Урок письма и развития речи в 5 классе "Первое склонение имен существительных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pisma_i_razvitiya_rechi_v_5_klasse_2.docx | 37.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока письма и развития речи в 5 классе
Тема урока: Первое склонение имён существительных в единственном числе.
Цель: Повторить и систематизировать знания учащихся по теме.
Задачи: 1. Способствовать закреплению знаний обучающихся о первом склонении имён существительных.
2. Развивать каллиграфические навыки, прививать основы орфографической грамотности, умение выслушивать мнение товарищей, рассуждать, делать выводы, сравнивать, активизировать словарный запас.
3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
Воспитывать такие нравственные качества как доброта.
Оборудование: слайдовая презентация, запись музыки П.И Чайковского «Времена года», карточки для работы в парах, индивидуальные карточки, картинки с ромашками, шаблон ромашки, оценочные журналы для учащихся.
Ход урока
I.Организационный момент.
Добрый день и добрый час!
Очень рада видеть Вас.
Тренинг-настрой: Проверьте, вы,
Готовы начать урок?
Все на месте, все в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки!
Тихо сели.
И к уроку всё готово!
- Я вам предлагаю внимательно прослушать музыкальный отрывок известного композитора П.И Чайковского и подумать, о каком он времени года.
(Звучит отрывок «Времена года» П.И. Чайковского, Апрель, Подснежник.)
Посмотрите небольшой фильм об этом времени года.
(на фоне музыки)
- Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат весеннего леса. Воздух чистый, тёплый.
-Вот выглянуло солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и предаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
- О каком времени года музыкальный отрывок?
-Какие звуки помогли вам определить, что это весна?
Весенняя тематика нас будет сопровождать на протяжении всего урока.
Прикоснитесь ко мне добротой
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной
Озарится душа красотой!
-Ребята, а что такое, по - вашему, доброта?
- Я полностью с вами согласна. Действительно доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда не ссорится, всегда улыбается
- А вы знаете, что символом доброты является ромашка?
- На уроке вы будете заполнять свой ромашковый журнал. Каждое задание будете оценивать ромашкой. Но ромашки разной величины, большие, средние и маленькие. Если ваш ответ будет полным, грамотным, задания выполнены без ошибок вы возьмёте большую ромашку и прикрепите её в журнал, если допустили 1-2 ошибки и ваш ответ был не совсем полным, то это средняя ромашка, ну и маленькая ромашка достанется тому, кто сегодня не будет стараться на уроке.
Кто соберёт за урок 6 и больше больших ромашек, в конце урока получит оценку «5».
«4» - 5-4 ромашек
«3» - 3-2 ромашки
Мы будем работать все вместе, парами и самостоятельно и в конце урока оцените себя.
Гимнастика для мозга и для рук.
-Для того чтобы вы правильно отвечали и красиво писали на уроке, выполним гимнастику для мозга и пальчиков.
Помассируем точки мозга.
1.Упражнение «Позитивные точки»
-Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза. Лёгким давлением помассируйте. Нашли следующую точку между бровями и тоже помассируйте.
2. Упражнение «Шляпа мышления»
-Теперь большими и указательными пальцами обеих рук оттяните уши немного назад, расправляя их. Начните с верхнего края уха и, массируя их, спускайтесь постепенно вниз, до кончиков мочки уха.
Пальчиковая гимнастика
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя с большим пальцем. Упражнение выполняем с каждой рукой отдельно, затем вместе. Встряхнули кисти рук.
II. Актуализация опорных знаний
1.Самоопределение к деятельности (проблемная ситуация)
-Давайте попробуем определить, над какой большой темой мы работаем.
( На слайде показаны слова: доброта, дорога, аллея, земля.)
- Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?
Имя Существительное – это тема, над которой мы работаем уже несколько уроков.
- На какие 2 группы можно разделить существительные на слайде?
- Можно ли по окончанию определить, к какому склонению относятся существительные каждой группы?
- Итак, определите, над какой темой мы будем с вами работать сегодня? (Первое склонение имен существительных в единственном числе.)
2. Оформление тетрадей.
-Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно.
Отступите от прошлой работы две строчки и запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока.
(работа в тетрадях, запись числа, классная работа, тема урока)
-Итак, сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать имена существительные, но остановимся подробнее на изучении 1 склонения имен существительных.
- Как вы думаете, важна ли эта тема для нас?
- Этот вопрос будет для нас сегодня главным на уроке.
3.Выявление цели и задач урока.
Ромашки знаний
- Как вы думаете над чем нам предстоит поработать?
Вспомним------------( какая часть речи называется именем существительным, типы склонений имен существительных и их падежные окончания)
Узнаем----------------(для чего нужно знать падежные окончания имен существительных 1склонения единственного числа)
Научимся-------------(правильно определять падежные окончания существительных 1склонения единственного числа на письме и в устной речи)
Это будут наши задачи.
III. Повторение.
1.
-Начнём повторение с работы в парах.
-Выберите правильный вариант ответа и подчеркните его. (Слайд)
Тест
1.Что такое имя существительное?
а) часть слова;
б) часть речи;
в) часть предложения.
2. Что обозначает имя существительное?
а) предмет;
б) действие предмета;
в) признак предмета.
3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? Какие?
4. Чем является имя существительное в предложении?
а) сказуемым;
б) подлежащим;
в ) подлежащим или второстепенным членом предложения.
5.Как определить склонение имени существительного?
а) по предлогу;
б) по окончанию;
в) по роду и окончанию.
6. Что имеет имя существительное?
а) род;
б) склонение;
в) род и склонение.
7. Как изменяется имя существительное?
а) по падежам;
б) по падежам и числам;
в) по числам.
Проверка. Оцени друга.
Вывод.
Схема.
Имя существительное (по щелчку)
часть обозначает отвечает на вопросы имеет изменяется
предмет кто? род по падежам
что? склонение по числам
2. Словарная работа
-Словарь мы продолжаем изучать, вам просто, надо слово отгадать.
Послушайте загадку и отгадайте наше новое словарное слово.
Крыльев нет, но эта птица полетит – и прилунится.
(Ракета)
-Знакомо ли вам, слово?
- Какое значение имеет слово “ракета”? (1 – Летательный аппарат, 2 – снаряд для фейерверков, 3 – быстроходное судно на подводных крыльях) Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)
Обратимся к истокам слова. Слово ракета пришло к нам из итальянского языка «рокко», то есть «веретено». Тогда ракеты применялись только для фейерверков и походили на веретено. После выстрела ракета ярко светится. А теперь, человек запускает в космос. А для чего?
- Для того чтобы изучать землю, луну, звезды.
- В слове «ракета» рак сидит. Он после «р» «а» писать велит. Запишите слово в тетрадь и выполните звуко - буквенный анализ его.
- Определите склонение у этого слова.
-Подберите однокоренные слова к слову ракета.
- Значение слова ракета мы сегодня выяснили.
- А какое значение имеет слово ракетчик?
Ракетчик - военнослужащий ракетных войск, т.е тот кто запускает ракеты.
- Какой корень у этих слов? ( -ракет-)
Задание сюрприз в конверте.
- Давайте из данных осколков соберем картинку. Что получилось на картинке? (Ракета)
- А вы знаете, кто был первым космонавтом Земли? (Ю.А. Гагарин)
- Когда мы отмечаем день космонавтики? (12-апреля День космонавтики.)
Прочитаем получившееся предложение (Ракета летит в космос.)
- Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Проверка
Оцени себя
Гимнастика для глаз.
Мы сейчас немного порисуем глазками.
Последите глазами за ракетой.
Глазки закрыли. Расслабились.
Открыли глазки.
III.Изучение нового материала.
1.Введение в тему.
-Итак, тема нашего урока: « Первое склонение имен существительных в единственном числе».
- Давайте составим памятку, как определить склонение имени существительного.
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
- поставить имя существительное в начальную форму,
- А что такое начальная форма существительных?
(Начальная форма существительных - это именительный падеж единственного числа.)
- А почему так называют первый падеж, именительный? ( Именительный падеж, он называется так потому, что даёт название предметам.)
- На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п.? ( Существительные в И.п. отвечают на вопросы: кто? что?)
- определить род,
- А какого рода имена существительные 1 склонения? (м.р., ж.р.)
- выделить окончание,
- Какое окончание? (-а,-я.)
- по роду и окончанию определить склонение.
- Эта памятка есть у вас на партах, переверните её, она вам поможет выполнить следующее задание.
2.Работа в парах
- Работать будете в парах, ведь недаром говорят « Один ум хорошо, а два лучше».
Как ярко светит солнце в окно, ещё ярче излучает свет со страниц ваших тетрадей. Идёт весна.
Прочитайте текст.
Наступила весна. Природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну « утром года». Весной ослепительно светит солнышко. Оно греет лицо, руки, землю. Задание: найдите в тексте имена существительные только 1 склонения, запишите их.
Проверка. ( Природа, весна, рука, земля.)
Оцените друг друга.
- Докажите, что это имена существительные 1 склонения.( Это имена существительные женского и рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончания -а, -я.)
- А знаете ли вы о том, как издавна говорили в народе о весне?
В природе бывает три весны:
- весна - света (март - светит солнце, начинает таять снег)
-весна - воды (апрель - повсюду вода)- безопасное поведение на водоёмах.
-весна - зелени (май - время зеленой травы, первой зелени, цветов ) и неслучайно в глубокой древности Новый год встречали именно 1 марта, когда просыпалась природа и ожидали нового урожая.
2.Повторение изученного материала.
1. Работа с пословицей.
- А сейчас прочитайте пословицу.
Земля согревается солнышком, а душа добротой.
- О чём она? ( о доброте и солнце)
-Как вы объясните пословицу?
- Найдите в предложении имена существительные и определите род, число.
- Как вы это определяли? Сделайте выводы.
-Просклоняйте слава: земля-1ряд, доброта-2ряд.
- А что значит просклонять? ( Изменить имена существительные по падежам.)
- Сколько падежей в русском языке?
Проверка.
- Какое окончание имеют в родительном падеже имена существительные 1 склонения (-ы,- и.), какое окончание в дательном и предложном падежах (-е). Какой же вывод мы сделаем? ( В Д.п. и П.п. одинаковые окончания)
- Как же отличить существительные в Д.п. от существительных в П.п?
Вывод: существительные 1 склонения в дательном и предложном падежах имеют одинаковые окончания, но различаются по вопросам и предлогами.
Физкультминутка.
-Я буду называть слова. Если услышите существительное, относящееся к 1 скл. – приседайте, если нет – хлопки над головой.
(Весна, час, улица, минута, дерево, город, бумага, озеро, столица, перо, дрозд)
IV. Закрепление изученного материала.
- Работа с учебником
С.181, упр.289- работа у доски
- Читаем задание. Объяснение орфограмм.
К доске пойдет ….
2.Игра «Собери ромашку доброты». Посмотрите на доску. Здесь серединка ромашки. На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека.
Задание: найдите имена существительные 1 склонения.
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота.
2.Внимание, уважение, мир.
3. Скромность, честность, чуткость, любовь.
-Молодцы! Всё сделали верно!
- У нас получилась ромашка доброты. Кто работал у доски возьмите большую ромашку.
V. Поведение итогов
Вспомни!
К 1-му склонению относятся имена существительные ________ и _______ рода, с окончаниями -___, -___.
-И так сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили, что такое 1 склонение имен существительных в единственном числе.
Наш урок подошёл к концу. Какой Главный вопрос мы с вами ставили в начале урока?
- Для чего мы изучаем части речи, типы склонения? ( Для того чтобы знать части речи, распознавать части речи, определять у имен существительных склонение, то есть чтобы быть грамотными.)
Какой путь для этого мы проделали?
Вспомнили------------( какая часть речи называется именем существительным, типы склонений имен существительных и их падежные окончания)
Узнали----------------(для чего нужно знать падежные окончания имен существительных 1склонения единственного числа)
Научились-------------(правильно определять падежные окончания существительных 1склонения единственного числа на письме и в устной речи)
- Оцените свою работу на уроке.
-Посмотрите в свой ромашковый журнал и посчитайте ромашки.
о работал на «5»…..
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
Значит, урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, познавательным.
- А теперь давайте вернемся к ромашке доброты. Какими качествами должен обладать человек, про которого говорят, что он добрый?
- Будьте и вы добры ко всем окружающим вас людям.
-Быть добрым - значит быть внимательным, чутким. Помните, нас окружает красота, и её надо беречь.
2.Домашнее задание по группам (объяснение)
-Дома 1группе нужно написать мини сочинение на тему « Для чего на свете нужна доброта». Вторая группа – составляют из данных слов предложения на эту тему.
(2 группа)
Карточка
Задание: составить из данных слов предложения.
Всегда, добро, зло, побеждает.
Добро, творя, обязательно, к, тебе, вернётся, добро, и.
Дела, хорошие, очень, делать, приятно.
3.Рефлексия.
Своими ромашками украсим корзины доброты….
- Старался, у меня все получилось!
- Старался, но были ошибки.
- У меня не получилось, но я буду стараться.
Спасибо за старание, ведь главное – желание,
А навыки и знания с годами к вам придут.
Песенка «Живет повсюду доброта»
Использованы материалы
- Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2011., 263 с., ил.
- Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку: Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2-е издание, 2002.-141 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"
Цели: познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии....
Урок письмо и развития речи по теме "Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова"
Конспект урока разработан для учащихся 5 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида...
Разработка открытого урока письма и развития речи по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"
Урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему « Обобщающее повторение по теме «Склонение имен существительных в единственном числе»
ЦЕЛЬ: Систематизировать и обобщить знания по теме «Имена существительные 1, 2, 3 склонения».ЗАДАЧИ: - Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному;- развивать орфог...
Конспект урока по письму и развитию речи 6 класс «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Урок с использованием разноуровневых заданий...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...
Конспект урока по русскому языку 7 класс Тема: "Склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление изученного"
Конспект урока русского языка рассчитан на обучающихся коррекционной школы....