Статья:"ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ"
статья по русскому языку на тему

Наибольшую трудность для учащихся специальной коррекционной школы представляют слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, потому что правильность написания их не определяется ни правилами, ни произношением – их надо запомнить.

Изучаемое трудное слово записывается учителем на доске, читается вслух, предлагаю учащимся объяснить значение слова. Затем с учащимися провожу работу над словом: ставим ударение, выявляем орфографическую трудность слова: как произносим?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ.

УЧИТЕЛЬ – ГОЛИКОВА В. М.

Наибольшую трудность для учащихся специальной коррекционной школы представляют слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, потому что правильность написания их не определяется ни правилами, ни произношением – их надо запомнить.

Изучаемое трудное слово записывается учителем на доске, читается вслух, предлагаю учащимся объяснить значение слова. Затем с учащимися провожу работу над словом: ставим ударение, выявляем орфографическую трудность слова: как произносим?

             так ли пишем?

Непроверяемую безударную гласную выделяем цветным мелом. Проговариваем слово по слогам, записываем с делением на слоги. Провожу звукобуквенный анализ слова. Затем учащиеся записывают слово в тетрадь, составляют с ним предложения.

Таблица со словом прикрепляется к магнитной доске. Затем эти слова используются при составлении текстов упражнений, вводятся в повседневную разговорную речь учащихся. Только систематическая и настойчивая работа с трудными словами, постоянная тренировка в написании слов дадут положительный результат.

                   Какие виды работ использую:

  1. Использую картинный словарь, он облегчает работу по составлению небольших рассказов, предложений, пользуюсь при проведении словарных диктантов.
  2. Использую карточки трудных слов.

     На карточках задания:

- вставь пропущенную букву,

- отгадай загадку,

- составь предложение с трудным словом,

- выпиши слова с непроверяемой безударной гласной,

-  даны слова с непроверяемыми безударными гласными А, О, Е, И выпиши в 4 столбика, в каждый слова с одной из непроверяемых гласных.

Даны слова с непроверяемыми безударными гласными. Выпиши в два столбика по темам: «Город», «Деревня» / или «Огород», «Сад»./

- подбери слова с непроверяемыми безударными гласными по темам: «Овощи», «Фрукты», «Сад», «Вещи».

- на карточке изображены предметные картинки: запиши слова с непроверяемыми безударными гласными.

ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

- Напиши предложения про зиму, про город, про школу, использую трудные слова.

Для выработки навыка правописания трудных слов использую работу с индивидуальными карточками, на которых написаны гласные буквы.

  1. На доске записаны слова с пропущенными безударными гласными. Учащиеся поднимают карточку с той гласной, которую надо написать.
  2.  Я показываю карточку с гласной.

Учащиеся называют слова, в которых есть эта непроверяемая безударная гласная.

  1. Я называю слова с непроверяемыми безударными гласными. Учащиеся поднимают карточки с теми гласными, которые являются в этих словах непроверяемыми.

При изучении правописания трудных слов использую грамматические игры.

  1. ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?»

Вызываю 5 человек к доске. Даю карточку на которой написано 1 слово. /на уже изученную орфограмму/. /У каждого своё правило/. За определённое время «КТО БОЛЬШЕ?» запишет слов на это же правило.

  1. «НЕ ПОДВЕДИ ТОВАРИЩА» - ведущий называет слово с непроверяемой безударной гласной, следующий ученик другое слово, но с этой же безударной гласной и т.д. /или словарные слова по теме/.
  2. ИГРА «ЦЕПОЧКА».

1-ый учащийся называет слово с безударной гласной, 2-ой называет эту безударную гласную и даёт проверочное слово, называет своё слово на это же правило т .д.

Эту же игру можно провести в письменном виде.

Даю 3 минуты времени. Учащиеся пишут слова с безударной гласной. Каждое слово начинается той буквой, на которую заканчивается предыдущее слово, например: Огород – деревня – яблоко – обед и т.д. /23 слова записывают за это время/.

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» /при изучении темы «Родственные слова»./ Учащиеся должны пропускать слова, которые не относятся к этому правилу.

   Боль, больница, большой.

   Вода, водичка, водить.

ИГРА «ПОМНИ ПРАВИЛО». /вырабатывает у учащихся навык своевременного применения правила при письме/:

Я называю правило, учащиеся записывают слово на данное правило.

ИГРА «ОБРАЗУЙ СЛОВО».

Я называю часть слова, корень. Учащиеся должны образовать новые слова.

-ХОД-

-ВОЗ- и т.д.

Использую игры, которые выявляют одного победителя. Например, игра «ПОЛУЧИ 5». Предлагаю карточку с 2 словами.

Они должны объяснить правописание слов, назвать орфограмму, сформулировать правило, подобрать примеры, иллюстрирующие его. Кто верно выполнил задание, получает «5». Желающих очень много.

Важный момент – подбор материала для игр. За основу я взяла список слов, данный в сборнике диктантов для 1 – 4 класса вспомогательной школы, т.е. наиболее употребительный.  И стараюсь, чтобы эти слова равномерно и неоднократно повторялись в упражнениях и играх.

Правило правописания безударных гласных – трудное. Начиная со 2 четверти, мы работаем над ним буквально на каждом уроке. Веду учёт ошибок учащихся, допускаемых в самостоятельных и контрольных работах.

Постоянно работаем с детьми с таблицей «РАБОТАЙ НАД ОШИБКАМИ» вывешенной в классе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".

Упражнения,подобранные в презентации, помогут учащимся отработать изученный материал по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" в 5 классе....

Тренажер для работы с учащимися по освоению правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Данный тренажер предназначен для индивидуально-групповой работы с учащимися, может быть использован учителями на уроках письма на этапах знакомства с новой темой, закрепления и повторения; воспитателя...

Тренажёр "Правописание безударной гласной, проверяемой ударением".

Материал предназначен для проведения орфографических минуток, контроля знаний по теме, для домашнего задания. Выполняя эти задания, ребёнок сразу видит, правильно ли его решил. Если же нет, есть возмо...