План-конспект урока "СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шарафиева Оксана Евгеньевна

План-конспект урока "СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soyuz.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тип урока: урок общеметодической направленности

Используемые технологии: здоровьсбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, коллективной и индивидуальной деятельности

Планируемые результаты:

- предметные: научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении

- метапредметные: коммуникативные: определять цели и функции участников, способы общения; регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемы в ходе исследования союзов

- личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности

УМК «Русский язык 7 класс» авт. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Москва, «Просвещение», 2011

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Задание: разделите части речи на две группы

Существ                         Предлог

      Прил                                Союз

      Глагол

      Наречие

      Причаст

      Дееприч

      Местоим

      Числит

       Катег.сост

- По какому признаку вы разделили? /самост. – служебн

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

   / в отличие от самостоятельных частей речи служебные не изменяются и не являются членами предложения /

- Какие части речи пропущены?

- Какую часть речи из присутствующих здесь мы еще не изучали?

3. Запись темы урока: Союз как часть речи

- Какова будет цель урока?

4. Заранее подготовленный ученик рассказывает об этимологии слова «союз»

/ из ст-сл. языка. Образовано с помощью приставки съ (со обозначает сближение, связь, например: содружество, согласие, сотворчество), родственно со словами узел, вязать, узы. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место)

- Какие еще слова с приставкой со- вы знаете?

5. Запись и анализ предложений, построение схем для объяснения постановки ЗП.

  1. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.

  1. Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.

- Дайте характеристику предложениям

- Просмотрите стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Какие еще союзы использует Пушкин? Что они связывают?

- Сделайте вывод: что такое союз? Для какой цели служат союзы?

Чтение правила по учебнику.

- На какие группы делятся союзы?

- Как вы понимаете, какие союзы называются простыми, а какие составными?

- Какие союзы называются сочинительными? подчинительными? Какая разница между ними?

6. Работа с текстом.

Предлог и союз очень дружны. Для того чтобы дружить, нужно иметь много общего. Но чтобы не скучать вместе, надо иметь и различия (в чем вы их видите?). Жизнь этих слов достаточна разнообразна: предлог помогает то существительному, то местоимению, то числительному. Союз связывает то однородные члены предложения, то части предложения. С тех пор как люди научились говорить и писать, союзы помогают им в этом.

 

- Какие группы союзов встретились в данном тексте?

- Какой вопрос ставят перед нами авторы текста?

                   Предлог                                                           Союз

Соединяет зависимые друг от друга           Соединяет независимые слова внутри

слова внутри словосочетания                       предложения или его частей

осуществляет связь при помощи окон-       осуществляет связь самостоятельно

чания

- Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным?

/ союз И – сообщение заранее подготовленного ученика:

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

«Но почему?» - спросите вы. Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется. А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Все знают, что если в тексте повторяется одно и то же слово, то его нужно заменить. Однако повторы могут быть особым приёмом выразительности в художественных и публицистических текстах. Это прием называется многосоюзием. С их помощью выделяется наиболее важное в тексте, подчеркивается то, на что хочет обратить внимание читателя автор. В стихах и песнях повторы помогают создать ритм.

   

Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина:

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И  царский лик его прекрасен.

- Из какого произведения эти строки? /поэма «Полтава»/

- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?        

    /да, т.к. предложения связаны по смыслу и грамматически/

- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? / с помощью союза И /

Вывод: Союзы могут связывать еще и предложения в тексте.

- Послушайте высказывание известного критика В.Г.Белинского о стихе А.С.Пушкина:

Он нежен, сладостен, мягок, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря.

- Какой союз автор повторяет много раз? Какими синонимичными союзами его можно заменить? (словно, будто, точно) Почему он этого не делает?

/обращает внимание на богатство поэтической речи А.С.Пушкина/

7. Работа с учебником (упр. 313)

8. Шарады:

* Предлог – часть первая,

   Союз – вторая,

   А целое имеют корабли.

   И без него, я точно знаю,

   Им не добраться до земли.

          (киль – продольный брус, проходящий по всей длине судна в середине его днища)

  • Раз – союз и два – союз,

Заключили мы союз;

К нам пришел еще предлог –

Получился порошок.

Если этот порошок

Молоком разбавим,

Удовольствие большое

Всем друзьям доставим.

                             (какао)

9. Подведение итогов урока  

- О чем говорили на уроке? Что нового узнали?

10.  Рефлексия. Тест

ТЕСТ

1.        В русском языке есть ___________________ и служебные части речи.

2.        Служебные части речи – это_____________________________________________.

3.        Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется _______________________________.

4.        Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется_______________________.

5.        Союзы бывают__________________________________________________________.

6.        В этом предложении союз соединяет однородные члены предложения:

1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.

2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.

3) С неба не падал, не сеялся, а словно оседал мелкий дождь.

      7. В этом предложении союз связывает простые предложения в составе сложного:

1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.

2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.

3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.

11. Заключение:

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Союз не станет членом предложения:

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

И в сочинении, и в подчинении

Незаменим и помнит роль свою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи

Цель  урока:  познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...

План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

План-конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Глагол как часть речи»

Данные материалы подготовлены для использования преподавателями русского языка при изучении или повторении частей речи в 5-6 классе....

план -конспект урока"Наречие как часть речи"

При разработке урока учтены индивидуальные особенности учащихся.Урок-игра. Учащиеся знакомятся с морфологическими признаками наречия , оправляясь в кругосветное путешествие на фрегатах....

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" для обучающихся VII вида (ЗПР)...