Обучающее сочинение ( в формате ЕГЭ) по тексту А.Приставкина "Фотографии". 10-11 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Дурсун Ирина Викторовна

Урок целесообразно провести в 10-начале 11 класса с целью формирования навыка написания сочинения.

На уроке отрабатывается умение определять проблему, позицию автора текста, видеть изобразительно-выразительные средства языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotografii.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

1.Прочитайте текст.

Фотографии.

(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

(5)- Болеет… - повторяла девочка.

(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.

(8)- Бьет…

(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.

(11)- А здесь?

(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.

15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…

(22)- А мама?

(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.

(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.

(39)- А где же папа?

(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.

(42)- Затерялся, да?

(43)- Ага. (44)Затерялся.

(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46)- Насовсем затерялся?

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…

(55)Мне зачитали ответ.

(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.

(62) – А еще?

(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?(По А. Приставкину)

2.Сообщение учителя об Анатолии Игнатьевиче Приставкине:

•        современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;

•        трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;

•        с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;

•        А. Приставкин, вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;

•        трудовая деятельность с мальчишеских лет;

•        служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;

•        автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».

•        Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.

•        Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ

•        Последними работами писателя были повести "Судный день", "Первый день - последний день творенья", "Вагончик мой дальний". Автор около 30 книг.

•        Скончался 11 июля 2008 года в Москве.

Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах.   Он знаком с этой жизнью не понаслышке.

3.Работа по содержанию текста.

А 1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос: «Почему рассказ назван «Фотографии»?

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

- Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)

А2  В каком варианте ответа содержится информация,  необходимая для ответа на вопрос: «Зачем рассказчик, по мнению автора, показывал сестрёнке фотографии?»

1.        Мальчик скучал по родным.

2.        Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.

3.        Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.

4.        Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.

4.Выявление проблемы данного текста и позиции автора.

- Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.

- Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

- Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.

В определении проблемы вам может помочь и задание

А4.  Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы  сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

- Ответ №4,  почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

Итак, мы уже можем сформулировать  проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

А можем ли мы выделить общую проблему? Когда происходили описываемые события? – значит, основная проблема «Война и дети».

Позиция автора:

Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.

- О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

- Я предлагаю вам свой вариант . Запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

         Ра..сказывая о жизни ребят  в детском доме  А. Приставкин п..редает свою острую з..интересова..ость  данной проблемой.  ..держанно  без лишних эмоций он п…вествует о том  как мальчик после смерти родителей …делал все чтобы сестренка не утратила связь с людьми  не п…теряла веру в них. П…реживания своего героя А.Приставкин п…казывает через внутре..ий монолог ребенка  («…и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе»). Авторская позиция пр…является в небе…различном отношении к изображаемым событиям. В ра…сказе нет гневных слов обличающих войну или недостойное поведение взрослых писатель с…знательно часто использует многоточие  и читателю пр…ходится самостоятельно делать нравстве..ые выводы.

5.Сбор материала для сочинения.  

-Ответьте на вопросы:

- От какого лица ведётся повествование?   (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это?   Нет. Это судьба многих детей того времени.)

- Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый.мужественный, мудрый, терпеливый).

-Сестра Людочка. Какая она?   (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)

-   Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне.    Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня.  Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна.  Мёрзли  кончики пальцев.  Мальчик получает маленькие листки (похоронки).

-  Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире?    (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия.  Чужой рукой написано о нашей маме.  Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )

-  Что противопоставлено этому миру? ( Любовь, вера в людей, память.Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии.  Нас много…)

6.Работа над художественными средствами.

- Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?

Разобраться с средствами художественной выразительности  текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:

-Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем почтальонша принесла маленький листок.

1. инверсия

2. градация

3. метафора

4. эпитет.

- Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)

- Ещё какие средства использует автор?

•        Многоточие.

•        Синтаксический параллелизм. «Шли дни и месяцы… Шли месяцы и годы».

•        Градация ( О тёте: неплохая… хорошая…  замечательная;

Фотографии. Трижды  герой получает известия, написанные на маленьких         листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)

•        Парцелляция.  (Предложения 64-67).  

( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?

•        Уменьшительно-ласкательные суффиксы:  Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.

7.Написание чернового варианта сочинения.

-С чего начать?

ВСТУПЛЕНИЕ.  

•        Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

•        Дать толкование слова    Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос  Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно писатель Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена».  

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия    Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.  

Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования.  Что такое сострадание? Любовь к ближнему?  На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…

 ЗАДАНИЕ

I ряд пишет вступление  Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия    

II  ряд -  Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.  

III ряд-    Цитата из текста в качестве зачина.

Пользуемся памяткой №1    Используем  вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов  и вывода.

-Чему учит рассказ?

Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.

8.Домошнее задание. 

Написать сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Авторские тексты для написания сочинений в формате ЕГЭ

Проработав много лет филологом, считаю , что сочинение будет удачным, если проблема волнует ученика или наталкивает на размышление. Поэтому мои авторские тексты посвящены именно этим проблемам....

Авторские тексты для написания сочинений в формате ЕГЭ

Продолжение для публикации текстов по подготовке к написанию сочинения части С...

Структура сочинения в формате ЕГЭ по тексту Л.А.Жуховицкого (о Древней Спарте)

Формулировка проблемы  исходного текста, составление комментария по проблеме, выявление авторской позиции и выражение собственной, отбор литературного материала для аргументации...

Сочинение в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве

Сочинение (ЕГЭ по русскому языку) Майковой Я.А., учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №4 МР Мелеузовский район РБ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»

Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает  навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...

Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стр...