Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста."
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Латова Татьяна Вячеславовна

Урок посвящен систематизации теоретических знаний по развитию речи, умению работя с тестами ЕГЭ, комплексному анализу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rus_yaz_11_kl.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по русскому языку в 11 классе

Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста».

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок.

Развивающий аспект: развивать ключевые коммуникативные компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать навыки самоконтроля и творческие способности учащихся.

Воспитательный аспект: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, сознательное отношение к языку как явлению культуры; активизировать познавательную деятельность в коллективе, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства.

Задачи урока:

  1. Систематизировать теоретические знание по развитию речи.
  2. Исследовать синтаксические конструкции, используя их сравнительный анализ.
  3. Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.
  4. Совершенствовать навыки правописания и умение грамотно проводить комплексный анализ текста.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Введение в тему.

Работа с эпиграфом, написанным на доске. Фронтальная беседа. Постановка учебной задачи.

Слово учителя:

-Ребята, откройте тетради, запишите тему урока. Начнем нашу тему с чтения эпиграфа: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». К.Г.Паустовский.

-Как вы понимаете слова известного русского писателя? (К.Г.Паустовский говорит о любви к своей Родине, отмечая в первую очередь культуру речи. Я считаю, что каждый человек должен уметь правильно говорить, не допуская в речи ошибок.)

-Приятно отметить, что вы осознаете важность глубоких знаний по русскому языку, необходимость владения нормами литературного языка. Исходя их этого, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

  1. Практическая часть урока.
  1. Орфоэпическая разминка.

Ваша задача – расставить в словах, которые записаны на ваших листах, ударение (Класс работает самостоятельно, а два ученика у доски)

красивее

камбала

коклюш

обеспечение

вероисповедание

ворожея

торты

жалюзи

плесневеть

начался

ходатайство

звонишь

премировать

зубчатый

генезис

брала

исчерпать

балованный

доверху

издревле

каталог

мастерски

банты

шарфы

углубленный

облегчить

  1. Корректирование текста. Задание: найти ошибки в рассуждении (Тексты спроецированы на доску):

а) «В слове стриженые под машинку волосы пишется одна буква Н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь». (В этом суждении верно то, что слово образовано от глагола несовершенного вида, но т.к. это причастие с зависимым словом, то в нем пишется НН)

б) «Фасованые продукты пишется с одной Н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида». (Прилагательные глагольного происхождения на                 -ОВАННЫЙ, -ЕВАННЫЙ пишутся с двумя Н).

в) «Загруженная машина пишется с одной Н, т.к. нет зависимого слова». (Зависимого слова нет, но это причастие имеет приставку, поэтому пишем с двумя Н).

  1. Переходим к следующему этапу работы.

-Что такое паронимы? (Это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения).

-Перед вами на доске паронимы. Объясните их лексическое значение. Подберите слова, с которыми они могут сочетаться.

1. Адресант (тот, кто адресует почтовое отправление: письмо, телеграмму. Другими словами – это отправитель)

1. Адресат (тот, кто получает отправление. Другими словами – это получатель)

2. Благодарный (чувствующий благодарность, выражающий признательность. Благодарный взгляд)

2. Благодарственный (выражающий благодарность, признательность. Благодарственное письмо)

3. Заплатить (отдать плату за что-либо. Заплатить за покупки)

3. Оплатить (отдать плату за что-либо. Оплатить расходы, счет, услуги)

  1. Выполните тестовые задания.
  • НАДЕТЬ-ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

  1. После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется одеть охотничьи сапоги.
  2. Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
  3. Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
  4. Танцоров одели в национальные костюмы.
  • ОБСУЖДЕНИЕ-ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОБСУЖДЕНИЕ?

  1. Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды стало важной темой.
  2. Никогда нельзя предугадать результаты обсуждения суть научного открытия.
  3. Урок был посвящен обсуждению новой книги В.Распутина.
  4. Обсуждение преступника вызвало недовольство горожан.
  • ОСВОИТЬ-УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

  1. Завод освоил выпуск новой продукции.
  2. Ученик сумел быстро освоить новый материал.
  3. Жители деревни решили освоить новые земли.
  4. Пришлось освоить новую технику.

  1. Решение учебной задачи. Работа по группам. Предлагаю разделиться на две группы: первая группа – «учителя» русского языка, вторая группа – «лингвисты». Начинаем редактирование текстов.

Задание для первой группы. Вы «учителя» русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика класса, которого вы не знаете. Проверьте ее, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Воспользуйтесь примерной схемой ответа. (Схема лежит на столе у группы).

Содержание тетради ученика:

1.Готовясь к походу, многое зависит от организатора.

  1. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

2.После выступления весь ансамбль спустились со сцены.

  1. Ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого.

3.Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.

  1. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.

4.Благодаря понимания со стороны родителей мне удалось преодолеть трудности.

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного и предлога.

5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.

  1. Неправильное образование формы прилагательного.

Задание для второй группы. («Лингвисты»)

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью он использует этот прием?

Карточка – текст:

1.Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов)

1.Отсутствие логики.

2.Взять жену без состояния я не в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин)

2.Каламбур, словесная шутка.

3.Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; там мосты висят эдаким чертом…(Н.В.Гоголь)

3.Повтор слов, ругательные слова.

Вывод: подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический прием создания комического эффекта.

  1. Слово учителя. Знакомство с текстом. Сейчас вы увидите текст (текст проецируется на доску). Давайте вспомним, что обозначает слово текст? (Оно заимствовано из немецкого языка и обозначает «словесное единство»)

(1)Мир вокруг нас меняется. (2) И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестает выполнять свою функцию. (3) Мы не сможем говорить на нем об этом мире, потому что  у нас просто не хватит слов. (4) И не так уж важно, идет ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5) Объективно все правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6) Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.

(7) Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?

(8) Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9) Даже если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10) Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера – на трендсеттерах, сегодня – на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.

(11) К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12) Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейл-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13) Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14) А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.

(15) Мне не нравится языковой хаос, когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.

                                                                                                                                                 (По М.А. Кронгаузу)

Задания к тексту:

  1. В одном – двух предложениях сформулируйте главную проблему, поставленную автором текста.
  2. В четырех – пять предложениях связного текста прокомментируйте названную вами проблему.
  3. В одном – двух предложениях сформулируйте позицию автора по названной вами проблеме.
  4. Используя пять – шесть предложений, напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Приведите два аргумента в защиту своей точки зрения.
  1. Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам (5 мин).

На уроке работают три группы: «литературоведы» объясняют тему и проблему текста. «Языковеды» исследуют языковые средства, раскрывающие тему и идею. «Лингвисты» исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысли автора.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Написать сочинение по 15 варианту типовых тестов из сборника КИМов для ЕГЭ.

Учитель МБОУСОШ №24 Латова Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"

Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...