Урок письма и развития речи в 5 классе "Первое склонение имен существительных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бузоверова Надежда Алексеевна

Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pisma_i_razvitiya_rechi_v_5_klasse_2.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока письма и развития речи в 5 классе

Тема урока: Первое склонение имён существительных в единственном числе.

Цель: Повторить и систематизировать знания учащихся по теме.

Задачи: 1. Способствовать закреплению знаний обучающихся о первом склонении имён существительных.

2. Развивать каллиграфические навыки, прививать основы орфографической грамотности, умение выслушивать мнение товарищей, рассуждать, делать выводы, сравнивать, активизировать словарный запас.

3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

Воспитывать такие нравственные качества как доброта.

Оборудование: слайдовая презентация, запись музыки П.И Чайковского «Времена года», карточки для работы в парах, индивидуальные карточки, картинки с ромашками, шаблон ромашки, оценочные журналы для учащихся.

Ход урока

I.Организационный момент.  

Добрый день и добрый час!
Очень рада видеть Вас. 

Тренинг-настрой: Проверьте, вы,

Готовы начать урок?

Все на месте, все в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки!

Тихо сели.

И к уроку всё готово!

-  Я вам предлагаю  внимательно прослушать музыкальный отрывок известного композитора П.И Чайковского  и подумать, о каком  он времени года.

 (Звучит отрывок «Времена года» П.И. Чайковского, Апрель, Подснежник.)

Посмотрите небольшой фильм об этом времени года.

 (на фоне музыки)

- Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат весеннего леса. Воздух чистый, тёплый.

-Вот выглянуло солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и предаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

- О каком времени года музыкальный отрывок?

-Какие звуки помогли вам определить, что это весна?

Весенняя тематика нас будет сопровождать на протяжении всего урока.

Прикоснитесь ко мне добротой

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной

Озарится душа красотой!

-Ребята, а что такое, по - вашему, доброта?

- Я полностью с вами согласна. Действительно доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда не ссорится, всегда улыбается

- А вы знаете, что символом доброты является ромашка? 

- На уроке вы будете заполнять свой ромашковый журнал. Каждое  задание будете оценивать ромашкой. Но  ромашки   разной величины, большие, средние и маленькие. Если ваш ответ будет полным, грамотным, задания выполнены без ошибок вы возьмёте большую ромашку и прикрепите её в журнал, если допустили 1-2 ошибки и ваш ответ был не совсем полным, то это средняя ромашка, ну и маленькая ромашка достанется тому, кто сегодня не  будет стараться на уроке.

Кто соберёт за урок 6 и больше больших ромашек, в конце урока получит оценку «5».

«4»  -  5-4 ромашек

«3» -  3-2 ромашки

Мы будем работать все вместе, парами и самостоятельно и  в конце урока оцените себя.

Гимнастика для мозга и для рук.

-Для того чтобы вы правильно отвечали и красиво писали на уроке, выполним гимнастику для мозга и пальчиков.

Помассируем точки мозга.

1.Упражнение «Позитивные точки»

-Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза. Лёгким давлением помассируйте. Нашли следующую точку между бровями и тоже помассируйте.

2. Упражнение «Шляпа мышления»

-Теперь большими и указательными пальцами обеих рук оттяните уши немного назад, расправляя их. Начните с верхнего края уха и, массируя их, спускайтесь постепенно вниз, до кончиков мочки уха.

Пальчиковая гимнастика

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя с большим пальцем. Упражнение выполняем с каждой рукой отдельно, затем вместе. Встряхнули кисти рук.

II. Актуализация опорных знаний

1.Самоопределение к деятельности (проблемная ситуация) 

-Давайте попробуем определить, над какой большой темой мы работаем.

( На слайде показаны слова: доброта, дорога, аллея, земля.)

- Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?

Имя Существительное – это тема, над которой мы работаем уже несколько уроков.

- На какие 2 группы можно разделить существительные на слайде?

- Можно ли по окончанию определить, к какому склонению относятся существительные  каждой группы?

- Итак, определите, над какой темой мы будем с вами работать сегодня? (Первое склонение имен существительных в единственном числе.)

2. Оформление тетрадей.

-Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно.  

Отступите от прошлой работы две строчки и запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока. 

(работа в тетрадях, запись числа, классная работа, тема урока)

-Итак, сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать имена существительные, но остановимся подробнее на изучении 1 склонения имен существительных.

- Как вы думаете, важна ли эта тема для нас?

- Этот вопрос будет для нас сегодня главным на уроке.

3.Выявление цели и задач урока.

Ромашки знаний

- Как вы думаете над чем нам предстоит поработать?

Вспомним------------( какая часть речи  называется именем существительным, типы склонений имен существительных и их падежные окончания)

Узнаем----------------(для чего нужно знать падежные окончания имен существительных 1склонения единственного числа)

Научимся-------------(правильно определять  падежные окончания существительных 1склонения единственного числа на письме и в устной речи)

 Это будут наши задачи.

III. Повторение.

1.

-Начнём повторение с  работы в парах.

-Выберите правильный вариант ответа и подчеркните его. (Слайд)

Тест

1.Что такое имя существительное?

а) часть слова;

б) часть речи;

в) часть предложения.

2. Что обозначает имя существительное?

а) предмет;

б) действие предмета;

в) признак предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

а) кто? что?

б) какой? какая? какое? Какие?

4. Чем является имя существительное в предложении?

а) сказуемым;

б) подлежащим;

в ) подлежащим или второстепенным членом предложения.

5.Как определить склонение имени существительного?

а) по предлогу;

б) по окончанию;

в) по роду и окончанию.

6. Что имеет имя существительное?

а) род;

б) склонение;

в) род и склонение.

7. Как  изменяется имя существительное?

а) по падежам;

б) по падежам и числам;

в) по числам.

Проверка. Оцени друга.

Вывод.

Схема.

                                                          Имя существительное (по щелчку)

часть   обозначает        отвечает    на вопросы                    имеет                                          изменяется

             предмет             кто?                                                  род                                              по падежам

                                        что?                                                 склонение                                     по числам

2. Словарная работа

-Словарь мы продолжаем изучать, вам просто, надо слово отгадать.

Послушайте загадку и отгадайте наше новое словарное слово.

Крыльев нет, но эта птица полетит – и прилунится.

(Ракета)

-Знакомо ли вам, слово?

-  Какое значение имеет слово “ракета”?  (1 – Летательный аппарат, 2 – снаряд для фейерверков, 3 – быстроходное судно на подводных крыльях) Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)

Обратимся к истокам слова. Слово ракета пришло к нам из итальянского языка «рокко», то есть «веретено». Тогда ракеты применялись только для фейерверков и походили на веретено. После выстрела ракета ярко светится. А теперь, человек запускает в космос. А для чего?

- Для того чтобы изучать землю, луну, звезды.

- В слове «ракета» рак сидит. Он после «р» «а» писать велит. Запишите слово в тетрадь и выполните звуко - буквенный анализ его.

- Определите склонение у этого слова.

-Подберите однокоренные слова к слову ракета.

 - Значение слова ракета мы сегодня выяснили.

 - А какое значение имеет слово ракетчик?

Ракетчик - военнослужащий ракетных войск, т.е тот кто запускает ракеты.

- Какой корень у этих слов? ( -ракет-)

Задание сюрприз в конверте.

- Давайте из данных  осколков соберем картинку. Что получилось на картинке?  (Ракета)

 - А вы знаете, кто был первым космонавтом Земли? (Ю.А. Гагарин)

- Когда мы отмечаем день космонавтики? (12-апреля День космонавтики.)

Прочитаем получившееся предложение (Ракета летит в космос.)

- Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Проверка

Оцени себя

Гимнастика для глаз.

Мы сейчас немного порисуем глазками.

Последите глазами за ракетой.

Глазки закрыли. Расслабились.

Открыли глазки.

III.Изучение нового материала.

  1.Введение в тему.

-Итак, тема нашего урока: « Первое склонение имен существительных в единственном числе». 

- Давайте составим памятку, как  определить склонение имени существительного.

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

-  поставить имя существительное в начальную форму,

- А что такое начальная форма существительных?

 (Начальная форма существительных - это именительный падеж единственного числа.)

-  А почему так называют первый падеж, именительный?  ( Именительный падеж, он называется так потому, что даёт название предметам.)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п.? ( Существительные в И.п. отвечают на вопросы: кто? что?)

- определить род,

- А какого рода имена существительные 1 склонения? (м.р., ж.р.)

- выделить окончание,

- Какое окончание? (-а,-я.)

- по роду и окончанию определить склонение.

- Эта памятка есть у вас на партах, переверните её, она вам поможет выполнить следующее задание.

2.Работа в парах

- Работать будете в парах, ведь недаром говорят « Один ум хорошо, а два лучше».

Как ярко светит солнце в окно, ещё ярче излучает свет со страниц ваших тетрадей. Идёт весна.

Прочитайте текст.

Наступила весна. Природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну « утром года». Весной ослепительно светит солнышко. Оно греет лицо, руки, землю. Задание:  найдите в тексте имена существительные только 1 склонения, запишите их.

Проверка. ( Природа, весна, рука, земля.)

Оцените друг друга.

- Докажите, что это имена существительные 1 склонения.( Это имена существительные женского и рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончания -а, -я.)

- А знаете ли вы о том, как издавна говорили в народе о весне?

 В природе бывает три весны:

- весна - света (март - светит солнце, начинает таять снег)

-весна - воды (апрель - повсюду вода)- безопасное поведение на водоёмах.

-весна - зелени (май - время зеленой травы, первой зелени, цветов ) и неслучайно в глубокой древности Новый год встречали именно 1 марта, когда просыпалась природа и ожидали нового урожая.

2.Повторение изученного материала.

1. Работа с пословицей.

- А сейчас прочитайте пословицу.

Земля согревается солнышком, а душа добротой.

- О чём она? ( о доброте и солнце)

-Как вы объясните пословицу?

- Найдите в предложении имена существительные и определите род, число.

- Как вы это определяли? Сделайте выводы.

-Просклоняйте слава: земля-1ряд, доброта-2ряд.

- А что значит просклонять? ( Изменить имена существительные по падежам.)

- Сколько падежей в русском языке?

Проверка.

- Какое  окончание имеют  в родительном падеже имена существительные 1 склонения (-ы,- и.), какое окончание в дательном и предложном падежах (-е). Какой же вывод мы сделаем? ( В Д.п. и П.п. одинаковые окончания)

- Как же отличить существительные в  Д.п. от  существительных  в П.п?

Вывод: существительные 1 склонения в дательном и предложном падежах имеют одинаковые окончания, но различаются по вопросам и предлогами.

 Физкультминутка.

-Я буду называть  слова. Если услышите существительное, относящееся к 1 скл. – приседайте, если нет – хлопки над головой.

(Весна, час, улица, минута, дерево, город, бумага, озеро, столица, перо, дрозд)

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа с учебником

С.181, упр.289-  работа у доски

- Читаем задание. Объяснение орфограмм.

К доске пойдет ….

2.Игра «Собери ромашку доброты». Посмотрите на доску. Здесь  серединка ромашки. На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека.

Задание: найдите имена существительные 1 склонения.

1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота.

2.Внимание, уважение, мир.

 3. Скромность, честность, чуткость, любовь.

-Молодцы! Всё сделали верно!

- У нас получилась ромашка доброты. Кто работал у доски возьмите большую ромашку.

V. Поведение итогов

Вспомни!

К 1-му склонению относятся имена существительные ________ и _______ рода, с окончаниями -___, -___.

-И так сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили, что такое 1 склонение имен  существительных в единственном числе.

Наш урок  подошёл к концу. Какой Главный вопрос мы с вами ставили в начале урока?

-  Для чего мы изучаем части речи, типы склонения? ( Для того чтобы знать части речи,  распознавать части речи, определять у имен существительных склонение, то есть чтобы быть грамотными.)

Какой путь для этого мы проделали? 

Вспомнили------------( какая часть речи  называется именем существительным, типы склонений имен существительных и их падежные окончания)

Узнали----------------(для чего нужно знать падежные окончания имен существительных 1склонения единственного числа)

Научились-------------(правильно определять  падежные окончания существительных 1склонения единственного числа на письме и в устной речи)

- Оцените свою работу на уроке.

-Посмотрите в свой ромашковый журнал и посчитайте ромашки.

о работал на «5»…..

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Значит, урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, познавательным.

- А теперь давайте вернемся к ромашке доброты. Какими качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый?

- Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям.

-Быть добрым - значит быть внимательным, чутким. Помните, нас окружает красота, и её надо беречь.

 2.Домашнее задание по группам (объяснение)

-Дома 1группе нужно написать мини сочинение на тему « Для чего на свете нужна доброта». Вторая группа – составляют из данных слов предложения на эту тему.

 (2 группа)    

 Карточка                                      

Задание: составить из данных слов предложения.

Всегда, добро, зло, побеждает.

Добро, творя, обязательно, к, тебе, вернётся, добро, и.

Дела, хорошие, очень, делать, приятно.

3.Рефлексия.

Своими ромашками украсим корзины доброты….

  1. Старался, у меня все получилось!
  2. Старался, но были ошибки.
  3. У меня не получилось, но я буду стараться.

Спасибо за старание, ведь главное – желание,

А навыки и знания с годами к вам придут.

Песенка «Живет повсюду доброта»

                                Использованы материалы

  1. Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2011., 263 с., ил.  
  2.  Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку: Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2-е издание, 2002.-141 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"

Цели: познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии....

Разработка открытого урока письма и развития речи по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"

Урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему « Обобщающее повторение по теме «Склонение имен существительных в единственном числе»

ЦЕЛЬ: Систематизировать и обобщить знания по теме «Имена существительные 1, 2, 3 склонения».ЗАДАЧИ: - Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному;- развивать орфог...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...