Рабочая программа индивидуально-групповых занятий "Занимательная лингвистика" 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Волкова Марина Валентиновна

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий "Занимательная лингвистика" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Починковский муниципальный район Нижегородской области

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Дивеев-Усадской средней школы – Маресевская основная школа

(полное наименование образовательной организации)

                УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от                        года протокол №

председатель ________  М.А.Стешина

                 подпись руководителя ОУ               Ф.И.О.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы

от              г. №

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

индивидуально-групповых занятий "Занимательная лингвистика"                                                                                          .  

                                                 (указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) основное общее образование       5 класс           .                        

                                                   (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов    35  .               

Учитель                  Волкова Марина Валентиновна                                     . 

Рабочая учебная программа разработана на основе  авторской программы  внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология" Т.Н.Трунцевой (2014 г.)  

 

           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Успешное овладение знаниями  невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит  курс “Занимательная лингвистика” в форме индивидуально-группового занятия, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с учащимися. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной лингвистике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности.

Программа индивидуально-групповых занятий позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лингвистики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной лингвистике” должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.  Особое внимание на занятиях “Занимательной лингвистики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной лингвистики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цель и задачи программы

Цель: расширение  и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Обучающие:

  • совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
  • способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробудить у обучающихся потребность  к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
  • расширить знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой;
  • формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
  • воспитывать любви к родному языку.

Развивающие:

  • развивать  интерес к русскому языку как к учебному предмету;
  • развивать мотивацию к изучению русского языка;
  • развивать творческие способности;
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умения  пользоваться  справочной литературой;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся.

          Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательной организации.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: лингвистические игры, театральные постановки, КВН; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанной программы «Занимательная лингвистика» заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Формы проведения занятий

  • лекции, беседы;
  • игры-конкурсы; КВН;
  • театральные постановки, разыгрывание ситуаций;
  • практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • самостоятельная творческая работа;
  • поисково-исследовательская деятельность.

Виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное и театральное творчество;
  • краеведческая деятельность.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.

Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Связь содержания программы с учебными предметами

Предмет

Темы учебных предметов

Темы программы «Занимательная лингвистика»

Русский язык

Звуки речи и буквы

Звуки не буквы

Гласные и согласные звуки

На сцене гласные

Алфавит

В глубь веков на машине времени

Словообразование

Древо русского слова

Способы словообразования

Строительная работа морфем.

Приставка и суффикс

Поговорим обо всех приставках сразу

Словари русского языка

Где же хранятся слова?

Антонимы

Слова-антонимы

Чередования в корне  слова

Кто командует корнями?

Самостоятельные и служебные части речи

Что рассказали о себе части речи?

Заимствованные слова

Слова-пришельцы

Неологизмы

Экскурсия в будущее. Почему появляются новые слова?

Устаревшая лексика

Виртуальный музей древних слов.

Лексическое значение слова

Растолкуй слово!

Фразеология

Крылатые слова и выражения

Литература

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Сочинение  стихотворений со словами-«двойняшками»

Малые жанры фольклора

Загадки, скороговорки, пословицы

Сказка как особая форма фольклора

Королевство ошибок

Пушкинская сказка – прямая наследница народной

В стране сочинителей

Место  курса  в учебном плане

        Программа индивидуально-групповых занятий для 5 класса рассчитана на 1 год (35 часов).  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

-        адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-        владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

-        адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-        способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

-        овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

-        умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

-        способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-        умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

-        умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

-        способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-        владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, и др.; сочетание разных видов диалога);

-        соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-        способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-        способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-        умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч.)

Тема 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?

Красота и богатство русской речи. Речь устная и письменная.

Практическая часть: знакомство с высказываниями писателей и учёных о богатстве и выразительности русского языка. Составление текста на тему «Что значит хорошо знать язык?»

Тема  2. Чудесные превращения слов.

Переход  одной части речи русского языка в другую.

Практическая часть: игра «Добавь букву»

Лексикология (16ч.)

Тема  3. Словарное богатство русского языка

Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи.

Практическая часть: нахождение в текстах выразительных приёмов.

Тема 4. Слова-близнецы и слова-друзья.

Омонимы. Синонимы.

Практическая часть: работа со словарями омонимов и синонимов для выбора наиболее точного слова для выражения мысли.

Тема 5. Антонимы. Тематические группы слов.

Антонимы. Использование слов одной тематической группы при конструировании предложений.

Практическая часть: составление тематических групп. Работа со словарём антонимов для обогащения речи.

Тема 6. Растолкуй слово.

Объяснение лексического значения слова разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов).

Практическая часть: конкурс на объяснение лексического значения слова разными способами.

Тема 7. Умники и умницы.

Употребление слов в соответствии с их лексическим значением. Владение наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета.

Практическая часть: интеллектуальная игра

Тема 8. Трудные слова.

История происхождения слова. Правильное написание слова.

Практическая часть: устный журнал «Почему их так называют?»

Тема 9. Слова-пришельцы.

Слова исконно русские и заимствованные.

Практическая часть: работа со словарями заимствованных слов.

Тема 10. Встреча с зарубежными друзьями.        

Пути пополнения словарного состава русского языка: заимствование слов из других языков

 Практическая часть: игра «Третий лишний»

Тема 11. Устаревшие слова.

Историзмы. Архаизмы. Их отличия.

Практическая часть: нахождение в текстах устаревших слов. Иллюстрирование примеров.

        Тема 12. Слова-родственники. Омонимичные корни.

        Родственные слова. Однокоренные слова. Слова с омонимичными корнями. Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов.

Практическая часть: отличие в текстах слов родственных и с омонимичными корнями. Игры «Третий лишний», «Кто больше?»

        Тема 13. Слова, которые могут рисовать.

        Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.

Практическая часть: нахождение в художественных текстах изобразительно-выразительных средств.

        Тема 14. Знаете ли вы, что..?

        Слово и его лексическое значение.  Основные способы толкования слов. Виды словарей.

Практическая часть: литературно-лингвистическая викторина.

        Тема 15. «Не лезьте за словом в карман!». Добрые слова.

        Этикетные слова как особая лексическая группа. Толковый словарь.

Практическая часть: разыгрывание ситуаций с использованием этикетных слов.

        Тема 16. Узелки на память.

        Использование в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов

Практическая часть: игра в подбор синонимов, антонимов, омонимов.

        Тема 17-18.  Экскурсия в школьную библиотеку.

Знакомство с разными видами словарей.

Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей.

Фразеология (2ч.)

        Тема 19. Крылатые слова и выражения.

        Крылатые слова и выражения, афоризмы – их уместное использование в речи.

Практическая часть: работа с фразеологическим словарями. Замена фразеологического оборота словом.

        Тема 20. Инсценирование фразеологизмов.

        Использование фразеологических оборотов в художественных текстах и в собственной речи.

Практическая часть: конкурс инсценирования фразеологизмов.

Культура речи (11ч.)

Тема 21. Описание картины И.Левитана «Золотая осень».

Текст описание. Рецензирование чужого текста. Редактирование собственного текста с учётом требований к построению связного текста.

Практическая часть: создание текста-описания по картине с использованием художественных средств языка.

        Тема 22. Знаешь ли ты пословицы?

        На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную. Отличие пословицы от поговорки.

Практическая часть: викторина на знание пословиц, поговорок.

        Тема 23-24. Олимпиада по русскому языку.

        Владение нормами русского литературного языка.

Практическая часть: решение лингвистических задач повышенной трудности.

        Тема 25-26. Создание лингвистической газеты.

        Заметки на актуальные школьные темы. Кроссворды. Ребусы. Шарады. Стихотворения собственного  сочинения.

Практическая часть: подбор материала, сочинение заметок для газеты.

        Тема 27. Загадки.

        Народная мудрость в малом жанре загадки. Тематические группы.

Практическая часть: конкурс разгадывания загадок.

        Тема 28. Скороговорки.

        Роль скороговорок и чистоговорок.

Практическая часть:  тренировочные упражнения в произношении скороговорок.

        Тема 29. Фигурная поэзия. 

         История возникновения стихографики.

Практическая часть: чтение фигурных стихотворений Державина, Брюсова, Вознесенского.

        Тема 30. Сочинение фигурных стихотворений.

        Графические (фигурные) стихи.

Практическая часть: создание графических стихотворений.

        Тема 31. Поэты улыбаются. Поэзия абсурда.

Абсурд, бессмыслица. Комизм.

Практическая часть: анализ произведений Н.Олейникова, Д. Хармса (эпизод рассказа «Четвероногая ворона»). Рисование стихотворений.

Подведение итогов (4ч.)

Тема 32-33 Подготовка к празднику «День славянской письменности»

Сценарий праздника по теме.

Практическая часть:  создание сценария праздника. Подбор материала, репетиция. Изготовление пригласительных билетов.

        Тема 34-35. Праздник «День славянской письменности».

        Проведение праздника с приглашением всех желающих.

Практическая часть: публичные выступления и печатные публикации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Количество часов

Теория

Практика

1.

Введение

2

0,5

1,5

2.

Лексикология

16

5

11

3.

Фразеология

2

-

2

4.

Культура речи

11

1

10

5.

Подведём итоги

4

-

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2621–10).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 "Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся".

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

7. Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.

8. Приоритетный национальный проект "Образование": [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

9. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

10. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

15. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.

16. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.

17. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

18. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.

19. Васильев С. Играющие в прятки. Волгоград, 2005.

20. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971.

21. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987.

22. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

23. Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1–4. М.: Русский язык, 1981.

24. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.

25. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.

26. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1966.

27. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

28. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981.

29. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987.

30. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982.

31. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993.

32. Огольцев В.М. Устойчивые  сравнения русского языка. СПб.: Просвещение, 1992.

33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.

34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

35. Успенский Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976.

36. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом "Литература", 2005.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • осознавать себя как гражданина России, чувствовать  сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
  • чувствовать  прекрасное  на основе знакомства с мировой культурой;
  • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
  • осознать свое место в мире;
  • оптимистически воспринимать мир.

Метапредметные результаты

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • анализировать и обобщать на основе фактов;
  • устанавливать причинные явления и их следствия;
  • представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • выполнять  проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • узнать и научиться пользоваться нормами  русского языка: произносительными, словоупотребительными;
  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • расширить, систематизировать исходные представления о языке.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  •   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  •  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  •  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • взаимодействовать со сверстниками;
  • совершенствовать собственную речь.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

- группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Получат возможность научиться:

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Календарно – тематическое планирование

5 КЛАСС

Раздел програм-

мы

Номер занятия

Тема занятия

Всего ча-

сов

Тео

рия

Прак

тика

Виды деятельности или формы организации занятий

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Введение

 2 ч.

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

1

0,5

0,5

Рассказ-беседа

Научиться определять проблемные зоны

в предметной,

метапредметной

и личностно-ориентированной

сферах деятельности

Познавательные: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, представлять информацию в разных формах.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

В рамках когнитивного компонента:

- ориентация в системе моральных норм и ценностей

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим,

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

2

Чудесные превращения слов.

1

1

Лингвистичес-

кие игры

Лексико-

логия

 16 ч.

3

Словарное богатство русского языка

1

1

Лекция с мультимедийной презентацией

Научиться определять проблемные зоны

в предметной,

метапредметной

и личностно-ориентированной

сферах деятельности. Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения

проблемных зон

в предметной,

метапредметной,

личностно-ориентированной

деятельности

Познавательные: использование  для выполнения внеучебных заданий  учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

В рамках когнитивного компонента:

- основы социально-критического мышления

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

4

Слова-близнецы и слова-друзья.

1

0,5

0.5

Беседа. Работа со словарями омонимов и синонимов.

5

Антонимы. Тематические группы слов.

1

1

Практическая работа по составлению тематических групп. Работа со словарём антонимов.

6

Растолкуй слово!

1

1

Конкурс на объяснение лексического значения слова разными способами.

7

Умники и умницы.

1

1

Игра-соревнование

8

Трудные слова.

1

1

Устный журнал «Почему их так называют?»

9

Слова-пришельцы

1

1

Работа со словарём иностранных слов

10

Встреча  с зарубежными друзьями.

1

1

Игра «Третий лишний»

11

Устаревшие слова

1

0,5

0.5

Нахождение в текстах историзмов и архаизмов. Иллюстрирова

ние примеров.

12

Слова-родственники. Омонимичные корни.

1

0,5

0.5

Лингвистичес

кие игры:  «Третий лишний», «Кто больше?»

13

Слова, которые могут рисовать.

1

0,5

0,5

Лекция с презентацией. Нахождение в текстах художественных средств.

14

Знаете ли вы, что..?

1

1

Литературно-лингвистическая викторина

15

«Не лезьте за словом в карман!» Добрые слова.

1

1

Разыгрывание ситуаций с использованием этикетных формул.

16

Узелки на память

1

1

Игра в подбор синонимов, антонимов, омонимов.

17

18

Экскурсия в школьную библиотеку

2

2

Экскурсия в библиотеку для знакомства со словарями

Фразео-логия

2 ч.

19

Крылатые слова и выражения.

1

1

Работа с фразеологическим  словарём

Научиться определять проблемные зоны

в предметной,

метапредметной

и личностно-ориентированной

сферах деятельности

 Познавательные: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, представлять информацию в разных формах.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

В рамках когнитивного компонента:

- ориентация в системе моральных норм и ценностей

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

20

Инсценирование фразеологизмов.

1

1

Конкурс инсценирования

Культура речи  

11 ч.

21

Описание картины И.Левитана «Золотая осень»

1

1

Описание картины с использованием художест

венных средств языка.

Научиться определять проблемные зоны

в предметной,

метапредметной

и личностно-ориентированной

сферах деятельности. Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения

проблемных зон

в предметной,

метапредметной,

личностно-ориентированной

деятельности

Познавательные:  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять  проекты в устной и письменной форме;

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

В рамках когнитивного компонента:

- основы социально-критического мышления

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

 - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

22

Знаешь ли ты пословицы?

1

1

Викторина

23

Олимпиада по русскому языку

2

1

Олимпиада

24

Олимпиада по русскому языку

1

Олимпиада

25

Создание лингвистической газеты

2

1

Подбор материала для газеты, редактирование.

26

Создание лингвистической газеты

1

Оформле

ние подобран

ного материала.

27

Загадки

1

1

Конкурс разгадывания загадок

28

Скороговорки

1

1

Тренировочные упражнения в произношении загадок

29

Фигурная поэзия

1

1

Лекция с презентацией

30

Сочинение фигурных стихов

1

1

Создание стихотворений

31

Поэты улыбаются. Поэзия абсурда.

1

1

Практикум по анализу и рисование стихотворений.

Подведение итогов  4 ч

32

Подготовка к празднику «День славянской культуры»

2

1

Составле

ние сценария празднич

ной програм

мы

Научиться определять проблемные зоны

в предметной,

метапредметной

и личностно-ориентированной

сферах деятельности

Познавательные:

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия.

В рамках когнитивного компонента:

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

 - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

33

Подготовка к празднику «День славянской культуры

1

Репетиция  сценария

34

Праздник «День славянской культуры»

2

1

Выступле

ние

35

Праздник «День славянской культуры»

1

Выступление

Итого:

35

6,5

28,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных групповых занятий в 6 классе "Решение логических задач"

Программа разработана для индивидуальных занятиях по математике в 6 классе. рассчитана на 34 часа ....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.

Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»

1.    Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...