Душа слова (урок русского языка в 5 классе)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Белоконева Ирина Павловна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Урок в рамках городского фестиваля "Дни русского языка" им. О.Н. Трубачева, дается первоначальное представление об этимологии. Учитывается специфика кадетского класса. Ученики знакомятся с историей слов кадет, благородство, достоинство, тексты подобраны по истории кадетства, отрабатывается умение работать со словарем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dusha_slova.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Белоконева Ирина Павловна

Предмет: русский язык
Класс: 5к
Тип урока:  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Тема

Душа слова

Цель

 Первоначальное представление об этимологии, развитие умения работать со словарем.

Задачи

Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно;
Развивающие: развивать умения анализировать,  обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям,  развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения

Планируемые результаты

Предметные: Умение использовать этимологический словарь для более точного понимания значения того или иного слова.

Личностные: 

Способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенного  учителем ориентировочного действия в учебном материале.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования 

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, компьютер,  мультимедийный  проектор, презентация

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организацион-ный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

Формирование  эмоционального настроя на урок.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Проверка домашнего задания.

Проверить усвоение прошлой темы

Записать словосочетания, обозначить приставки, подчеркнуть предлоги.

Прочитать в книге, спросить у учителя, сходить с другом, любовь к Отечеству, собраться с товарищами. – на слайде

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Повторение правописания слов, объяснение орфограмм.

3. Актуализация знаний

Побуждение интереса к получению новой информации.

А о чем вам говорят записанные словосочетания?

Отвечают на поставленные вопросы.

Составить и записать красивое предложение, используя одно из словосочетаний.

Проявление познавательной активности

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Грамотное построение устного высказывания

4. Постановка цели урока

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Что значит «Душа слова»?

(рассказ учителя о Днях русского языка,

об О.Н.Трубачеве)

Давайте поработаем со слов «кадет» - значение на слайде

А что вы знаете о кадетском движении?

Дополнение учителя о традиции кадет.

Дети выясняют, что им необходимо, чтобы достичь поставленную в начале урока цель.

портрет на слайде

Подобрать однокоренные слова

(кадетский, кадетство)

Рассказ учеников.

- Каких выдающихся выпускников кадетских корпусов вы знаете?

(портреты на слайде)

Проявление познавательной активности

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Работа с этимологическим словарем

5. Изучение нового материала

Расширение представлений об этимологии

Записать текст. Объяснить правописание слов, выделить условия выбора орфограмм.

Что такое благородство?

Давайте запишем высказывания умных людей. - слайд

А какова история слова «товарищ»? слайд

Во все времена кадетские корпуса готовили настоящих граждан своей страны,  воспитанных в духе благородства, воинской чести, доброго товарищества, крепкой дисциплины и беззаветной любви и преданности Родине.

 

Благородный человек не помнит старого зла.

- Китайская пословица -

Истинно благородные люди ничем не кичатся.

- Ларошфуко – слайд

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Аргументация своего мнения.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск нужной информации в учебнике, умение пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебнике

 Коммуникативные УУД:  владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками.

Регулятивные УУД:  способность к определению мотива учения.

Грамотное построение устного высказывания

Работа со значением и происхождением слов

6. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности

 Создает условия для снятия переутомления у детей.

Физкультминутка для глаз

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Выполнение действий по образцу.

           

             -

7.  Закрепление изученного.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Запись стихотворения:

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство -
вот оно, святое наше воинство. 
Протяни ему свою ладонь, 
за него не страшно и в огонь. 

Лик его высок и удивителен. 
Посвяти ему свой краткий век. 
Может, и не станешь победителем, 
но зато умрешь, как человек.

1988  Булат Окуджава

слайд

Объяснение орфограмм, знаков препинания, работа со словами.

Выписать однокоренные слова.

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности

Учиться коммуникации

Анализ, сравнение, обобщение;

смысловое чтение

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Грамотное построение устного высказывания

Читают и слушают, извлекая необходимую информацию.

8. Подведение итогов.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Обращение к высказыванию:

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. (В.И.Даль)

слайд

Что же вы узнали на уроке?

Где можно узнать историю слова?

Заключительные стихи – выступление учеников

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Смысловое чтение

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Грамотное построение устного высказывания

8. Рефлексия деятельности

9. Домашнее задание

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Самостоятельное закрепление материала

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников

Инструктаж по выполнению домашнего задания:

П.13, №105(учебник)

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать  мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

Ученик 1:

Более трёхсот лет тому назад в России по воле императора Петра I началось развитие кадетского движения.

Ученик 2:

Кадетские корпуса 18-го и 19-го столетий сыграли значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии.

Они дали России десятки выдающихся исторических личностей, общественных деятелей, которые трудами своими прославили Отечество.

Ученик 1:

Задача  воспитания подрастающего поколения в идеях непоколебимой преданности Отчизне оставалась актуальной и для суворовских и нахимовских училищ, созданных в 20-м веке.  

Ученик 2:

Для современных кадет  девиз   «Жизнь Родине – честь никому»   не утратил своей значимости.

История развития кадетского движения – это история России.

Ученик 1:

Для человека, любящего родную землю, во все века не было, нет и не будет ничего дороже Отечества.

Кадет происходит от французского слова (CADET — МЛАДШИЙ) - это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры. . Французское слово cadet означает «младший», «несовершеннолетний». Так во Франции называли молодых дворян, зачисленных в военную службу, но еще не произведенных в офицеры. Потом в Европе так стали называть учеников специальных кадетских школ, где дворянские дети готовились к военной службе.

БЛАГОРО́ДСТВО, -а, ср.

1. см. благородный.

2. Высокая нравственность, самоотверженность и честность. Проявить б. в чём-н.

3. Дворянское происхождение (устар.).

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. 

Это слово состоит из двух других: благой и род. Это подразумевает не только знатный род, но и хорошее воспитание, а также чувство ответственности. В современном мире этому явлению также есть место: практически каждый человек хотя бы раз в жизни прощал кому-то обиды или помогал тем, кто в нем нуждался. Благородством можно считать любой поступок, в основе которого лежит добро. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/159276/blagorodstvo---eto-chto-blagorodstvo-i-dostoinstvo

http://www.xapaktep.net/virtues/knightly/nobility/desc.php

Благородный человек не помнит старого зла.

- Китайская пословица -

Истинно благородные люди ничем не кичатся.

- Ларошфуко –

Благородство – возвышенность мотивов поведения человека, их «родственность благому». Как правило, под благородством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.
Википедия 

Благородство : 1) Высокие нравственные качества; величие, возвышенность. 2) Высокое достоинство, изящество, красота.
Малый академический словарь 

http://www.xapaktep.net/virtues/aesthetic/dignity/desc.php

Достоинство – морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Достоинство неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Достоинство одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо.
Большой юридический словарь 

Достоинство – категория этики, характеризующая ценность индивида как нравственной личности.
Словарь «Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура» 

  • Достоинство – умение уважать не только других людей, но и себя.
  • Достоинство – это чувство собственной значимости, не нуждающееся в каких--либо доказательствах.
  • Достоинство – это умение оставаться «на высоте» при любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах.

Заимствовано из ст.-сл. яз. В памятниках письменности отмечается с XI в. Ст.-сл. съвѢсть является калькой греч. syneidesis «совесть», собств. «сознание долга», из syn- со знач. совокупности, соответствующего рус. со-, и eideso «буду знать, узнаю», ср. eidos «осведомленность». Эти слова восходят к и.-е. yeid-/(w)id- «видеть», «ведать». Для перевода использована прист. съ- и глаг. вѢдати «знать». Ср. в др.-рус. яз. слово съвѢсть значило «разумение, понимание» и «совесть». Стар. форма съвѢсть из первонач. съвЬдть. Сочетание дт изменилось в тт > cт. Звучание совесть (а не свесть*) является искусственно-книжным, т. е. это слово вошло в рус. яз. из ц.-слав. книг.

Знаток 1. Самая главная традиция - служение Отечеству. С юных лет кадеты готовили себя к воинской службе, на полях сражений они гордо и с честью несли знамя русского офицера. Многие из них, будучи раненными (а часто и неоднократно), не покидали поле боя, а после излечения неизменно возвращались в строй.

Знаток 2. Еще одна традиция кадетов - высокий профессионализм. Накануне Отечественной войны 1812 г. большинство офицеров русской армии были выпускниками кадетских корпусов. Именно благодаря их военной подготовке русская армия разбила Наполеона.

Знаток 1. Обо всех кадетских корпусах можно сказать словами императрицы Екатерины II: «рассадники великих людей». Кадеты - это и образованность, и широкий кругозор, и эрудиция. Кадетами были: полководцы - фельдмаршал П. Румянцев и генерал А. Брусилов; адмиралы - Ф. Ушаков и П. Нахимов; декабристы - П. Пестель и К. Рылеев; писатели - В. Даль и А. Куприн; поэты - Ф. Тютчев и С. Надсон; композиторы - Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов и А. Скрябин; художник В. Верещагин; ученый-биолог И. Сеченов... Много других талантливых людей России вышли из стен кадетских корпусов.

Знаток 2. Еще одна традиция - порядочность и честь. Поясню ее на примере. Во время отступления из Москвы после Бородинского сражения Главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов сделал несправедливый выговор генерал-лейтенанту А.И. Татищеву. И хотя главнокомандующий вскоре письменно извинился, оскорбленный Татищев подал в отставку. У всех, знавших об этом случае, глубочайшее уважение вызывало и письменное извинение старшего начальника перед младшим по званию, и реакция незаслуженно обиженного генерала.

Ведущий. Итак, главные традиции кадетов - они записаны на Доске (читает):

- служение Отечеству, верность воинскому долгу, патриотизм;

- глубокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция;

- преданность кадетскому братству, порядочность и честь.

gvardija13.ruupload/iblock/b34/….doc

Ведущий:

Чему кадетство может научить?

Отваге и любви к своей Отчизне,

Как на земле себе друзей найти

И как без страха шествовать по жизни…

Ведущий:

Как людям сказку каждый день дарить,

Как стать добрей, сильнее и мудрее…

Чему кадетство может научить?

Всему, что в этом мире смысл имеет.

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство -- 
вот оно, святое наше воинство. 
Протяни ему свою ладонь, 
за него не страшно и в огонь. 

Лик его высок и удивителен. 
Посвяти ему свой краткий век. 
Может, и не станешь победителем, 
но зато умрешь, как человек.

1988

https://otvet.mail.ru/question/31900919

Если обратиться к этимологии слова "товарищ", то можно найти массу теорий относительно его происхождения. В тюркском языке это слово обозначало "друг-приятель", греческое же слово "товарищ" (синтрофос) означает "человек, с которым вместе ты ешь", то есть, иными словами, - тоже близкий человек, приятель. В переводе с иврита это обращение означает "человек слова" - своего рода рыцарь без страха и упрёка. Ну и наконец об этимологии слова "товарищ", приводимой в сочинении Павла Флоренского: "...старинное русское товар, то есть товарищ.. . происходит ...от - крыть, закрывать - и означает, собственно, защита, защитник... ".

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. (В.И.Даль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Презентация. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова. Урок русского языка в 6 классе.

Мультимедийный урок русского языка в 6 классе. Образование слов сложением. Сложносокращённые слова....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...