Полные и краткие прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polnye_i_kratkie_prilagatelnye.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Полные и краткие прилагательные*

Урок - практикум

Цели урока:

  • создать условия для осознания учащимися понятия о пол
    ных и кратких прилагательных;
  • содействовать развитию умений различать полные и крат
    кие прилагательные, определять роль кратких прилагательных в
    предложении; правильно произносить наиболее употребительные
    прилагательные;
  • повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике,
    морфологии, орфографии.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Звенит звонок веселый, Зовет нас на урок. Такой порядок в школе -Не забывай, дружок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.

П. Фронтальная работа с классом 1. Фонетическая разминка

1-й ряд. В каком слове произносится гласный [э]?

Бежать, шестой, жёлтый, целый. 2-й ряд. В каком слове произносится гласный [ы]?

Тихий, жизнь, чисто, щи.

2.        Орфоэпическая разминка

В каком слове ударение падает на первый слог? Щекотно, досуг, торты, лыжня.

3.        Буквы е-и в корнях слов

Бл...стать, раст...реть, зам...реть, сд...раю, прот...рать, приб...ру, зап...рать, расст...лить, соб...ру, бл...стит, выт...рать, сд.. .рет, уд.. .рать, подж.. .гать.

4.        Выделить грамматическую  основу,  начертить  схему
предложения, указать части речи

Полил сильный дождь и земля быстро намокла.

Самопроверка по ключу, выставление оценок.

III.        Словарный диктант

Грамматическое задание - поставить вопрос к прилагательному и выделить окончание прилагательного. (Два ученика работают у доски. Работа по вариантам.)

Образец: братца (какого?) хорошего.

        I вариант        II вариант

        весной ранней        на глади синей        

растений весенних        в лесу дремучем        

звездочки ярко-синие        в тень лиловую        

        в воде стоячей        душистую липу        

        у дуба могучего        в настроении весеннем

с целью ближайшей        лошадь горячую        

тишиной поразительной        розу очаровательную

        о дороге дальней        плачем горьким        

IV.        Проблемная ситуация

Учитель: Мы трудились, но кому-то из нас работа показалась однообразной: действительно, в ней не было новизны. Однако за новым материалом дело не станет.

Запишем пословицу «Корень учения горек, а плод сладок».

Докажите, что это пословица. (Краткость, афористичность, ее смысл имеет отношение ко всем людям, эта мудрость справедлива для любого времени, любого народа.)

Эта пословица строится на примере антонимии. Назовите две пары антонимов (корень - плод, горек - сладок.)

Какой частью речи, по-вашему, являются слова горек и сладок? Прилагательные? Но где же у них падежные окончания? И на вопрос «какой? (какая? какое?)» они не отвечают. У кого есть соображения по поводу того, что это не прилагательное? (Ответы учеников.)

V. Изучение нового материала

Грамматические задачи с объяснением нового материала

1. Сравните предложения по составу и способу выражения сказуемых.

Стойкий народ одолеет бойкого врага. Враг боек, да наш народ стоек.

Учитель: Какие прилагательные, по-вашему, полные? В чем выражается их «полнота»?

Какие прилагательные краткие? В чем выражена их «краткость»? На какие вопросы они отвечают?

Одинакова ли у полных и кратких прилагательных синтаксическая роль?

Давайте заполним таблицу, обобщающую наши выводы.

Прилагательные

Полные

Краткие

Изменяются по падежам, родам, числам, т.е. склоняются

Изменяются только по родам и числам

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Являются определениями

Являются сказуемыми

Для чего во второй пословице использованы краткие формы прилагательных? (Для краткости, лаконичности, выразительности; на них падает логическое ударение.)

2. Что происходит при образовании кратких прилагательных? Праздный - празден, праздна, праздно. Послушный - послушен, послушна, послушно.

(В мужском роде появился беглый звук, окончание стало нулевым, в женском и среднем роде появились родовые окончания: -а, -о.)

3. Образовать простые нераспространенные предложения с краткой формой прилагательных от добрый, близкий и подлежащими брат, сестра, друзья, друг, цель, лица (их учитель выписывает на доску).

Учитель:  Прочитаем полученное. Как изменилось ударение в прилагательных в форме женского рода и множественного числа? Брат добр. Сестра добра. Друзья добры. Друг близок. Цель близка. Лица близки.

А теперь вопрос трудный, но интересный (на «5»): почему краткие прилагательные не имеют падежных форм?

(Если дети затрудняются в ответе, то можно предложить ступенчатую работу, задав наводящие вопросы: с каким членом предложения в первую очередь связано краткое прилагательное и в каком падеже стоит подлежащее?)

"Вывод: краткое прилагательное может стоять только в одной форме - одном из трех родов, и ему, как сказуемому, не нужны падежи.]

V.        Физкультурная минутка

VI.        Закрепление нового материала

Задание 1. Образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм. Сделать вывод, все ли прилагательные могут иметь две формы - полную и краткую. Поставить ударение в краткой форме, проверить себя по словарю.

Длинный, каменный, бессердечный, удивительный, вкусный, стеклянный.

Задание 2. Работа по учебнику.

VII.        Творческая работа

Учитель:

...Из шатра,

Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен...

Запишем три последние строки. Перед нами портрет Петра I -полководца во время Полтавского боя русских со шведами. Найдем и подчеркнем краткие прилагательные, задав к ним вопросы.

А вот что критик В.Г. Белинский написал по поводу портрета Петра у А.С. Пушкина: «... изображенное огненными красками... появление Петра поражает читателя».

А что добавите вы к этой рецензии, с точки зрения грамматики? (Главную роль играют здесь краткие прилагательные, передающие сильный характер, собранность, волю Петра к победе.)^

VIII.        Итог урока (подводят учащиеся)
Что узнали? Что было понятно, что нет.
Какой этап урока понравился больше всего?

IX.        Оценки за урок

X.        Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

Цель: Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли. Научить различать полные и краткие прилагательные, о...

План-конспект урока "Полные и краткие прилагательные"

План-конспект урока "Полные и краткие прилагательные" с использованием ЭОР....

урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

Урок русского языка с применением ЭОР "Полные и краткие прилагательные"

Конспект урока русского языка по теме "Полные и краткие прилагательные" для 5 класса с применением электронных образовательных ресурсов. Применение ЭОРов предусматривает прямо во время урока прямой вы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

Данная презентация к уроку русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные" позволяет обучающимся получить представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особе...