Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК М.М. Разумовской и др. Тема урока: «Времена глагола»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чебаненко Антонина Алексеевна

Комбинированный урок с применением технологии смыслового чтения. Тему урока обучающиеся определяют по анаграмме, предложенной учителем. Используется работа в парах, взаимопроверка; составление кластера; работа со словарём синонимов; составление синквейна. Ученики  выполняют индивидуальные задания на компьютере. Используется  универсальное мультимедийное пособие  к учебнику М.М. Разумовской и др. ФГОС «Русский язык. 5 класс.» Издательство «Экзамен».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чебаненко Антонина Алексеевна – учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 384 города Москвы

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Времена глагола»

Класс: 5 класс

УМК: Русский язык 5 класс М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Времена глагола

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую, находить ключевые слова, ставить вопросы, определять главную мысль, структурировать материал  с помощью кластера, обобщать, делать выводы, составлять синквейн, опираясь на основную информацию текста), проблемной и коммуникативной (работать в парах, фронтально, индивидуально);                                                                                                                                                                       содержательная: развитие речевых способностей обучающихся, повторение материала о временах глагола, видах, наклонениях.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Оргмомент.

Цель: создание условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга; проверяют готовность к уроку; психологически настраиваются на урок.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками

  1. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: повторить вид и наклонения глагола; потренироваться в образовании формы повелительного  наклонения от инфинитива (трудных слов); способствовать развитию речи обучающихся; актуализировать мыслительные операции: сравнение, выделение главного, анализ; развивать умение определять цели и задачи урока в зависимости от темы.

Нестандартный подход к определению темы урока

- О чём мы говорили на прошлом уроке? (об образовании повелительного наклонения)

Проверяем домашнее задание.

- упр 635 (проверяем и объясняем)

Эвристическая беседа:

- Скажите, как образуются формы повелительного наклонения (п.80)

- Нулевое окончание в глаголах повелительного наклонения – это показатель чего? (ед. числа)

- Какое окончание имеют глаголы повелительного наклонения во множественном числе? (-те)

- Образуйте форму повелительного наклонения от инфинитива:

Лечь – ляг, лягте.

Положить – положи, положите.

Класть – клади, кладите.

Ехать – поезжай, поезжайте.

Бриться – брейся, брейтесь.

- р/р Придумайте предложения или словосочетания с любыми из этих слов.

- Записывает на доске (лучше заранее):

МЕНЕВАР  ЛАГОГАЛ

- С помощью анаграммы определите тему сегодняшнего урока.

- Как вы будете это делать? (Составлять новые слова из предложенного набора букв)

Получилось:

ВРЕМЕНА  ГЛАГОЛА

Объявляет:

Дата

Классная  работа

             Времена глагола

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Ваша задача?

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Проверяют домашнее задание ( упр 635), исправляют ошибки.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

Образуют  форму повелительного наклонения от инфинитива .

р/р Придумывают предложения или словосочетания с любыми из этих слов.

- С помощью анаграммы определяют  тему  урока.

 (Составляют новые слова из предложенного набора букв)

Ученик записывает на доске тему урока.

Учащиеся пишут в тетрадях:                        Дата

Классная  работа

Времена глагола

Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- контроль и оценка прогнозирования.

  1. Актуализация знаний. Усвоение новых способов действия.

Приёмы: мозговой штурм, постановка вопросов

Стратегия: кластер

Цель: научиться работать с учебным текстом: находить нужную информацию, формулировать вопросы, определять ключевые слова, переводить информацию из одной формы в другую, структурировать,  связно рассказывать по кластеру, обобщать материал, делать выводы.

- Открыли учебник. П. 81 (стр 226)

- Прочитаем его.

- Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова.

Вопросы на доске записывает учитель.

Составляем кластер.

(Смотри приложение 1)

ВСПОМИНАЕМ:

- глаголы какого вида не имеют настоящего времени? (совершенного)

- на какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?  

(Что делает?)  

 - на какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

(Что сделает? Что будет делать?)

- на какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

(Что делал? Что сделал?)

- Допишите, пожалуйста, в кластер другим цветом вопросы к разным временам глагола.

- Как же определить время глагола? ( по вопросу + суффиксу –л- в прошедшем времени).

- Для чего мы составили кластер? В чём он может нам помочь?

р/р  Расскажите, используя кластер, о временах глагола.

Ученики читают п. 81 на стр 226

Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова.

Ключевые слова на доске записывает ученик.

Ученик у доски составляет кластер.

(Смотри приложение 1)

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

Дописывают в кластер другим цветом вопросы к разным временам глагола.

Отвечают на вопросы  учителя, обобщают материал, делают выводы.

р/р  Рассказывают у доски, используя кластер, о временах глагола.

Регулятивные:

- планирование;

-прогнозирование.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- смысловое чтение,

- построение логической цепи рассуждения,

- общеучебные умения структурировать знания,  умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Общеучебные:

- моделирование,

- освоение систематических знаний.

Коммуникативные:

Работа в парах

  1. Первичная проверка понимания.

Работа со словарём синонимов

Цель: развитие речи обучающихся, устранение речевых ошибок за счёт употребления слов-синонимов, попутное повторение  диалога, монолога  и  особенностей написания реплик диалога, составление синквейна.

- Выполняем упр 637 (стр 226)

Работаем со словарём синонимов на стр 312

Самостоятельная работа: выписываем только вставленные синонимы к глаголу «говорить».

Проверяем. Что получилось?

Несколько учеников зачитывают свои варианты.

(Например, спросил, произнесла, заметил, объяснила, проронил, сказал, заявила, воскликнул).

- Глаголы какого времени вы вставили в текст? (прошедшего)

- А как вы определили время глагола?

(по вопросу и суффиксу Л)

Прочитаем текст по ролям.

Попутное повторение. Работа с текстом.

- Сколько персонажей участвует в разговоре? (Два: Мартышка и Попугай)

- Как называется в русском языке разговор двух лиц? (Диалог)

- Как на письме выделяется диалог?

 (Слова каждого говорящего пишутся с новой строчки без кавычек. Перед репликой ставится тире)

- А что такое монолог?

- Каков стиль данного текста? (Разговорный)

- Какова основная мысль текста? (Нужно заниматься зарядкой, укреплять свои мускулы)

Составляем синквейн.

1. Мартышка

2. Слабая, не спортивная.

3. Карабкалась, долезла, съезжала.

4. Надо укреплять свои мускулы. ИЛИ

Нужно выполнять спортивные упражнения.

5.Обезьяна.     ИЛИ

   Животное.

Для тех, кто выполнит раньше, дополнительное задание: от глагола «укреплять» образовать различные времена. (Это глагол несовершенного вида, поэтому - укрепляю, укреплял, буду укреплять)

Выполняют  упр 637 (стр 226)

Работают со словарём синонимов на стр 312

Самостоятельная работа: выписывают только вставленные синонимы к глаголу «говорить».

Можно взаимопроверку (если будет время)

Несколько учеников зачитывают свои варианты.

Отвечают на вопросы  учителя, обобщают материал, делают выводы.

Определяют стиль, основную мысль данного текста.

Составляют синквейн.

Выполняют дополнительное задание.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками.

Общеучебные:

- работа с учебником, со словарями.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- смысловое чтение,

- построение логической цепи рассуждения,

- общеучебные умения структурировать знания,  умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация (здоровый образ жизни, занятия спортом).

  1. Закрепление

Цель: потренировать в образовании форм глаголов прошедшего, настоящего и будущего  времени, в нахождении глаголов разных времён в текстах, выявить затруднения.

Самостоятельная работа.

  1.  Выполнить упр 638 (стр 227).

Выписать из считалок глаголы прошедшего времени, выделить суффикс -Л-.

1 вариант – 1-я и 2-я считалки (катилась, поджала, побежала, оказалась);

2 вариант – 3-я считалка (жили, пили, мыли, платили)

  1. Записать глагол «поделиться», определить его вид и поставить во все времена (Поделился, поделюсь).
  2.   Определить время глагола.

В это время индивидуальное задание выполняют ученики на компьютере. Используем универсальное мультимедийное пособие  к учебнику М.М. Разумовской и др. ФГОС «Русский язык. 5 класс.» Издательство «Экзамен».

Выполняют самостоятельную работу: упр 638 (стр 227).

Работают на компьютере.

Личностные:

смыслообразование.

Общеучебные:

- выбор наиболее эффективных способов выполнения задания.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция,

- контроль.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  1. Рассказ о временах глагола по кластеру.
  2. Упр 641 (объяснить)

Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. Задают вопросы.

Познавательные: 

- умения структурировать знания,

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания,

-умение давать оценку процессам и результатам деятельности.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция,

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

  1. Рефлексия
  1. Оценки за урок

 ( с объяснением);

  1. О чём говорили сегодня на уроке?
  2. Что повторили?
  3. В чём потренировались?
  4. Какие приёмы, стратегии, способы действия использовали?
  5. Что понравилось на уроке?

Собрать рабочие тетради, раздать проверенные.

Отвечают на вопросы  учителя, обобщают материал, делают выводы.

Собирают и раздают тетради.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли,

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Приложение 1 к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Времена глагола»

Вопросы к тексту п. 81

Ключевые слова

Кластер

  1. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
  2. У глаголов какого  вида есть три времени  или  какие времена есть у глаголов несовершенного вида?
  3. Какие времена имеет глагол совершенного вида?
  4. Какой суффикс используется при образовании глагола  в прошедшем времени?

  1. Изъявительное наклонение

  1. Несовершенный вид, будущее сложное время
  2. Совершенный вид, прошедшее время, настоящее время, будущее простое время
  3. Суффикс -л-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК Рыбченковой Л.М. Тема урока "Повествование с элементами описания".

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Развитие речи.   Повествование с элементами описания. Обучающее изложение.(Упр.239)УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Просвещение, М.,2015 г.Кл...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме "Правописание наречий ".

Данный урок разработан по программе Бабайцевой . Тип урока – систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Повторение изученного по теме «Причастие».

Данный урок поможет учащимся применять на практике орфографические и пунктуационные правила, определять роль причастий в художественном тексте....

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...