Интеллектуальная игра «Знатоки русского языка» для 8 классов
материал по русскому языку (8 класс) на тему

Иванова Татьяна Игоревна

Материал используется при проведении внеклассных мероприятий по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_igra.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Знатоки русского языка»

для 8 классов

Эпиграф:
Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: 
А.Н. Толстой

Цели:
• Актуализировать знания по русскому языку;
• Научить логическому, творческому мышлению;
• Научить быстро и правильно выполнять задания;
• Привить чувство любви к русскому языку.

Заранее подготовленные чтецы декламируют стихи.

Чтец 1:
Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!

Чтец 2:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!

Чтец 3:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт.)

                                                                 

Ход игры

Ведущий: Сегодня в нашем зале встречаются сильнейшие игроки - представители 8 классов. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; мы определим самых умных, мудрых и находчивых любителей русского языка.

Девиз нашей игры: 

Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир!

Команды: .«Эрудиты». «Всезнайки». «Знатоки»

Правила игры: Игра состоит из трёх туров. В каждом туре игра идет до трех очков. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не ответившая на 3 вопроса, выбывает из игры. Победителем будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков.

После жеребьевки команд начинается игра.

Первый тур:

О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали, 
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало - 
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак)

Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу - 
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый. (Многоточие)

Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове, "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь"
Чтоб никого не огорчать,
Он все старается смягчить. (мягкий знак)

2. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)

3. Составьте предложение из 6 (минимум) слов, начинающихся на букву -П или –О, -М,Р,Н
Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Петровича поужинать пирогами. 
Наша Настя носит непосильную ношу на ногах.

4. Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?
• Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");
• Спустя рукава ("Трудиться неохотно");
• Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").
• Не покладая рук («Неустанно»)

За каждый правильный ответ в этом туре - 1 балл. Команда, набравшая меньше всех очков, выбывает.

Второй тур:

1. Перечислить все части речи ( с примерами)
2. Перечислить по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
3. Назвать существительные мужского рода: корова-… курица-…, утка-…, овца-…, лошадь-…, 
4. Превратите слово "мел" в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число (сделать конечный согласный мягким).
5. Подберите синонимы: горе -…, бежать-…, весёлый - …, рынок-…, жара-..
6. В каком слове сорок а? (Сорока.)
7. В каких словах по сто согласных?(Стол, стог, стоп.)
8. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол — в топливо, шест —в число? (Сделать мягким конечный согласный.)
9. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Сделать к звонким.)
10. В одной восточной легенде Свинья пожаловалась Корове: «Почему такая несправедливость – тебя любят, а меня нет?» Что ответила корова свинье? (Я даю людям продукты при жизни, а ты после смерти)
11. Что означает выражение «Внести свою лепту». Что такое лепта? (мелкая древнегреческая монета)
12. Как фамилия няни Пушкина? (Яковлева)
13. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

Третий тур

1. Подобрать по десять (можно больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).
Нос
Задирать (задрать) нос;.
вешать (повесить) нос;
водить за нос;
зарубить на носу;
встретиться носом к носу;
клевать носом;
не видеть дальше своего носа;.
бояться нос показать;
не показывать носа;
остаться с носом;
держать нос по ветру.
Глаз
Мозолить глаза (кому-нибудь);
хлопать глазами;
говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);
пускать пыль в глаза (кому-нибудь);
глазом не моргнуть;
с глазу на глаз;
хоть глаза выколи;
смотреть чужими глазами;
открыть (кому-нибудь) глаза;
как бельмо на глазу.
Голова
Человек с головой;
морочить голову (кому-нибудь) ;
вскружить голову;
потерять голову;
не сносить головы;
отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь);
как снег на голову;
голова идет кругом;
свалить с больной головы на здоровую;
постоять головой (за что-нибудь) .

2. «Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары:
хоть иголки собирай     ни зги не видно
заваривать кашу          расхлёбывать кашу
по чайной ложке           одним духом 
коломенская верста       от горшка два вершка
ни свет ни заря                      на ночь глядя 
повесить нос                воспрянуть духом
жить душа в душу       как кошка с собакой
сидеть сложа руки       не покладая рук

3.Соедините правильно обе части:
Тантал           Сизиф
Ахиллес         Ариадна
Конь              Яблоко
Кануть          Раздор
Пята              Нить
Троянский    Труд
Лета              Муки
Итог игры: Подсчет набранных баллов. Определение победителя.
Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще. 

Дополнительные задания

Задание: угадать омонимы.

1)  Нас много в играх набирают,

    А иногда и на нос надевают.

                                          (Очки)

2) Есть всегда он у людей,
   Есть всегда у кораблей.

                                   (Нос)

3) На лугу - с хвостом,
   Без хвоста - под мостом

……………………….. (Бык)

4) В бою и рубят и взрывают,
   А после боя развлекают.

                                  (Шашки)

5) Несётся первое к реке,
   Второе щёлкнуло в замке.

                                    (Ключ)

6) Со мной ходи стрелять учиться
   И на гряде меня ищи.

    Могу легко попасть я в птицу,

    Но чаще попадаю ... в щи.

                                               (Лук)

7) Бывает он из разного материала:

    То из земли, то из воды, то из металла.

                                        (Вал)

8) В воде он медленно плывёт.

    В станке летает взад - вперёд.

                                       (Челнок)

9) Ты меня найдёшь на птице
   И в пенале ученицы,

    А вечернею порой  

    У себя под головой.   (Перо)

9. Шуточные вопросы.

1) Что такое: днём кланяется, а ночью звёзды считает? (Колодезный журавль)      

2) Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)          

3) Какую строчку не прочтёт ни один грамотей? (Швейную)

4) Из какого крана нельзя брать воду? (Из строительного)      

5) Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое)  

6) Какой кистью не выкрасишь стену? (Кистью руки)    

7) По какому мостику нельзя перейти через реку?  (По гимнастическому)

8) Какой губкой нельзя мыться? (Губка – губа, часть лица)    

9) Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка"

Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка" проводится среди учащихся 6 классов. Он включает различные задания, способствующие повышению интереса к предмету....

Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка"

Интеллектуальная игра по русскому языку для 9 класса. Целью игры является обобщение полученных знаний по всем разделам русского языка, развитие творческих способностей учащихся, воспитание умения рабо...

Интеллектуальная игра по русскому языку. 7 класс

Лингвистическая игра представляе собой вид дидактической игры, способствующий поддержанию интереса к учению и направленный на добывание знаний за счёт собственных усилий, посредством раскрытия особенн...

Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка". Презентация

Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка", посвященная Международному Дню родного языка. Игра состоит из четырех туров: 1. "Фольклор. Пословица не даром молвится". 2. " З...