коммуникационные технологии

Цели и задачи урока

  • Обучающие: познакомить с понятием «Петербургкий текст», продолжить формировать навык правописания, формировать навык комплексного анализа текста, создания собственного текста на заданную тему;
  • Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, способствовать повышению познавательного интереса к русскому языку через межпредметные связи, развивать ассоциативное мышление, способствовать развитию творческих способностей учащихся, развивать коммуникативные навыки;
  • Воспитательные: способствовать дальнейшему расширению кругозора учащихся, воспитывать любовь к родному городу, русскому языку и литературе.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска

Демонстраионные материалы: презентации к уроку, выставка рисунков учащихся на тему «Мой Санкт-Петербург», распечатка текста из повести А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители» у каждого ученика.

Виды работы:

Самостоятельное формулирование познавательных целей урока;

Анализ текста;

Комментированное письмо;

Творческая мастерская.

Х о д       у р о к а.

  1. Организационный момент.

  1.  Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы коснёмся материала, который изучают сразу три школьных предмета:  русский язык, литература и история города (на доске записаны эти предметы, учащиеся определяют, что их объединяет)

Определение учащимися темы и целей урока.

Оформление записи в тетради (число, классная работа, тема).

  1. Что же такое «Петербургский текст»?

Презентация 1.

Оформление записи в тетради (эпиграф).

Краткая беседа по эпиграфу к уроку.

- Примерные вопросы:

  • о чем хотел сказать С.Я.Маршак в этих строчках?
  • кто ещё из писателей и поэтов обращался к образу Петербурга в своём творчестве?
  • почему Петербург так привлекает писателей?
  • в чём особость города, в котором нам с вами посчастливилось жить?

- Беседа по истории города:

  • когда был основан Петербург?
  • В честь кого назвали наш город?
  • Какие ещё святые покровители есть у Петербурга?

Молодцы, ребята. Я уверена , что вы можете ещё многое рассказать о истории и культуре нашего города. Он, действительно, уникален. Также уникален и «Петербургский текст», он представляет собой не просто описание города; любовь и ненависть, честь и предательство, добро и зло – все эти темы нашли своё отражение в произведениях о Петербурге. Но с ними мы познакомимся позже. А сейчас положите перед собой текст, который я вам выдала перед уроком. Этот же текст представлен на интерактивной доске.

  1. Атрибутирование и анализ текста.

Выразительное чтение текста учителем или учеником.

  • Из какого произведения взят этот отрывок?
  • Кто автор?
  • Можно ли считать этот текст петербургским? Почему?

     Орфографическая работа (один ученик у доски, остальные в тетради)

  •  Докажите, что это текст (тема, лексические средства связи).
  •  Какое время описывается в тексте, 19 век или современность? Почему?
  • Какие ещё художественные средства использует автор в этом тексте?

     5.  Подготовка к написанию сочинения. Работа ведётся на доске, с параллельной записью в тетрадях.

Чтобы вам было проще работать над собственным Петербургским текстом, давайте попробуем собрать материал для сочинения. Мы проводили с вами подобную работу, когда писали сочинение по теме «Осень». Итак, собираем ассоциации к слову Петербург.

                                                 Петербург

  1. Презентация 2.

Написание сочинения (4 – 5 предложений).

  1. Прослушивание нескольких сочинений.
  2. Итоги урока

Сегодня мы с вами познакомились с понятием Петербургский текст, проанализировали один из таких текстов, повторили некоторые правила орфографии, попробовали написать самостоятельно петербургский текст.

Понравился вам урок?

  1. Выставление оценок тем, кто наиболее активно работал. Все остальные получат оценки после проверки тетрадей.
  2.  Домашнего задания не будет.
  3.  Всем спасибо за урок!