«Лэпбук как средство активации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка»
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Портнягина Надежда Дмитриевна

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов, изучаемых на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_lepbuk.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Лэпбук как средство активации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка»

Автор: Портнягина Надежда Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория, МОУ «Русско-Устьинская основная общеобразовательная школа»

Введение.

        Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция – учитель – помощник, учитель – партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам необходимо постоянно повышать свой уровень профессиональной компетенции, заниматься самообразованием, искать новые методики в обучении. Необходимо научиться вовремя реагировать на происходящие изменения в сфере образования.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

             Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

             Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Одним из способов достижения цели образования на данном этапе развития общества является использование методики создания лэпбука, которая активно стала использоваться педагогами. "Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга". Лепбук интересен и полезен, в том числе и тем, что его можно делать совместно детям и взрослым. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна,кроме того роль учителя в такой работе сводится к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален, как и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

         Актуальностью данной темы является то, что лэпбук – это отличный способ закрепления и повторения материалов, изучаемых на уроках русского языка.

Объект проекта: Современные средства обучения учащихся на уроках русского языка.

Предмет проекта: Использование лэпбука в процессе обучения учащихся на уроках русского языка.

Гипотеза: Можно предположить, что повышение познавательной активности учащихся на уроках русского языка возможна, при выполнении следующих условий: систематическое использование ЛЭПБУКА в образовательной деятельности, свободного доступа лэпбука для детей, формирование устойчивого интереса учащихся для создания и использования лэпбук.

Цель проекта: Изучение возможностей использования лэпбука как средства обучения детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить научно – методическую литературу и другие информационные источники по теме.
  2. Раскрыть понятие средства обучения у учащихся на уроках русского языка.
  3. Создание лэпбука на уроках русского языка, практическое применение в педагогической деятельности.

    Глава I. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках

          "О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня.

          Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал, - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школах, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не придет к ним своим путем, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной», - писал М. Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях. При таком подходе к урокам преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию.

            Все вышесказанное приобретает особую актуальность тогда, когда речь заходит о преподавании русского языка. Ведь нам известно, что для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом.  Почему большинство учеников равнодушны к русскому языку? Я нашла ответ на этот вопрос, тщательно изучив многие методики обучения русскому языку, связанные с организацией проектно-исследовательской работы на уроках русского языка.

            В чём же заключается сущность учебно-исследовательской деятельности учащихся. Каковы модели исследовательской работы?

           Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов, характерных для исследования. Исследовательский метод можно определить, как самостоятельное решение учащихся учебной проблемы с применением таких элементов исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формирование выводов, закона или закономерности. Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы; мотивация интереса к исследовательской творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и результатов деятельности.

             Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

          В результате определённой исследовательской деятельности учащихся появляется продукт труда, который в настоящее время получил название проекта.

          Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится компонентом разработанной системы образования. Проектное обучение – полезное дополнение к классно-урочной системе.

           Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую работу, которую учащиеся выполняют в определённый отрывок времени.

           Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, результаты выполненных проектов должны быть "осязаемы”, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – то конкретный результат.

           Опыт деятельности показал, что проектная деятельность открывает возможности творчества и для «среднего» ученика. Метод проектов может стать той средой, когда неуверенные в себе учащиеся находят силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для дальнейшего возрастания, в первую очередь в собственных глазах.

          Проектно-исследовательская технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, журнал, мультимедиапрезентация, творческий отчёт, видеопроект и т. д.

         Таким образом, современные педагогические технологии (частью которых является проектно-исследовательская деятельность) в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

         Погрузившись в исследовательскую и проектную деятельность, учащийся обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность исследовательской и проектной деятельности, т. к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у молодого поколения готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают их успешную социальную адаптацию в современном обществе.

          Организация исследовательской и проектной деятельности с учащимися на уроках и во внеурочное время является трудным, кропотливым, затратным по времени для учителя, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь любая победа ученика - это радость учителя, с ростом ученика растет и сам учитель.

Глава 2. Лэпбук – разновидность метод проекта.

"Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю."

Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:

  1. чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
  2. чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
  3. чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
  4. Среди различных способов достижения этой цели на своих уроках я стала использовать лэпбук.

         Лэпбук – разновидность метод проекта.

  1. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
  2. Целеполагание (выбор темы)
  3. Разработка лэпбука (составление плана)
  4. Выполнение (практическая часть)
  5. Продукт проекта (красочная тематическая папка)

Что такое лэпбук? Лэпбук– сравнительно новое средство обучения из Америки. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка, самодельная интерактивная папка с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов в любой форме по какой-то теме. Зачем он нужен? Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.  Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Почему лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в семье.

5. Это очень интересно!

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у обучающихся творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.  

Значение методического пособия для педагога:

- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;

- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Значение методического пособия для ребенка:

- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

- способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими руками книжку.

Лэпбук я использую как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально. Так же задаю в качестве творческого домашнего задания. Хотелось бы отметить тот момент, что приятно наблюдать, когда во время перемены, обучающиеся берут лэпбук по интересующей их теме, и занимаются с ним самостоятельно.

Работая с данным пособием, я пришла к выводу, что данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. И как раз, создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, как правило, одного урока или вне учебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать? Работа проходит в несколько этапов:

1. Тема лэпбука. Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, мы изготавливали общий лэпбук на тему: «Морфология». И чтобы не получилась просто обзорная папка по всему разделу, я предложила обучающимся конкретную тему – например «Глагол». Когда вы определились с темой можно переходить к плану.

2. План. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Как правило все задания имеют развивающий характер и направлены на:

  • развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
  • может проходить знакомство с терминологией;
  • использоваться связь с жизнью, межпредметные связи.

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований.

3. Макет. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И всё это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Дети делают зарисовку на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

4. Создание шаблона. Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом (зарисовкой) надо сделать шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере, используя специальные программы, например, можно воспользоваться и теми, в которых вы привыкли работать.

5. Материалы и инструменты – оформление. Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:

  • Плотная бумага А3.
  • Бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. Можно использовать, все, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно, выдержало многоразовые просмотры.
  • Ножницы, клей-карандаш для бумаги, степлер скотч.
  • Могут понадобиться скрепки. Шаблон распечатываем, вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Лэпбук готов! Можно заниматься.

Особенности:

  1. Плюсами лэпбука является:
  • использование разных форм организации деятельности обучающихся (индивидуальной, парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один обучающийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.

  • Совместная работа с родителями. Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).
  • Ручная работа. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
  • Развивающие задания. Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения, поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.
  • Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый). Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

2. Минусы: но в этом, же кроется и минус – сложно оценивать. Так же к минусам можно отнести - время для создания лэпбука (краткосрочный проект, так и долгосрочный, все зависит от выбранной темы исследования, многих качеств обучающегося).

Заключение.

Я считаю, что создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая обучающимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. То незаменимое методическое пособие, которое можно использовать как заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребёнку нужно будет выполнить определённые задания, провести наблюдения, изучить предложенный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал.  

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать обучающимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. 

Хочу закончить словами Ричарда Брэнсона: «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки».

Литература

1.  Амбушева Т. М.и др. «Русский язык. Исследовательские работы. Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.

2.  Ашевская Л. А. «Развитие творческих способностей и личности учащихся», ж-л РЯШ №6, 2001г.

3.  Бакулина Г. А. «Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка» ж-л РЯШ №1, 2002г.

4.  Жинкин Н. И. «Язык - речь - творчество» Москва, 1998г.

5.  Кашлева Н. В.и др. «Школьная проектная лаборатория», Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.

6.  Козырева Н. Л. «Урок русского языка: результативно и интересно», ж-л РЯШ №1, 2003г.

7.  Коротаева Е. В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка», ж-л РЯШ №4, 2001г.

8.  Палат Е. С. «Новые педагогические информационные технологии в системе образования», Москва, 2000г.

9.  Синицын В. А. «Праздник творчества на уроках русского языка», ж-л РЯШ №6, 2000г.

10.  Хан О. Н. «Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса». Автореферат, Екатеринбург, 2000г.

11. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар.науч.конф. (г.Пермь, апрель 2015 г.).- Пермь: Меркурий,2015. – vi, 144 с.

12.  «Технология организации проектной и исследовательской деятельности» автореферат, С-Петербург 2007г.

Интернет – ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/12/lepbuk.ppt.   «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста».
  1. http://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/6384proektlepbuk_kak__sovremennoe_sredstvo__obucheniya_doshkolbnogo_vozrasta_chudo____papku   Проект. "ЛЭПБУК" как современное средство обучения.
  2. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/lapbook/19920.html      Использование лэпбука в педагогической деятельности.
  3. HTTP://ANGLIJSKIJ-DLJA-DETEJ.RU/TEMY/LEPBUKI/CHTO-TAKOE-LEPBUK       ЧТО ТАКОЕ ЛЭПБУК

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Лэпбук «Глагол»,

работа ученицы Портнягиной Ангелины.

                         

 

Групповая работа над лэпбуком                           индивидуальная работа над лэпбуком

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка

Статья о том, насколько важна работа с текстом на  уроках русского  языка и литературы...

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

       Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на  уроках  русского языка и лит...

мастер-класс "Игроваяя технология как средство познавательной и творческой деятельности на уроках русского языка"

Дидактическая игра является самым действенныым методом для развития и совершенствования умственных, познавательных и творческих способностей детей. Целью обращения к игровым технологиям является приоб...