Рабочая программа по курсу «Мир фразеологии»
рабочая программа по теме

Кривилева Светлана Николаевна

Рабочая программа  по курсу «Мир фразеологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._planiruemye_rezultaty_1.docx25.71 КБ
Файл 3._soderzhanie_uchebnogo_kursa_11.docx18.27 КБ
Файл 4._ktp_3.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения курса

Назва- ние раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Вводная часть

выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками,  создавать собственные тексты, используя фразеологизмы, применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

видеть слово и фразеологический оборот, свободные и несвободные сочетания слов;

понимать роль  фразеологизмов в русской речи, выражать свои мысли в форме сочинений, докладов  (устных и письменных).

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Диалогическая часть

Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствова- нию.

Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Практи- ческая часть

Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.

Писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры.

  1. Смысловое чтение.  Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

Владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.



Предварительный просмотр:

Содержание учебного курса

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Вводная  часть

(2 час.)

Фразеология как раздел науки о языке. Занимательно о русском языке.

2

Диалогическая часть

( 40 час.)

Фразеологизм и его признаки.

2

Отличие фразеологизмов от слов и свободных  сочетаний слов.

2

Грамматическое строение фразеологизмов.

2

Различие фразеологизмов по степени слов.

2

Фразеологические словари и справочники.

2

Синонимия фразеологизмов.

2

Антонимия фразеологизмов.

2

Системность фразеологизмов русского языка.

2

Образность фразеологизмов.

2

Выбор фразеологизма в речи.

2

  Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов  в речи.

2

Авторское изменение фразеологизмов.

2

Образование фразеологизмов.

2

Источники русских фразеологизмов.

2

Устаревшие фразеологизмы.

2

Новые фразеологизмы.

2

Семинар «Системность фразеологизмов  русского языка».

2

Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав.

2

Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты.

2

Происхождение фразеологизмов русского языка.

2

Практическая часть

( 18 час.)

 Особенности образования фразеологизмов (фразеологизмы, происхождение которых связано с историей страны, возникшие в той или иной профессиональной среде).

2

Источники русских фразеологизмов (фразеологизмы, пришедшие из старославянского языка,  фразеологизмы библейского происхождения).

2

Фразеологические  обороты античного происхождения, фразеологизмы, восходящие к другим языкам.

2

Стилистическая характеристика фразеологизмов.

2

Фразеологизмы в художественной литературе.

2

Фразеологизмы в публицистической литературе.

2

Фразеологизмы в разговорной речи.

2

Обобщающее повторение по всему курсу.

2

«Фразеологический праздник».

2



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

Название разделов

Тема занятий

Коли-чество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1-2

Вводная  часть

Фразеология как раздел науки о языке. Занимательно о русском языке.

2

Лекция, беседа.

3-4

Диалогичес- кая часть

Фразеологизм и его признаки.

2

Практикум. Нахождение в тексте фразеологизмов, определение их значения.  Подготовка сообщений, презентаций.

5-6

Отличие фразеологизмов от слов и свободных  сочетаний слов.

2

Практикум.  Работа с текстами.  Выбор фразеологизмов из текстов.  Анализ фразеологизмов. Сообщения о роли фразеологизмов.

7-8

Грамматическое строение фразеологизмов.

2

Языковой практикум. Толкование фразеологизмов по смысловой спаянности.

9-10

Различие фразеологизмов по степени слов.

2

 Практикум.  Составление словарных статей. Сообщения о словарях.

11-12

Фразеологические словари и справочники.

2

Лекция, беседа. Практикум.  Составление словарных статей. Сообщения о словарях.

13-14

Синонимия фразеологизмов.

2

 Практикум. Распределение фразеологизмов по синонимическим рядам;

 замена фразеологизмов синонимами; подбор фразеологизмов-антонимов.  Подбор текстов из художественной литературы.

15-16

Антонимия фразеологизмов.

2

 Практикум. Распределение фразеологизмов по синонимическим рядам;

 замена фразеологизмов синонимами; подбор фразеологизмов-антонимов.  Подбор текстов из художественной литературы.

17-18

Системность фразеологизмов русского языка.

2

Тренировочные упражнения. Работа с русскими по происхождению, заимствованными фразеологизмами.

Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов. Презентации.

19-20

Образность фразеологизмов.

2

Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ художественных текстов. Создание собственных текстов в заданном стиле.

21-22

Выбор фразеологизма в речи.

2

 Презентации   собственного словаря фразеологизмов, проектов «По местам происхождения фразеологизмов»

23-24

  Типичные ошибки при    употреблении фразео-

логизмов в речи.

2

Работа с текстами. Написание заметки в газету и подбор   заголовка к ней  подходящим по смыслу фразеологизмом.

25-26

Авторское изменение фразеологизмов.

2

Составление текстов в заданном стиле, выработка навыка уместного использования фразеологизмов.

27-28

Образование фразеологизмов.

2

Практикум. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов.

29-30

Источники русских фразеологизмов.

2

 Практикум. Распределение фразеологизмов по синонимическим рядам;

 замена фразеологизмов синонимами; подбор фразеологизмов-антонимов.  Подбор текстов из художественной литературы.

31-32

Устаревшие фразеологизмы.

2

Редактирование текста. Исследование  устных ответов одноклассников на уроках.

33-34

Новые фразеологизмы.

2

Защита  альманаха “Крылатые выражения”. Презентации.

35-36

Семинар «Системность фразеологизмов  русского языка».

2

Языковой практикум. Толкование фразеологизмов по смысловой спаянности.

37-38

Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав.

2

Практикум. Нахождение с помощью фразеологического словаря многозначных фразеологизмов.

39-40

Причины превращения свободных сочетаний слов во фразеологические обороты.

2

Лекция, беседа.

41-42

Происхождение фразеологизмов русского языка.

2

Лексико-фразеологический разбор текстов; подбор фразеологизмов с тем же значением, какое имеют данные фразеологизмы в других языках.

43-44

Практичес-кая часть

 Особенности образования фразеологизмов (фразеологизмы, происхождение которых связано с историей страны, возникшие в той или иной профессиональной среде).

2

Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов.

45-46

Источники русских фразеологизмов (фразеологизмы, пришедшие из старославянского языка,  фразеологизмы библейского происхождения).

2

Тренировочные упражнения. Работа с русскими по происхождению, заимствованными фразеологизмами.

Практикум. Создание собственного словаря фразеологизмов. Презентации.

47-48

Фразеологические  обороты античного происхождения, фразеологизмы, восходящие к другим языкам.

2

Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ художественных текстов. Создание собственных текстов в заданном стиле.

49-50

Стилистическая характеристика фразеологизмов.

2

 Презентации   собственного словаря фразеологизмов, проектов «По местам происхождения фразеологизмов».

51-52

Фразеологизмы в художественной литературе.

2

Работа с текстами. Написание заметки в газету и подбор   заголовка к ней  подходящим по смыслу фразеологизмом.

53-54

Фразеологизмы в публицистической литературе.

2

Составление текстов в заданном стиле, выработка навыка уместного использования фразеологизмов.

55-56

Фразеологизмы в разговорной речи.

2

Тренировочные упражнения. Работа с мифами. Анализ текстов разговорного стиля. Создание собственных текстов в заданном стиле.

57-58

Обобщающее повторение по всему курсу.

2

Семинар, викторина.

59-60

«Фразеологический праздник».

2

Игры, конкурсы, загадки. Презентации   собственного словаря фразеологизмов, проектов «По местам происхождения фразеологизмов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...