Урок письма и развития речи в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"
методическая разработка (6 класс) по теме

Наливайко Татьяна Левоновна

Цели: 

  • познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;
  • формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;
  • воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма и развития речи  в 6-м классе по теме "Три склонения имен существительных"

Цели:

познакомить учащихся с тремя склонениями имен существительных;

формировать умение определять склонение по роду и начальной форме;

воспитывать интерес к русскому языку, любовь к поэзии.

Оборудование: учебник, тетради, таблица «Три склонения имен существительных», индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть этот урок?

Дети. Интересным, чтобы узнали что-то новое.

     II. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем о трех склонениях имен существительных.

Учитель. Наш урок мы начнем с минутки чистописания. Давайте пропишем заглавную и строчную букву К.

Образец:__________________

Учитель. Назовите слова, которые пишем с заглавной буквы К.

Дети. Катя, каникулы.

Учитель. Вспомните и напишите словарные слова на эту букву. Определите у существительных род.

. Объяснение новой темы.

Учитель. Что вам раздали?

Дети. Карточки со словами

Учитель. Почему они состоят из двух частей?

Дети.1 часть-основа слова, 2 часть - окончание.

Учитель. Почему у слов меняются окончания?

Дети. Потому что существительные изменяются по падежам,  а  падежей в русском языке 6.

Учитель. Повторим падежи. На какие вопросы отвечают падежи?

Учитель. Чем Именительный падеж отличается от всех остальных?

Дети. Форма Именительного падежа считается начальной формой.

Учитель. А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто из вас самый наблюдательный? Возьмите карточку со словом капуста  и карандашом впишите окончания.

Учитель. Назовите только окончания (на доске учитель записывает окончания в столбик)

У всех так? (если у кого не так, то учитель наводящими вопросами подводит к правильному ответу)

Аналогичная работа проводится со словом кухня. В результате на доске появляется запись:

-а -я

-ы -и

-е -е

-у -ю

-ой -ей

-е -е

Учитель. А теперь так же рассмотрим слово Коля.

Проделав эту работу, выписав окончания, учащиеся убеждаются, что окончания совпадают с предыдущими.

Учитель. Теперь в пустую карточку запишите любое имя существительное, чтобы его окончание совпало с нашими и просклоняйте.

Учитель. Что вы заметили?

Дети. Оказывается, в русском языке есть такая группа слов, которая при склонении имеет одинаковые падежные окончания.

Учитель. Что их объединяет?

Дети. Мужской и женский род с окончанием -а, -я.

Учитель. Давайте рассмотрим карточки со словом канал. Просклоняйте.

В пустой клетке просклоняйте свое существительное.

Учитель. Значит, есть другая группа слов, которая при склонении имеет одинаковые окончания

Учитель. Какие слова входят в эту группу?

Дети. Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.

Аналогично рассматривается слово картечь. (Параллельно учитель проводит словарную работу по разъяснению значения данного слова).

Вывод: К третьей группе относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

Учитель. Мы с вами только что узнали, что у существительных женского, мужского, среднего рода бывают разные падежные окончания.

 Учитель. Откройте учебник. Чтение правила по частям. Прочитайте первое предложение.

По окончаниям и по роду существительные делятся на 1,2,3 склонение.

      III. Закрепление нового материала.

Работа с таблицей «Три склонения имен существительных»

1скл.

2скл.

3скл.

м.р. -а, -я

м.р.  -

ж.р.

ж.р. -а, -я

с.р. -о,-е

Учитель. Для того чтобы определить склонение, что нужно знать?

Дети. Определить род имен существительных. Выделить окончание.

Учитель. А между прочим, и ваши имена относятся к одному их склонений. Встаньте те, у кого имена 1 склонения, затем 2 склонения.

У некоторых имя может быть и 1 и 2 склонения. (Владимир - Вова, Михаил - Миша).

Учитель. Прочитайте слова, которые написаны на доске.

Учитель. Выпишите из этих слов по 3 слова каждого склонения.

Какие существительные относятся к 1склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?

        IV. Подведение итогов.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

По таблице дети сами рассказывают, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.

Комментарии к оценкам учащихся, оценки.

        V. Домашнее задание

Учитель.  В домашнее работе просклоняйте свое имя и имя товарища по парте.

 Давайте пожелаем друг другу всего доброго и хорошего. Урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Урок письма и развития речи в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Цель: дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов....

Презентация к уроку письма и развития речи в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"

Данная презентация использовалась в качестве сопровождения урока письма и развития речи в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное". В ней отражен...

Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"

Тема. «Деловое письмо:заявление»I.Огр.момент-Здравствуйте, ребята!-Садитесь!- Сегодня у нас немного необычный урок.- Кто скажет, чем он необычен? (гости)- Верно.- Но за годы обучения в шко...

Урок письма и развития речи в 5 классе. "Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепление."

Тема урока: Три склонения имён существительных. Упражнения на закрепления.Тип урока: Закрепление  знаний, умений и навыков.Структура урока: комбинированныйХарактеристика класса: В 5 «А&raqu...