Рабочая программа по изучению русского языка как неродного.
рабочая программа по русскому языку по теме

Руденко Александра Дмитриевна

В связи с тем, что с 2016 года я обучаюсь в магистратуре по специальности: русский язык как иностранный, преподавание своего родного языка для людей, не изучавших его, входит в область моих интересов. Особенности методики, основные её принципы и приёмы тесно связаны с преподаванием русского языка как неродного.

 В настоящий момент развитие Калининградской области тесно связано с внешней политикой нашей страны. Приток иностранных граждан ближнего зарубежья с каждым годом набирает свой вес в миграционной политике страны. Наибольший процент мигрантов составляют жители Украины, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Молдавии и Туркмении. Как правило, решение переехать жить в Россию принимается всей семьёй. Взрослые члены семьи могут пройти обучение русскому языку, чтобы получить гражданство, вид на жительство, на подготовительных курсах при университете, что же касается детей раннего школьного возраста, то здесь возникает большая проблема адаптации. Ребёнок вынужден получить российское образование, но нелегко это сделать, не зная национального языка страны, в которой решила обосноваться семья.

В связи с ответственностью, которая возлагается на учителя, считаю необходимой разработку методических рекомендаций и рабочей программы по обучению русскому языку для таких особых детей.

Данную программу рекомендуется использовать для индивидуальных, групповых занятий. Но можно и найти соответствия данной программы рабочей программе для детей, изучающих русский язык как родной, реализуя тем самым компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом.

В школьной образовательной программе русский язык всегда выполнял двойную функцию: отдельный предмет обучения, а также средство получения знаний по всем остальным предметам. Кроме того, русский язык неразрывно связан с культурой России, её историей, традициями. Отсюда можно сделать вывод, что обучение детей-мигрантов русскому языку влечёт за собой не только вероятность овладения языком с усвоением всех языковых компетенций, но и знакомство с жизнью страны, в которой он проживает, а как следствие – залог успешной адаптации ребёнка в обществе.

Рабочая программа доступна в приложении к заявке.

Кроме того, я постоянно занимаюсь самообразованием в рамках методики преподавания русского языка и литературы в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rya_kak_inostrannyy.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 46

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрена

на заседании филологического методического центра

Протокол №____________

от «»__июня__2017года

Рабочая программа

по русскому языку как иностранному

(проект)

Учитель Руденко Александра Дмитриевна


Пояснительная записка.

Особенности программы.

В настоящий момент развитие Калининградской области тесно связано с внешней политикой нашей страны. Приток иностранных граждан ближнего зарубежья с каждым годом набирает свой вес в миграционной политике страны. Наибольший процент мигрантов составляют жители Украины, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Молдавии и Туркмении. Как правило, решение переехать жить в Россию принимается всей семьёй. Взрослые члены семьи могут пройти обучение русскому языку, чтобы получить гражданство, вид на жительство, на подготовительных курсах при университете, что же касается детей раннего школьного возраста, то здесь возникает большая проблема адаптации. Ребёнок вынужден получить российское образование, но нелегко это сделать, не зная национального языка страны, в которой решила обосноваться семья.

В связи с ответственностью, которая возлагается на учителя, считаю необходимой разработку методических рекомендаций и рабочей программы по обучению русскому языку для таких особых детей. Данную программу рекомендуется использовать для индивидуальных, групповых занятий. Но можно и найти соответствия данной программы рабочей программе для детей, изучающих русский язык как родной, реализуя тем самым компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом.

В школьной образовательной программе русский язык всегда выполнял двойную функцию: отдельный предмет обучения, а также средство получения знаний по всем остальным предметам. Кроме того, русский язык неразрывно связан с культурой России, её историей, традициями. Отсюда можно сделать вывод, что обучение детей-мигрантов русскому языку влечёт за собой не только вероятность овладения языком с усвоением всех языковых компетенций, но и знакомство с жизнью страны, в которой он проживает, а как следствие – залог успешной адаптации ребёнка в обществе.

Место предмета.

Федеральная целевая программа «Русский язык», принятая Правительством Российской Федерации (29.12.2005, №833) на 2005-2010 годы, содержит целый раздел «Укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации». Этот раздел включает ряд конкретных положений. Они нацеливают на работу по следующим направлениям: «Исследование качества владения русским языком как неродным лицами, обучающимися в образовательных учреждениях РФ», «Проведение систематического наблюдения и анализа баланса русского национального двуязычия на территории РФ, на подготовку «прогнозов и рекомендаций по вопросам функционирования русского языка как языка межнационального общения народов РФ». В рамках этой программы ведётся теоретическое изучение проблемы русский язык как неродной, анализируется деятельность школ по обучению детей-мигрантов.

В соответствии с  федеральным базисным учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом МАОУ ОСОШ № 46 на 2017-2018учебный год программа рассчитана на преподавание курса  русского языка как иностранного в объеме 70 часов=2 раза в неделю.

Задачи курса.

Вопрос цели – главный вопрос в методике преподавания русского языка как иностранного. Задачи, которые ставит перед собой преподаватель, определяют цели обучение.

Задачи курса:

- обучение языковой системе, обучение грамматике;

- формирование навыков всех видов речевой деятельности;

- соизучение культуры страны в процессе изучения языка;

- воспитание личности;

Основная цель обучения русскому языку как иностранному в ходе практического курса – обучение речевому общению.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения русского языка как иностранного учащийся должен получить сформированность следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой.

1. Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

2. Лингвистическая компетенция предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков. К ним относят прежде всего опознавательные умения: опознавать звуки, буквы, части слова, морфемы, части речи и т.д., отличать одно явление от другого. Вторая группа умений — классификационные: умения делить языковые явления на группы. Наконец, третья группа — аналитические умения: производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.

3. Коммуникативная компетенция — это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения.

4. Культуроведческая компетенция обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, русским речевым этикетом.

Содержание учебного курса по русскому языку как иностранному.

ФОНЕТИКА

Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слово и слог. Гласные и согласные звуки.

Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Соотношение согласных по глухости — звонкости. Непарные глухие. Непарные звонкие, сонорные. Правила произношения. Оглушение парных звонких согласных на конце слова. Ассимиляция согласных по глухости—звонкости. Оглушение парных звонких согласных перед глухими. Дифференциация глухих и звонких согласных. Твердые и мягкие согласные. Соотношение согласных по твердости-мягкости. Дифференциация сочетаний СГ и CjГ. Ассимилятивное смягчение согласных.

Гласные звуки. Правила произношения. Дифференциальные признаки русских гласных: ряд, подъем, лабиализация. Слабый приступ в абсолютном начале слова. Дифтонгоидность гласных, их изменяемость в зависимости от окружающего фонетического контекста. Позиционные изменения гласных в безударном положении. Редукция I и II степени.

Ударение и ритмика. Контраст ударных и безударных слогов по длительности и напряженности. Интонация, ее составные компоненты. Функции интонации в речи. Синтагматическое членение. Слитность произношения слов в синтагме. Интонационное оформление различных коммуникативных типов высказываний Основные типы интонационных конструкций, их фонетическое строение:

ИК-1 (законченное высказывание),

ИК-2 (специальный вопрос, обращение, просьба),

ИК- 3 (общий вопрос, неоконченная синтагма),

ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом “а”),

ИК-5 (оценка).

МОРФОЛОГИЯ

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. Род и число имен существительных. Падежная система имен существительных. Формообразование; значение и употребление падежных форм. Основные значения падежей.

МЕСТОИМЕНИЕ

Значение, формы изменения и употребление личных, вопросительных, притяжательных, указательных, определительных, отрицательных местоимений.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Полные прилагательные. Согласование полных прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже. Некоторые падежные формы полных прилагательных. Краткие прилагательные.

ГЛАГОЛ

Инфинитив. Несовершенный и совершенный вид глагола в ограниченном наборе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Спряжение глаголов. Императив от известных глаголов. Глаголы с частицей - ся в ограниченном наборе. Глаголы движения.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Количественные числительные. Употребление числительных в сочетании с существительными. Порядковые числительные в форме именительного падежа.

НАРЕЧИЯ

Разряды наречий по значению: места, времени, образа действия, меры и степени. Предикативные наречия в ограниченных структурах, вопросительные наречия, отрицательные наречия.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлоги, союзы и союзные слова, частицы.

МЕЖДОМЕТИЯ

Особенности употребления.

СИНТАКСИС

Виды простого предложения. Виды сложного предложения.

ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. ПУНКТУАЦИЯ.

Прописная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, в названиях улиц, городов и рек; раздельное написание слов, предлогов и союзов; употребление точки, двоеточия, вопросительного и восклицательного знаков.

ЛЕКСИКА

Моя семья. Мои друзья. Моя родная страна. Школа. Город. Мой дом. Мой день. Время года. Растительный мир. Животный мир. Питание. Здоровье. Магазин.

Тематическое планирование.

№ урока по порядку

Основное содержание по темам/Содержание уроков

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слово и слог.

1

2

Гласные и согласные звуки. Соотношение согласных по глухости — звонкости.

1

3

Соотношение согласных по твёрдости — мягкости.

1

4

Непарные звонкие, сонорные.

1

5

Правила произношения.

1

6

Оглушение парных звонких согласных на конце слова. Оглушение парных звонких согласных перед глухими.

1

7

Дифференциация сочетаний СГ и CjГ.

1

8

Контрольная работа по теме – фонетика.

1

9

Работа над ошибками.

1

10

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные.

1

11

Род и число имен существительных.

1

12

Падежная система имен существительных.

1

13

Формообразование; значение и употребление падежных форм. Основные значения падежей.

1

14

Контрольная работа по теме – имя существительное.

1

15

Часть речи – местоимение.

1

16

Употребление личных, вопросительных местоимений.

1

17

Употребление указательных, определительных местоимений.

1

18

Употребление отрицательных местоимений.

1

19

Контрольная работа по теме – местоимение.

1

20

Работа над ошибками.

1

21

Имя прилагательное. Полные прилагательные.

1

22

Согласование полных прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже.

1

23

Некоторые падежные формы полных прилагательных.

1

24

Краткие прилагательные.

1

25

Контрольная работа по теме – имя прилагательное.

1

26

Работа над ошибками.

1

27

Часть речи – глагол. Инфинитив.

1

28

Несовершенный и совершенный вид глагола в ограниченном наборе.

1

29

Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.

1

30

Спряжение глаголов.

1

31

Глаголы с частицей - ся в ограниченном наборе.

1

32

Глаголы движения.

1

33

Контрольная работа по теме – глагол.

1

34

Работа над ошибками.

1

35

Количественные числительные.

1

36

Употребление числительных в сочетании с существительными.

1

37

Порядковые числительные в форме именительного падежа.

1

38

Разряды наречий по значению: места, времени, образа действия, меры и степени.

1

39

Предикативные наречия в ограниченных структурах, вопросительные наречия, отрицательные наречия.

1

40

Контрольная работа по теме – имя числительное и наречие.

1

41

Работа над ошибками.

1

42

Предлоги.

1

43

Союзы и союзные слова.

1

44

Частицы.

1

45

Контрольная работа по теме – служебные части речи.

1

46

Работа над ошибками.

1

47

Особенности употребления междометий.

1

48

Виды простого предложения.

1

49

Виды сложного предложения.

1

50

Прописная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, в названиях улиц, городов и рек.

1

51

Раздельное написание слов, предлогов и союзов

1

52

Употребление точки, двоеточия, вопросительного и восклицательного знаков.

1

53

Развитие речи – обучение написанию сочинения.

1

54

Развитие речи – обучение написанию изложения.

1

55

Сочинение на тему.

1

56

Моя семья.

1

57

Мои друзья.

1

58

Моя родная страна.

1

59

Школа.

1

60

Город.

1

61

Мой дом.

1

62

Мой день.

1

63

Время года.

1

64

Растительный мир. Животный мир.

1

65

Питание. Здоровье.

1

66

Магазин.

1

67

Контрольная работа по теме – лексика.

1

68

Работа над ошибками.

1

69

Обобщающий урок по теме – лексика.

1

70

Итоговый урок.

1

 

Следует обратить внимание на то, что в процессе подготовки к урокам, учитель должен использовать различные методы, приёмы работы с учащимися. В качестве огромных помощников как учителю, так и ученику могут выступать индивидуальные карточки, задания с разным уровнем сложности, разработки дидактических и раздаточных материалов. Кроме того, проверка домашней работы должна всегда сопровождаться обширным комментарием учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Изучение русского языка как неродного.

Важность данного вопроса отмечают все учителя. Материал содержит классификацию ошибок, наиболее характерных для учащихся данной категории. Предложены некоторые виды деятельности....

Статья "Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного"

С одной стороны, обучение детей с русским языком как неродным является особой областью методики, для таких детей создаются специфические условия обучения, с другой стороны, все школьники Российской Фе...

Лингвокультурология как метод изучения русского языка как неродного

Основными понятиями лингвокультурологии являются «язык-человек», «концепт» и «картина мира»6. С точки зрения данной дисциплины, ее главным, основополагающим понятием является «концепт», понимаемый как...

Изучение русского языка как неродного

Рекомендации к изучению в общеобразовательных учреждениях русского языка как неродного....

Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"

Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...

Рабочая программа углубленного изучения русского языка 9 класс, 136 часов

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по авторской программе  к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Бархударова С. Г., Крючкова С. Е., Максимова Л. Ю. (М.: Про...