Варианты тренировочных работ по русскому языку ГИА для 9 класса (часть 2 и 3)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Мишина Ольга Николаевна

Данный материал представлен в виде презентации. Он включает несколько вариантов. Работу по подготовке  к экзамену можно проводить как на уроках русского языка, так и на факультативах. Ученики вовторяют пошаговый алгоритм написания сочинения  15.2  и 15.3 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trenirovochnye_raboty.ppt252 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренировочная работа №1 часть 2 (1) Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем». (2) Картину «После дождя» Левитан написал за четыре часа. (3) Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. (4) Оно могло исчезнуть каждую минуту.(5) Левитан торопился. (6) Картины Левитана требуют медленного рассматривания. (7) Они не ошеломляют глаз. (8) Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.

Слайд 2

(9) В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (10) Блестят лужи. (11) Облака уходят за Волгу, как низкий дым. (12) Пар из пароходных труб ложится на воду. (13) Баржи у берега почернели от сырости. (14) В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. (15) Хорошо слушать игру на старом рояле. (16) Его ослабевшие струны звенят, как гитара. (17) Тёмный фикус стоит в кадке рядом с роялем. (18) Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. (19) Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, - он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

Слайд 3

(20) С улицы пахнет рогожами. (21) Завтра - ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. (22) Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. (23) Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. (24) Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи. (25) Вокруг городка день и ночь мокнут растрёпанные ржаные поля. (26) В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с ещё большей силой. (27) Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

Слайд 4

(28) С косогора, где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. (29) Тяжёлые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. (30) Косые холстины дождя закрывают просторы. (31) Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. (32) Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. (По К.Г. Паустовскому) *Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях.

Слайд 5

№ 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему картины Левитана требуют медленного рассматривания?» 1) В картинах Левитана много мелких деталей. 2) Картины Левитана огромны по размеру: их не охватишь одним взглядом. 3) Чем дольше вглядываешься в картины Левитана, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков. 4) Чтобы понять картины Левитана, нужно прочесть литературные произведения, по мотивам которых они написаны.

Слайд 6

№ 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метонимия. 1) Облака уходят за Волгу, как низкий дым. 2) Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. 3) Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. 4) Картины Левитана требуют медленного рассматривания.

Слайд 7

№ 4 Из предложений 24-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется глухостью последующего согласного звука. № 5 Из предложений 2-5 выпишите слово, правописание Н (НН) в суффиксе которого является исключением. № 6 Замените книжное слово «ЗНАМЕНИТЫЕ» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слайд 8

№ 7 Замените словосочетание «из пароходных труб» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. № 8 Выпишите грамматическую основу предложения 9. № 9 Среди предложений 20-24 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Слайд 9

№ 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при сравнительном обороте. Его ослабевшие струны звенят,(1) как гитара. Тёмный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, (2) поджав ноги, (3) и читает Тургенева.

Слайд 10

№ 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой. № 12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Гимназистка глядит вслед пароходу, (1) и глаза её делаются туманными,(2) большими. Пароход идёт к низовым городам, (3) где театры,(4) книги,(5) заманчивые встречи.

Слайд 11

№ 13 Среди предложений 26-28 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. № 14 Среди предложений 18-21 найдите сложное предложение с бессоюзной, союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Слайд 12

Тренировочная работа №2 (1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними. (4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик – мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.

Слайд 13

(11)Шарик! – окликнул я его дрогнувшим голосом. (12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы. – (13)Шарик! (14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему… (17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

Слайд 14

(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам… (23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза. – (25)Шарик! – я припал лицом к его холодной морде. – (26)Ну, прости меня, прости! – я гладил его седую, всю в репьях голову. (27)…На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет – из детства. – (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь.

Слайд 15

(33)Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось. (34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю... – (36)Стой! (37)Тормози!(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу.(39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом... *Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.) – русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С. Т. Аксакова.

Слайд 16

№ 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Шарик, завидев своего давнего друга, из последних сил убегал от него?» 1) Шарик был седым и старым и не узнавал своего бывшего друга. 2) Шарик не хотел узнавать человека, который когда-то предал его, бросил на произвол судьбы. 3) Эта встреча была неприятна Шарику, потому что он знал о скором отъезде своего друга. 4) Шарик боялся подходить к незнакомым людям.

Слайд 17

№ 3 Укажите предложение, в котором выделенное средство выразительности речи является фразеологизмом. 1) Мне хотелось попасть туда, потому что СТРАНА ДЕТСТВА лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. 2) Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ. 3) Он рассказал мне, что Шарик ОЧЕНЬ СКУЧАЛ после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам… 4) Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул ПОНИКШИМ ХВОСТОМ, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось.

Слайд 18

№ 4 Из предложений 34–39 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. № 5 Из предложений 8-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН». № 6 Замените разговорное слово «ковыляет» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слайд 19

№ 7 Замените словосочетание «бетонная дорога», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. № 8 Выпишите грамматическую основу предложения 19. № 9 Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. № 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. Шарик стал лизать мои руки,(1) щёки,(2) в нём неожиданно появилось что-то из давних лет – из детства. – Ну ладно,(3) старина,(4) прощай. Прости меня за всё,(5) если сможешь.

Слайд 20

№ 11Укажите количество грамматических основ в предложении 38. Ответ запишите цифрой. № 12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Я давно забыл о нём,(1) а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. Я вспомнил,(2) как мы делили с ним наши горькие дни,(3) ведь он был единственным моим другом,(3) как он провожал меня до наезженной дороги,(4) не подозревая,(5) что я уезжаю навсегда.

Слайд 21

№ 13 Среди предложений 14–20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. № 14 Среди предложений 17–24 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Слайд 22

Пошаговый алгоритм написания сочинения Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

Слайд 23

Алгоритм написания Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо: перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием; сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения; завершить вступительную часть пояснениями к определению; перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта; завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.

Слайд 24

1. Вступление(тезис) толкование значения Собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Способы толкования:

Слайд 25

2.Комментарий Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.

Слайд 26

3.Основная часть В основной части приводятся аргументы. Один из них необходимо взять из текста, второй – из собственного жизненного опыта. Помните, что: аргументов должно быть два; они должны иллюстрироваться разными примерами — из текста и собственного опыта; пример должен соответствовать аргументу. Для связи мыслей можно использовать конструкции: «подтвердить сказанное можно примером из … предложения», «подтверждая это, автор пишет, что «…»,

Слайд 27

4. Заключение Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.

Слайд 28

и последнее В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть как минимум три абзаца. Основная часть может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов.

Слайд 29

Тренировочная работа №3 (1)Город кончался, и вскоре показалось море.(2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены. (4)Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака. (6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то. (9)Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти. (10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, — собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать: – (13)Ну поешь... (14)Ну поешь немного...

Слайд 30

(15)Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю. (16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб. (18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить. (21)…Когда всё было съедено, Коста сказал: – (22)Идём. (23)Погуляем. (24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25)У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка. (26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.

Слайд 31

27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке: – (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной. (31)Он никогда не вернётся. (32)Он погиб. (33)Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. (34)Она ждала. – (35)Что же мне с тобой делать? — спросил мальчик. — (36)Нельзя же жить одной на берегу моря. (37)Когда-нибудь надо уйти. (38)Коста оглянулся и увидел Женечку. – (39)Что же с ней делать? — растерянно спросила она Косту. – (40)Она не пойдёт, — сказал мальчик. — (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб... (42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

Слайд 32

(44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая... (47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал: – (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать. (51)Море потускнело и стало как бы меньше размером. (52)Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53)Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54)Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании... (По Ю. Яковлеву) * * Яковлев Юрий Яковлевич (1923 — 1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Слайд 33

№ 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему собака не уходила с берега моря?» 1) Коста сделал ей дом из старой лодки. 2) Коста часто приходил на берег моря, чтобы покормить собаку. 3) Собака преданно ждала на берегу моря хозяина. 4) Собака кусалась, и её выгнал хозяин.

Слайд 34

№ 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. 2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра. 3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю. 4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

Слайд 35

№ 4, №5 Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З». Из предложений 18—26 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна Н».

Слайд 36

№ 6 №7 Замените разговорное слово «выказать» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Замените словосочетание «нефтяные разводы» (предложение 26), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 37

№ 8 Выпишите грамматическую основу предложения 37. № 9 Среди предложений 6–11 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения. № 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. — Она не пойдёт,(1) — сказал мальчик. — Она никогда,(2) наверное,(3) не поверит,(4) что хозяин погиб... Женечка подошла к собаке. Собака глухо зарычала,(5) но не залаяла,(6) не бросилась на неё.

Слайд 38

№ 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой. № 12 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4)села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…

Слайд 39

№ 13 Среди предложений 41–54 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения. № 14 Среди предложений 10—17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Слайд 40

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании ...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 41

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Слайд 42

Тренировочная работа №4 (1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты. (4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

Слайд 43

(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу.(10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.

Слайд 44

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение. (20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует. (23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство.(24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей. (По Т. Толстой)* * Толста́я Татьяна Никитична (род. в 1951 г.) – современная писательница, телеведущая, филолог.

Слайд 45

№ 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автору в детстве не удалось полюбить театр?» 1) Девочка слишком старалась полюбить то, что ей «велели», приказывали полюбить. 2) В театре всё было слишком непонятно для девочки-подростка. 3) В театральном искусстве есть условности, которые представлялись девочке фальшивыми и чуждыми. 4) От девочки всегда требовали, чтобы она вела себя в театре так, как в храме, и это вызывало у неё чувство протеста.

Слайд 46

№ 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. 2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. 3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. 4) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».

Слайд 47

№ 4 Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия». № 5 Из предложений 8–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила. № 6 Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слайд 48

№ 7 Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЕ СИДЕНЬЯ (предложение 9) со связью управление. №8 Выпишите грамматическую основу предложения №15 № 9 Среди предложений 8–14 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

Слайд 49

№ 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Да,(1) я,(2) безусловно,(3) простой и примитивный кинозритель,(4) как большинство людей. От кино я именно и жду полного преображения,(5) окончательного обмана – «чтоб не думать зачем,(6) чтоб не помнить когда». Театр на это не способен,(7) да и не претендует.

Слайд 50

№ 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой. № 12 В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. А между тем в театре было тепло,(1) в зале приятно и сложно пахло,(2) в фойе гуляли нарядные люди,(3) окна были укутаны шторами из парашютного шёлка,(4) будто кучевыми облаками. Да,(5) храм. Наверное. Но это не мой храм, (6) и боги в нём не мои.

Слайд 51

№ 13 Среди предложений 22–27 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных . Напишите номера этих предложений.

Слайд 52

№ 14 Среди предложений 8–14 найдите бессоюзное сложное предложение . Напишите номер этого предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты контрольной работы по русскому языку в 11 классе

Материал подобран таким образом,чтобы учащиеся могли повторить сложные случаи правописания и пунктуации....

Тренировочная работа по русскому языку в 9 классе в форме ОГЭ. 3 варианта.

Тренировочная работа по русскому языку в 9 классе в форме ОГЭ. 3 варианта. Можно использовать в начале учебного года. Не включены 13, 14 задания, так как тема "Сложное предложение с разными видами свя...

4 варианта тренировочной работы по русскому языку в рамках подготовки к ОГЭ 2015

Репетиционная работа  по русскому языку в форме и по материалам ОГЭ 2015...

Вариант экзаменационной работы по русскому языку для 11 класса (ЕГЭ - 2015)

Данная работа  составлена на основе материалов открытого банка заданий ФИПИ  для репетиционного экзамена по русскому языку в 11 классе....