РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Занимательная лингвистика"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_lingvistika.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Центр образования № 1858»

(ГБОУ ЦО № 1858)

109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29

т/факс 8(495) 355-00-00, e-mail: 1858@edu.mos.ru

ОГРН 1037700077403

sch1858uv.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723138571/772301001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Занимательная лингвистика"

ДЛЯ 11  КЛАССА СРЕДНЕЙ      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2016/2017 учебный год

Учитель: Мартынова В.В.

Пояснительная записка

               Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс “Занимательная лингвистика” в форме клуба, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной лингвистике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа лингвистического клуба позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лингвистики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной лингвистике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.  Особое внимание на занятиях “Занимательной лингвистики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у пятиклассников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной лингвистики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цель и задачи программы

Цель: расширение  и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Обучающие:

совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробудить у обучающихся потребность  к самостоятельной работе над познанием родного языка;

совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

расширить знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;

формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.

воспитывать любви к родному языку.

Развивающие:

развивать  интерес к русскому языку как к учебному предмету;

развивать мотивацию к изучению русского языка;

развивать творческие способности;

приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умения  пользоваться  справочной литературой;

развивать коммуникативные способности обучающихся.

  Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой.

Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: экскурсии, лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанной нами программы лингвистического клуба «Занимательная лингвистика» заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.

Формы проведения занятий

лекции, беседы;

экскурсии в библиотеку, в Дом-музей поэта В.Фёдорова;

игры-конкурсы; КВН;

театральные постановки, разыгрывание ситуаций;

практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

поисково-исследовательская деятельность.

Виды деятельности

игровая;

познавательная;

проблемно-ценностное общение;

художественное и театральное творчество;

краеведческая деятельность.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.

Основные методы и технологии

развивающее обучение;

технология  обучения в сотрудничестве;

информационно-коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год (68 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс,  музей. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 5-х классов.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Личностные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

осознавать себя как гражданина России, чувствовать  сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;

чувствовать  прекрасное  на основе знакомства с мировой культурой;

приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

осознать свое место в мире;

оптимистически воспринимать мир.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

анализировать и обобщать на основе фактов;

устанавливать причинные явления и их следствия;

представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

выполнять  проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- узнать и научиться пользоваться нормами  русского языка: произносительными, словоупотребительными;

- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- расширить, систематизировать исходные представления о языке.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

использовать речь для регуляции своего действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

взаимодействовать со сверстниками; совершенствовать собственную речь.

Тематический план:

Тема 1-2. Предмет и задачи курса. Сказочное царство слов. Звуки и буквы.

Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.

Тема 3-4. «Банты и шарфы». «На сцене гласные» Судьба отдельных букв.

Практикум. Путешествие.

Тема 5-6. “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.

Практикум. Путешествие.

Тема 7-8. Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.

Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Тема 9-10. Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.

Практикум. Анализ художественных текстов.

Тема 11-12. Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.

Практикум. Игра в “словесный мяч”.

Тема 13-14. “Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные корни.

Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.

Тема 15-16. Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.

Практикум. Игра.

Тема 17-18. Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.

Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина.

Тема 19-20. Орфограмма и девичьим именем (-ира-).

Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?”

Тема 21-22. Суффикс -а - командует гласными она.

Практикум. Анализ языковых единиц. Игра.

Тема 23-24. Командует ударение.

Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”.

Тема 25-26. Командуют согласные звуки.

Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.

Тема 27-28. Командует смысл. Обобщение по теме “Гласные в корнях с чередованием”.

Практикум. Состязание на узнавание корней с чередованием.

Тема 29-30. Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?

Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.

Тема 31-32. Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка при- ?

Практикум - исследование. Анализ языковых единиц.

Тема 33-34. Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”.

Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения.

Тема 35-36. Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.

Древние русские имена.

Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”

Тема 37-38. Происхождение отчеств. Прозвища.

Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина.

Тема 39-40. Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Практикум. Фразеологический КВН.

Тема 41-42. Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.

Практикум. Написание грамматических сказок.

Тема 43-44. Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.

Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина.

Тема 45-46. Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. Практикум. Путешествие.

Тема 47-48. Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Практикум. Викторина.

Тема 49-50. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.

Практикум. Составление грамматических сказок.

Тема 51-52. Другие наименования знаков препинания. Практикум. Турнир.

Тема 53-54. Перевертыши.

Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей.

Тема 55-56. Игра “Бред профессора”.

Практикум. Расшифровка бреда профессора, полученного в результате преобразования известных русских пословиц и поговорок.

Тема 57-58. Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов. Практикум. Анализ словарного состава языка с количественной точки зрения.

Тема 59-60. Анаграммы.

Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок.

Тема 61-62. Метаграммы, или превращение мухи в слона.

Практикум. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм - превращений для заданных слов.

Тема 63-64. Игры с синонимами.

Практикум. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда.

Тема 65-66. Необычные предложения.

Практикум-исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики.

Тема 67-68. Переговорки. Практикум. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок


Перечень оборудования кабинета для проведения занятий по внеурочной деятельности

Шкафы для хранения оборудования и ТСО;

Печатные пособия по русскому языку и литературе;

Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук с набором обучающих программ и тренажёров);

Магнитофон;

Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;

Научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения;

Научно-методическая литература;

Учебные пособия по русскому языку и литературе;

Художественная литература;

Электронная библиотека художественной литературы;

Подписные издания;

Словари школьного типа и справочная литература;

Сборник дидактических материалов по русскому языку и литературе;

Хрестоматии по литературе;

Изобразительный и иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации для развития речи);

Раздаточный материал;

Видеофильмы по русскому языку и литературе;

Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)

Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;

Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. -  М. : Дрофа,  2007.  

Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст]  : / В. В. Волина. -  М. : Знание, 1995.

Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : /  В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.

Волина, В. В.  Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. -  Екатеринбург ТОО. :  АРГО, 1996.

Волина,  В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ,  1996.

Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение,  1991.

Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.

Маршак, С.  Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. -  Ростов-на-Дону, 1991 г.

Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст]  / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.

Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . -  М.: Просвещение, 1991.

Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. -  М.: РИО “Самовар”, 1996.

Рик, Т.  Г.  Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. -  М. :  РИО “Самовар”, 1996.

Рик, Т.  Г.  Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. -  М. :  РИО “Самовар”, 1996.

Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. -  М. : Просвещение,  1988.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.

2. Асирий, А. Г.  Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст]  : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз,  1967.

3. Асирий, А. Г.  Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст]  : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз,  1967.

4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст]  : / П. М. Баев.  — М. : Русский язык, 1996.

5. Бетенькова,  Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст]  : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.

6. Бетенькова,  Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] :  / Н. М. Бетенькова . — М. :  Новая школа,  1996.

7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст]   : /  В. М. Бурмако. —М. : Просвещение,  1991.

8. Волина,  В.В. Веселая грамматика[Текст]  : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.

9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др.  — М.:Просвещение, 1996.

10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии  [Текст] : / Г. Г. Граник и др.  — М. :  Просвещение,  1991.

11. Григорян,  Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян.  — М. : Просвещение,1974.

12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса:  Росстани- на- Каме, 1994.

13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск,  1980.

14. Зарецкий,  А.  И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.

15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.

16. Канакина, В. П.  Радость познания  в слове[Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение,  1996.

17. Мережинская,  Е.Х. Занимательная грамматика[Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.

18. На берегах Лингвинии[Текст] : / Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М. : Просвещение,  1996.

19. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика[Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата,  1973.

20. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку[Текст] : / А. О. Орг.   — М. : Просвещение,  1994.

21. Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно[Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.

22. Рик, Т.  Г.  Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст] : / Т. Г. Рик. -  М. :  РИО “Самовар”, 1996.

23. Рик, Т.  Г.  Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. -  М. :  РИО “Самовар”, 1996.

24. Рик, Т.  Г.  Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. -  М. :  РИО “Самовар”, 1996.

25. Синицын, В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. —  М. : АО "Столетие", 1996.

26. Соболева, О.Л., Агафонов, В. В.  Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным[Текст] : / О. Л. Соболева, В. В.  Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс,  1996.

27. Соболева, О.Л. Когда правила смеются[Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная лингвистика"

Программа лингвистического клуба позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ ЛИНГВИСТИКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на34 часов в год (1 час в неделю).Рабочая программа  составлена на основе  нормативных документов, содержит пояснительную записку, цели, ...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий "Занимательная лингвистика" 5 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий "Занимательная лингвистика" 5 класс...

Рабочая программа для 8 класса ФГОС внеурочная деятельность на 2019-2020 гг "Мир лингвистики"

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир лингвистики: английский язык» для 8 класса разработана на основании положения о порядке разработки, утверждени...

Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир лингвистики: английский язык» для 8 классов

Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (Ф...