Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка" проводится среди учащихся 6 классов. Он включает различные задания, способствующие повышению интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_russkogo_yazyka.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по русскому языку «Знатоки русского языка».

Цель:  - расширить знания учащихся в области лексикологии,  орфографии, орфоэпии;

 - развивать логическое и образное мышление учащихся;

 - воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: словари, презентация с заданиями.

Ход игры.

 Жеребьёвка проходит до начала игры с использованием цветных вкладышей. Определяется по 6 человек игроков каждой команды и зрители. (Красные – 6, зелёные – 6, синие – 32)

Просмотр видеоролика «О русском языке»

1.Чтецы декламируют стихи.

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, -

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

                      (С.Абдулла, узбекский поэт)

Ведущий

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги. В рамках декады «Дни науки и творчества» мы проводим игру  «Знатоки русского языка». Проведение аналогичных игр стало традицией в нашей гимназии. Игра проводится среди обучающихся 6-х классов. Перед нами две команды, выбранные по жеребьёвке при входе на мероприятие. 1 команда - Эрудиты , 2 команда -  Грамотеи.  Оценивать ответы ребят будет компетентное жюри…

Итак, начинаем.

«Язык есть самая обильная и  прочная связь, соединяющая отжившие, живущие  и будущие  поколения народа в одно великое, историческое живое целое…» (К.Д.Ушинский)

      Люди мыслят, без этого они не могут существовать. Люди также должны передавать свои мысли друг другу. Человек хочет говорить не только с современниками, но и с потомками. Для  этого люди давно научились передавать свои мысли сначала в рисунках, а позже в письме. Если бы они этого не сделали, их мысли умерли бы вместе с ними. Прогресс общества осуществляется посредством языка.

     Наша сегодняшняя игра призвана не столько проверить ваши знания русского языка, сколько обратить внимание на необходимость его изучения, богатство и разнообразие форм и слов.

Начинаем с разминки. Правильный ответ  оценивается в 1 балл.

1)Разминка

О каких знаках препинания идет речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало -

Оно меня и свергло с пьедестала.

                                    (Восклицательный знак)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

                            (Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

                           (многоточие)

Слово жюри по итогам разминки….

1 тур «Лексика»

  1. Сколько значений имеют слова.  На обдумывание значения каждого слова командам предлагается 30 секунд. Итак, сколько значений имеет слово:

 язык (1 команда),

 посадка (2 команда),

 порода (1 команда),  

среда (2 команда).

  1. Перевёртыши. Право даётся ответить той команде, чьи участники первыми поднимут руки.

 Зайцам симпатизировать – дома не сидеть (Волков бояться в лес не ходить)

Последний пельмень не кучкой. (Первый блин комом)

На милиционере валенки мокнут.

Секунду умирай – секунду бездельничай. (Век живи – век учись)

  1. Закончи пословицы. Право даётся ответить той команде, чьи участники первыми поднимут руки.

Терпение и труд… (всё перетрут)

Дело мастера…(боится)

Шила в мешке…(не утаишь)

Худой мир…(лучше доброй ссоры)

С волками жить…(по-волчьи выть)

Грамоте учиться…(всегда пригодиться)

  1. Замени выражение пословицами. Право даётся ответить той команде, чьи участники первыми поднимут руки.

Учись всю жизнь. (Век живи-век учись)

Беречь время (Делу время – потехе час)

Не болтай (держи язык за зубами)

Не торопись, делай всё аккуратно (Поспешишь – людей насмешишь)

  1. Фразеологические загадки. (по командам)

Не бельё, а можно вешать. Не орех , а может раскалываться. Не игрушка,  а можно ломать. Он бывает горячей, дырявой, садовой. (Голова)

Её выпрашивает дырявая обувь. Если школьник всё перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове. Её заваривают, если берутся за трудное дело. (каша)

Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждёт, а иногда терпит. (время)

Зимой они бывают белыми. Её долго давить, под ней можно оказаться. Если становится скучно, то они уходят из жизни. Только добрый человек их никогда не обидит. (муха)

Слово жюри по итогам 1 тура.

Пауза

Инсценировка отрывков. 6 А

Инсценировка отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

-Подумаешь, -сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей.

- Она желтая, красивая, такая! – И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка

-Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

-Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей

-Про какую овсянку?

-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

-Каша песни пела?! – изумился Матвей.

-Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: -Айда ко мне – мою овсянку слушать.

-Айда!-согласился Матвей.

-Потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Инсценировка отрывка «Несуразные вещи» 6 Б

Вопрос зрителям: С каким понятием языка связаны эти инсценировки? (омонимы)

2 тур «Орфоэпия»

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушки и в пирог…

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее – творог?

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -

Сказав: «Прошу Вас получить

За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось!

Она распродана уже!»

Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь, где указано, что будет правильно произносит это слово и творог, и творог.

Командам предлагается 1 минута на подготовку.  Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.

Ворота,  звонит, досуг, доска, квартал, километр, начал (1 команда)

облегчит, повторит, сантиметр, свекла, торты, цемент, щавель (2 команда)

Слово жюри по итогам 2 тура.

Вопросы зрителям.

1.Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

(Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки)

3 тур « Орфография»

Составить слова из слова ПЕРЕГОРОДКА за 1 минуту.

Сформулируйте правило по предложенным отрывкам.

А) Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.

Б) Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

ЗДЕСЬ ЛИСА, КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ…

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЁЛ Я ГРУСТЬ И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…

Слово жюри по итогам 3 тура.

Подведение итогов и награждение.

Итак, друзья, пришла пора,
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с желанием трудиться.
Никогда не унывать,

А русский на «отлично»  знать.

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

                    (В.Солоухин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1.     Развитие у школьников интереса к русскому я...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....